ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11807
Скачиваний: 1
УÐÐ 378
ÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐСТÐÐТÐÐÐÐÐЧ СЫЧ,
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ°ÑедÑÑ Ñголовного пÑоÑеÑÑа и кÑиминалиÑÑики,
ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии, г. Ð ÑзанÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: vladimir_1@inbox.ru
СÐСТÐÐРСТÐÐУÐÐÐ ÐÐÐÐÐЯ
ÐÐУЧÐÐ-ÐССÐÐÐÐÐÐТÐÐЬСÐÐÐ Ð ÐÐÐТЫ
ÐÐЪЮÐÐТÐÐ, ÐÐУЧÐЮЩÐХСЯ Ð ÐУÐÐÐ¥
ФÐÐÐÐ ÐÐЬÐÐРСÐУÐÐЫ ÐСÐÐÐÐÐÐÐЯ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки адÑÑнкÑами ÑвоиÑ
иÑÑледований. ÐÑедлагаÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑ ÑÑимÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ каÑеÑÑвенной и
бÑÑÑÑой подгоÑовке Ð¸Ñ Ð¸ÑÑледований.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
подгоÑовка диÑÑеÑÑаÑий, адÑÑнкÑÑ
,
маÑеÑиалÑное ÑÑи-
мÑлиÑование, моÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑиваÑиÑ, Ñголовно-иÑполниÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑема.
Уголовно-иÑполниÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑема РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии пеÑеживаеÑ
ÑложнÑй ÑÑап ÑеÑоÑмиÑованиÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ¹ ÑÑебÑеÑÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñие моÑного
кадÑового поÑенÑиала из молодÑÑ Ð¸ÑÑледоваÑелей: ÑнеÑгиÑнÑÑ , акÑивнÑÑ ,
иниÑиаÑивнÑÑ , конкÑÑенÑоÑпоÑобнÑÑ , ÑÑÑемÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ðº непÑеÑÑÐ²Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ñ-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ñвоего ÑазвиÑиÑ, обладаÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑной мобилÑно-
ÑÑÑÑ, ÑÑвÑÑвом оÑвеÑÑÑвенноÑÑи, ÑвоÑÑеÑким поÑенÑиалом. ÐдÑÑнкÑ, обÑ-
ÑаÑÑийÑÑ Ð² ведомÑÑвенном вÑзе ФСÐРРоÑÑии, в ÑовÑеменнÑÑ ÑÑловиÑÑ Ð½Ðµ
ÑолÑко вÑÑококвалиÑиÑиÑованнÑй ÑпеÑиалиÑÑ, владеÑÑий пÑоÑеÑÑионалÑ-
нÑми знаниÑми, ÑмениÑми и навÑками, но и ÑÑенÑй, наÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ
коÑоÑого позволÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑаÑÑ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи как обÑазова-
ÑелÑной оÑганизаÑии, в коÑоÑой он обÑÑаеÑÑÑ, Ñак и в Ñелом Ñголовно-
иÑполниÑелÑной ÑиÑÑемÑ, ÑеÑаÑÑ Ð°ÐºÑÑалÑнÑе пÑоблемÑ, ÑÑоÑÑие пеÑед
ÑоÑÑийÑкой наÑкой.
ÐÐ»Ñ Ð¿ÑивлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°Ð´ÑÑнкÑов в ведомÑÑвеннÑÑ Ð²ÑÐ·Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾-
димо ввеÑÑи ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑимÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑно-иÑÑледоваÑелÑÑкой ÑабоÑÑ.
Ðод ÑÑимÑлиÑованием в данном ÑлÑÑае понимаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑное моÑиви-
Ñование адÑÑнкÑов в Ð¸Ñ Ð¿Ñоведении Ð¸Ñ Ð¸ÑÑледований и пÑбликаÑии ÑезÑлÑ-
ÑаÑов. ÐÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо оказÑваеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑное моÑивиÑÑÑÑее воздей-
ÑÑвие на молодого ÑÑеного в ÑоÑме дополниÑелÑного маÑеÑиалÑного ÑÑимÑ-
лиÑованиÑ, моÑалÑного побÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÑдÑ, обÑеÑÑвенного
воздейÑÑвиÑ, коллекÑивнÑÑ Ð¸ индивидÑалÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð¾ÑÑиÑелÑнÑÑ Ð¼ÐµÑ. ÐаннÑе
ÑоÑÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑимÑлиÑÑÑÑ Ð¸ÑÑледоваÑелÑÑкÑÑ ÑабоÑÑ, повÑÑÐ°Ñ ÐµÐµ
ÑÑÑекÑивноÑÑÑ.
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑÑенÑй, в ÑаÑÑноÑÑи адÑÑнкÑ, полÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÐµÐ½ÐµÐ¶Ð½Ð¾Ðµ Ñо-
деÑжание за ÑÐ²Ð¾Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ, кÑоме Ñого ÑÑпеÑное завеÑÑение обÑÑениÑ
©
СÑÑ Ð. Ð., 2107
136
ÑдовлеÑвоÑÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ поÑÑебноÑÑи (полÑÑение ÑÑепени кандидаÑа наÑк, моÑалÑное
ÑамоÑдовлеÑвоÑение и пÑоÑ.). Ðо в ÑложивÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ , на наÑ
взглÑд, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ введение дополниÑелÑнÑÑ ÑÑимÑлиÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑ, коÑоÑÑе
бÑли Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° пооÑÑение наиболее оÑлиÑивÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑенÑÑ .
ÐополниÑелÑнÑе ÑÑимÑлиÑÑÑÑие меÑÑ, напÑавленнÑе на Ð»Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð±Ð¸Ð²ÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¾Ñо-
бÑÑ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð² побÑÐ´Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð² далÑнейÑем пÑодолжаÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° вÑ-
Ñоком ