ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 6205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

216

 

ской

 

работы

 

является

 

совершенствование

 

информационного

 

обеспечения

 

розыскной

 

деятельности

Как

 

справедливо

 

отмечает

 

М

П

Поляков

ин

-

формация

 â€“ 

это

 

хлеб

 

аналитика

в

 

то

 

же

 

время

 

анализ

 

совершенствует

 

ин

-

формационное

 

обеспечение

 

оперативно

-

служебной

 

деятельности

 

практи

-

ческих

 

органов

1

При

 

этом

 

заметим

что

 

вся

 

получаемая

 

информация

 

должна

 

подлежать

 

аналитическому

 

осмыслению

без

 

деления

 

ее

 

на

  Â«

по

-

лезную

» 

и

 Â«

бесполезную

», 

так

 

как

 

такое

 

деление

 

информации

 

на

 

момент

 

ее

 

поступления

 

может

 

внести

 

серьезную

 

долю

 

субъективизма

 

в

 

поисково

-

розыскную

 

деятельность

что

 

повлечет

 

за

 

собой

ошибочное

 

прогнозиро

-

вание

необъективный

 

анализ

 

всей

 

собранной

 

и

 

оперативно

 

поступающей

 

информации

 

и

как

 

результат

, – 

неэффективность

 

расследования

 

в

 

целом

.  

Поэтому

 

практическая

 

значимость

 

и

 

ценность

 

результатов

 

информаци

-

онно

-

аналитической

 

деятельности

 

при

 

осуществлении

 

розыска

 (

поиска

), 

на

 

наш

 

взгляд

должна

 

определяется

 

в

 

зависимости

 

от

 

направлений

 

указанной

 

деятельности

и

 

представлять

 

собой

1) 

общие

 

положения

обязательные

 

как

 

для

 

организации

 

поисково

-

розыскной

 

деятельности

так

 

и

 

для

 

работы

 

по

 

розыскному

 

делу

 (

комплекс

-

ный

 

анализ

 

всей

 

собранной

 

информации

прогнозирование

 

оперативной

 

об

-

становки

анализ

 

и

 

оценка

 

отдельных

 

проблем

 

организации

 

розыска

); 

2) 

положения

определяющие

 

работу

 

по

 

розыскным

 

делам

  (

анализ

 

и

 

оценка

 

оперативно

 

поступающей

 

информации

разработка

 

мер

 

по

 

органи

-

зации

 

розыска

определение

 

тактики

 

осуществления

 

планируемых

 

розы

-

скных

 

действий

 

и

 

т

п

.). 

Главным

 

звеном

 

такой

 

информационно

-

аналитической

 

модели

 

являет

-

ся

по

 

нашему

 

убеждению

концептуальная

 

направленность

 

на

 

добывание

 

прогностической

стратегически

 

необходимой

 

информации

 

для

 

успешного

 

раскрытия

 

и

 

расследования

 

преступления

Стратегически

 

ценная

 

информа

-

ция

 

при

 

этом

 

выступает

 

в

 

качестве

  Â«

конечного

 

продукта

», 

позволяющего

 

определить

 

направление

 

розыска

  (

поиска

), 

обеспечить

 

информационную

 

поддержку

 

принятых

 

решений

рассчитать

 

силы

средства

 

и

 

время

необхо

-

димое

 

для

 

его

 

осуществления

спрогнозировать

 

неблагоприятное

 

развитие

 

поисково

-

розыскной

 

ситуации

 

и

 

взять

 

ее

 

под

 

оперативный

 

контроль

Как

 

известно

получение

 

стратегически

 

ценной

 

аналитической

 

информа

-

ции

 

порою

 

занимает

 

много

 

сил

средств

и

что

 

особенно

 

важно

 

при

 

осуществ

-

лении

 

розыскной

 

деятельности

времени

Анализ

 

уголовных

 

дел

 

показывает

что

 

в

 

целом

 

на

 

оформление

 

запросов

производство

 

первоначальных

 

следст

-

венных

 

действий

 

и

 

оперативно

-

розыскных

 

мероприятий

направленных

 

на

 

по

-

лучение

 

информации

 

о

 

признаках

 

и

 

свойствах

 

искомых

 

объектов

 (

в

 

том

 

числе

 

                                                 

1

 

См

.: 

Поляков

 

М

.

