Файл: Nastolnaya_kniga_sudi_po_ugolovnym_delam__Esakov_G_A__Rarog_A_I__Chuchaev_A_I.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2019
Просмотров: 8516
Скачиваний: 2
- на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;
- данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);
- капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;
- оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;
- несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие, и если не вмешаться в развитие событий, то их гибель неминуема. Потерпевшие могут находиться не только в воде, но и на транспортных, спасательных средствах либо на каком-нибудь предмете, оказавшемся в море, реке или озере.
Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей. Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовную ответственность.
В деянии капитана судна нет состава рассматриваемого преступления в том случае, если помощь не была оказана в связи с отказом от нее самих пострадавших.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности по ст. 270 УК подлежат не только лица, должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.
Исключается ответственность судоводителей водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок и т.д.), принадлежащих на праве личной собственности. При наличии соответствующих обстоятельств их действия могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.
Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270 УК, а по ст. 125 УК. Этой же статьей охватывается бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Объект преступления - урегулированный нормами права режим воздушного пространства России, неприкосновенность Государственной границы РФ. Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.
Объективная сторона преступления характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иным нарушением правил международных полетов.
Согласно Воздушному кодексу РФ международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна. Кроме того, он обязан представить сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.
Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Российской Федерации, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.
Иностранные воздушные суда при производстве посадки на территории Российской Федерации могут быть подвергнуты осмотру с проверкой судовых документов. В случаях, если отсутствует установленная для международных полетов документация или имеются основания считать данное судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может приостановить его отправку.
На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из России или следующие транзитом с посадкой на территории РФ воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с российским законодательством.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных полетов воздушных судов он проводится после пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.
Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).
В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.
В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных полетов. Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО) и представлены в виде международных стандартов (Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.). Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам международные стандарты.
Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом территории, над которой оно расположено. В отношении воздушного пространства над открытым морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных государств, Антарктикой установлен международно-правовой режим. Следовательно, в этом случае государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.
Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляются только по установленным международным трассам. Эшелонирование, т.е. вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающее безопасность воздушного движения, производится в соответствии с правилами государства, над территорией которого происходит полет. При различиях в системах эшелонирования России и другого государства эшелоны меняются до пересечения государственной границы другого государства (границы зоны управления воздушным движением над открытым морем).
В тех случаях, когда несоблюдение правил эшелонирования, маршрута полета, мест посадки, высоты полета, воздушных ворот и других требований режимных правил, границ воздушного пространства было следствием стихийного бедствия, аварии воздушного судна или иных не зависящих от пилота причин, исключается уголовная ответственность по ст. 271 УК.
Иное нарушение правил международных полетов может выражаться, например: в вылете из России или влете в Россию с просроченным разрешением; не на том типе судна, которое указано в разрешении; в сбрасывании на землю грузов и парашютистов: в принятии на территории России на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете Государственной границы без радиосвязи и т.д. Несоблюдение же других правил, например о тарифах на международные перевозки пассажиров, правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и т.п., не подпадает под признаки рассматриваемого состава преступления. При определенных условиях они могут повлечь административную ответственность.
Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.
Воздушное судно, пересекшее Государственную границу России без соответствующего разрешения компетентных органов или совершившее иное нарушение правил перелета через Государственную границу России и порядка использования ее воздушного пространства, признается судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчиняется требованиям органов, контролирующих полеты. Судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов; как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства. Если экипаж действует по принуждению, то исключается его ответственность.
Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях в этом случае может быть состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.
Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений: угоном воздушного судна (ст. 211 УК), контрабандой (ст. 188 УК) и т.п. В этом случае налицо совокупность преступлений.
Глава 18. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Общая характеристика преступлений
против государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления
Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. В европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной Россией 27 января 1999 г., обращается внимание на то, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Огромная опасность коррупции для функционирования демократических институтов общества отмечается в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире <1>. Абсолютное число должностных преступлений, являющихся одним из самых типичных проявлений коррупции, неуклонно растет. Если в 2001 г. их было выявлено 23208, то в 2004 г. было зарегистрировано 30603, а в 2005 г. - 32180 <2>.
--------------------------------
<1> Лопашенко Н.А., Львович Е.В., Лапунин М.М. Коррупция в России и противодействие ей: исследование общественного мнения // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия. Саратов, 2005. С. 7 - 12.
<2> Состояние преступности в России за январь - декабрь 2001 года. М., 2003. С. 16; за январь - декабрь 2004 года. М., 2005. С. 16; за январь - декабрь 2005 года. М., 2006. С. 13.
Действующий УК относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Следует отметить, что название раздела X УК не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т.е. публичной власти в целом. Следовательно, единый родовой объект всех этих преступлений составляет обширная группа общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления.
Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т.е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды Российской Федерации. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы (гражданской, военной или правоохранительной), под которой понимается профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ и их государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" с изменениями от 11 ноября 2003 г. <1>, за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.