П

Уголовно

-

процессуальная

 

интерпретация

 

результатов

 

опера

-

тивно

-

розыскной

 

деятельности

 : 

монография

 / 

под

 

науч

ред

В

.

Т

Томина

.

 

Н

Новгород

2001. 

С

. 262. 


background image

217

 

и

 

анализ

 

собранной

 

информации

), 

в

 

среднем

 

тратится

 

от

 5 

до

12 

рабочих

 

дней

С

 

учетом

 

быстро

 

меняющейся

 

оперативной

 

обстановки

возможности

 

объек

-

тов

 

розыска

 (

людей

скрыться

быть

 

уничтоженными

видоизмененными

 

и

 

т

д

., 

такой

 Â«

запас

 

времени

», 

по

 

мнению

 

большинства

 

опрошенных

 

потенциаль

-

ных

 

субъектов

 

розыска

, – 

непозволительная

 

роскошь

Поэтому

 

подавляющее

 

большинство

 (72 %) 

респондентов

 

указали

 

на

 

необходимость

 

создания

 

инфор

-

мационно

-

аналитических

 

регистрационных

 

систем

 

на

 

всех

 

граждан

постоянно

 

и

 

временно

 

проживающих

 

на

 

территории

 

России

, 19 % 

опрошенных

 

согласи

-

лись

 

с

 

необходимостью

 

ведения

 

таких

 

учетов

 

в

 

отношении

 

лиц

ранее

 

совер

-

шавших

 

преступления

 

и

 

только

 9 % 

полностью

 

удовлетворены

 

аналитической

 

деятельностью

производимой

 

в

 

правоохранительных

 

органах

И

 

практически

 

все

 

опрошенные

 

следователи

 

и

 

сотрудники

 

оперативных

 

подразделений

 

указа

-

ли

 

на

 

необходимость

 

перехода

 

в

 

работе

 

с

 

информационными

 

потоками

 

по

 

рас

-

следуемым

 

событиям

 

в

 

режиме

 

реального

 

времени

 

Р

.

В

Фокин

доцент

 

кафедры

 

математики

  

и

 

информационных

 

технологий

 

управления

кандидат

 

технических

 

наук

доцент

Т

.

А

Жильников

,  

доцент

 

кафедры

 

математики

  

и

 

информационных

 

технологий

 

управления

кандидат

 

технических

 

наук

доцент

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Использование

 

современных

 

информационных

 

технологий

  

в

 

учебно

-

методическом

 

взаимодействии

 

в

 

вузах

 

ФСИН

 

России

 

 

Реализация

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

(

УИС

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

объективно

 

требует

 

повсеме

-

стного

 

оснащения

 

автоматизированными

 

рабочими

 

местами

В

 

связи

 

с

 

этим

 

в

 

первую

 

очередь

 

вопросы

 

внедрения

 

современных

 

информацион

-

ных

 

технологий

 

касаются

 

образовательных

 

учреждениях

 

ФСИН

 

России

Одним

 

из

 

направлений

 

деятельности

 

учебных

 

заведений

 

является

 

учебно

-

методическая

 

работа

для

 

грамотного

 

обеспечения

 

которой

 

необ

-

ходима

 

организация

 

взаимодействия

 

между

 

учебными

 

заведениями

С

 

этой

 

целью

 

разработан

 

единый

 

электронный

 

межвузовский

 web-

ресурс

 

полнотекстовой

 

электронной

 

базы

 

учебно

-

методических

 

материалов

Указан

-

ная

 

база

 

данных

 web 

сайта

 

позволяет

 

хранить

редактировать

обрабатывать

просматривать

 

как

 

учебно

-

методические

 

материалы

разработанные

 

высшими

 

учебными

 

заведениями

так

 

и

 

нормативные

 

документы

регламентирующие

 

образовательный

 

процесс

 

в

 

учебных

 

заведениях

 

ФСИН

 

России


background image

218

 

База

 

данных

 web 

сайта

 

служит

 

для

 

организации

 

межвузовского

 

взаи

-

модействия

 

и

 

используется

 

высшими

 

учебными

 

заведениями

 

для

 

обмена

 

положительным

 

опытом

знанием

интересными

 

сведениями

новостями

а

 

также

что

 

немаловажно

для

 

контроля

 

содержания

 

и

 

наполненности

 

учеб

-

но

-

методической

 

составляющей

 

учебного

 

процесса

 

в

 

вузах

Особенностью

 

разработанного

 

сайта

 

следует

 

отметить

 

отсутствие

 

проблем

 

совместимости

 

с

 

различными

 

браузерами

например

 

таким

 

ши

-

роко

 

распространенным

как

 Internet Explorer. 

Сайт

 

обладает

 

такими

 

свой

-

ствами

как

 

гибкость

открытость

 

и

 

модифицируемость

 

при

 

помощи

 

про

-

стых

 

средств

Он

 

абсолютно

 

легок

 

в

 

использовании

Доступ

 

на

 

сайт

 

свободный

но

 

из

 

соображений

 

информационной

 

безопасности

 

к

 

некоторым

 

разделам

 

доступ

 

ограниченный

  (

только

 

для

 

авторизованных

 

пользователей

). 

В

 

свободном

 

доступе

 

находятся

 

такие

 

разделы

как

 

главная

 

страница

нормативные

 

документы

федеральные

 

законы

а

 

также

 

ссылки

 

на

 

адреса

 

высших

 

учебных

 

заведений

Для

 

авто

-

ризованных

   

пользователей

 

имеется

 

возможность

 

просмотра

 

норматив

-

ных

 

документов

 

Федеральной

 

службы

 

исполнения

 

наказаний

материа

-

лов

 

по

 

учебно

-

методическим

  

секциям

которые

 

разработаны

 

различны

-

ми

 

вузами

Без

 

авторизации

 

доступ

 

к

 

этим

 

документам

 

невозможен

Од

-

нако

 

и

 

у

 

авторизованных

 

пользователей

 

различные

 

права

Так

некото

-

рые

 

могут

  

не

 

только

 

просматривать

 

доступные

 

для

 

них

 

материалы

но

 

и

 

изменять

 

их

Регистрация

 

пользователей

 

осуществляется

 

администрацией

 

сайта

что

 

исключает

 

авторизованный

 

доступ

 

несанкционированных

 

лиц

 

А

.

Л

Чистяков

преподаватель

 

кафедры

 

математики

  

и

 

информационных

 

технологий

 

управления

кандидат

 

технических

 

наук

доцент

  

(

Академия

 

ФСИН

 

России

);

 

С

.

А

Иванченко

инженер

 

группы

 

ИТО

связи

 

и

 

вооружения

  

(

ФКУ

 

ИК

-3 

ФСИН

 

России

)  

 

Использование

 

методов

 

экспертных

 

оценок

  

в

 

задачах

 

совершенствования

 

контроля

 

качества

 

образования

  

в

 

учебных

 

заведениях

 

ФСИН

 

России

 

 

В

 

настоящее

 

время

 

одним

 

из

 

направлений

 

модернизации

 

системы

 

российского

 

образования

 

является

 

совершенствование

 

контроля

 

и

 

управ

-

ления

 

качеством

 

образования

Данная

 

тема

 

актуальна

 

и

 

для

 

образователь

-

ных

 

учреждений

 

ФСИН

 

России


background image

219

 

С

 

целью

 

оперативного

 

контроля

 

текущего

 

уровня

 

качества

 

образова

-

ния

 

в

 

учебных

 

заведениях

 

создаются

 

специальные

 

группы

 â€“ 

группы

 

кон

-

троля

 

качества

одной

 

из

 

основных

 

задач

 

которых

 

является

 

изучение

 

на

-

правлений

 

совершенствования

 

деятельности

 

учебного

 

заведения

 

и

 

выяв

-

ления

 

путей

 

его

 

развития

Однако

 

некоторые

 

из

 

процедур

 

при

 

оценке

 

качества

 

образования

 

представляются

 

недостаточно

 

объективными

Для

 

улучшения

 

самой

 

про

-

цедуры

 

оценки

 

качества

а

 

также

 

более

 

точного

 

определения

 

направления

 

развития

 

деятельности

 

учебного

 

заведения

 

предлагается

 

использовать

 

экспертные

 

группы

Экспертиза

 

представляет

 

собой

 

мощное

 

средство

 

пе

-

реработки

 

слабо

 

формализованных

 

данных

которое

 

позволяет

 

выделить

 

наиболее

 

обоснованные

 

утверждения

 

специалистов

-

экспертов

 

и

 

использо

-

вать

 

их

в

 

конечном

 

счете

для

 

подготовки

 

различных

 

решений

Рассмотрим

 

несколько

 

примеров

 

использования

 

экспертных

 

групп

.  

1. 

При

 

проведении

 

компьютерного

 

тестирования

 

группа

 

экспертов

 

определяет

 

нижний

 

и

 

верхний

 

предел

 

в

 

процентном

 

соотношении

 

пра

-

вильных

 

ответов

 

к

 

общему

 

количеству

 

заданных

 

вопросов

 

для

 

каждой

 

оценки

 (

при

 

использовании

 5-

балльной

 

шкалы

).  

2. 

Сравнение

 

трудоемкости

 

дисциплин

по

 

которым

 

проводится

  

тес

-

тирование

При

 

этом

 

составляется

 

МПС

 

для

 

сравнения

 

предметов

  (

вари

-

антов

и

 

при

 

оценке

 

качества

 

обучения

 

можно

 

использовать

 

понижающие

 

(

для

 

менее

 

сложных

 

дисциплин

или

 

повышающие

 (

для

 

более

 

сложных

 

в

 

усвоении

коэффициенты

.  

Существующие

 

методы

 

экспертных

 

оценок

 

использую

 

различные

 

по

-

казатели

 

для

 

решения

 

задачи

 

согласованности

 

мнений

 

экспертов

:  

– 

среднеарифметическое

 

значение

 

частных

 

оценок

 

для

 

каждого

 

вари

-

анта

– 

коэффициент

 

вариации

– 

коэффициент

 

парной

 

ранговой

 

корреляции

 

К

Спирмена

– 

коэффициент

 

конкордации

Например

рассчитав

 

коэффициент

 

конкордации

 

для

 

всей

 

группы

 

в

 

целом

а

 

затем

 

для

 

группы

 

из

 

которой

 

исключен

 

один

 

эксперт

можно

 

определить

 

эксперта

ранжировка

 

которого

 

нарушает

 

согласованность

 

групповой

 

экспертной

 

оценки

Такой

 

эксперт

или

 

эксперты

исключа

-

ются

 

из

 

экспертной

 

группы

При

 

этом

 

в

 

эту

 

группу

 

могут

 

попасть

 

как

 

неквалифицированные

 

лица

так

 

и

 

люди

глубже

 

проникшие

 

в

 

проблему

чем

 

большинство

Бывает

 

и

 

так

что

 

эксперты

 

делятся

 

на

 

две

 

или

 

более

 

группы

имеющие

 

единые

 

групповые

 

точки

 

зрения

В

 

этом

 

случае

 

при

-

нято

 

говорить

что

 

опрос

 

не

 

достиг

 

цели

 

или

 

об

 

отсутствии

 

единого

 

мнения

Однако

 

существующие

 

методы

 

экспертных

 

оценок

 

с

 

ранжирующими

 

векторами

в

 

частности

метод

 

анализа

 

иерархий

не

 

предусматривают

 

та

-


background image

220

 

ких

 

операций

 

как

 

ранжирование

 

и

 

группирование

 

мнений

 

экспертов

не

 

позволяют

 

использовать

 

такие

 

понятия

 

как

 Â«

мнение

 

большинства

», «

мне

-

ние

 

квалифицированного

 

большинства

», «

мнение

 

группы

 

с

 

наиболее

 

ав

-

торитетным

 

экспертом

». 

Для

 

решения

 

задач

 

унификации

 

и

 

согласования

 

мнений

сравнения

 

различных

 

способов

 

унификации

 

и

 

согласования

а

 

также

 

для

 

разработки

 

методов

 

ранжирования

 

и

 

классификации

 

частных

 

оценок

 

предлагается

 

ис

-

пользовать

 

расстояния

 

между

 

мнениями

 

групп

 

экспертов

.  

Полученные

 

расстояния

 

могут

 

использоваться

 

для

 

унификации

 

и

 

со

-

гласования

 

мнений

 

и

 

разрабатывать

 

различные

 

способы

 

исключения

 

мар

-

гинальных

 

оценок

Например

можно

 

найти

 

самого

  Â«

квалифицированно

-

го

» 

эксперта

и

 

только

 

его

 

мнение

 

использовать

 

для

 

ранжирования

 

вари

-

антов

Можно

 

решить

 

задачу

 

кластеризации

 

и

 

выделить

 

группы

 

экспертов

 

по

 

некоторому

 

критерию

 

близости

 

и

 

использовать

 

мнение

 

самой

 

много

-

численной

 

группы

Можно

 

упорядочить

 

мнения

 

экспертов

 

и

 

решить

 

зада

-

чу

 

согласования

 

для

 

квалифицированного

 

большинства

  (

например

,  

75-

процентного

). 

Перечисленные

 

примеры

 

не

 

исчерпывают

 

всех

 

возмож

-

ных

 

вариантов

хотя

 

и

 

являются

 

наиболее

 

интересными

Таким

 

образом

мы

 

не

 

только

 

используем

 

интуицию

 

и

 

квалификацию

 

экспертов

 

для

 

реше

-

ния

 

поставленной

 

задачи

но

 

и

 

проводим

 

определенную

 

работу

 

с

 

самим

 

составом

 

экспертных

 

групп

 

А

.

П

Шелковников

адъюнкт

 

(

Академия

 

ФСИН

 

России

 

Роль

 

информационно

-

коммуникационных

 

технологий

 

в

 

реализации

  

положений

 

Концепции

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

  

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

 

В

 

научной

 

литературе

 

понятие

  Â«

информационно

-

коммуникационные

 

технологии

» (

ИКТ

применяется

 

как

 

обобщающее

описывающее

 

различ

-

ные

 

устройства

механизмы

способы

алгоритмы

 

обработки

 

информации

Концепция

 

развития

 

уголовно

-

исполнительной

 

системы

 

Россий

-

ской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

 

в

 

числе

 

основных

 

задач

 

определяет

по

-

вышение

 

эффективности

 

управления

 

уголовно

-

исполнительной

 

систе

-

мой

 

с

 

учетом

 

ее

 

новой

 

структуры

в

 

том

 

числе

 

путем

 

формирования

 

со

-

временной

 

информационной

 

и

 

телекоммуникационной

 

инфраструкту

-

ры

внедрение

 

современных

 

технологий

 

и

 

технических

 

средств

 

в

 

прак

-

тику

 

исполнения

 

наказаний

Для

 

реализации

 

этих

 

задач

 

Концепцией

 

предусмотрены

 

следующие

 

направления

 

применения

 

ИКТ

 

в

 

уголовно

-

исполнительной

 

системе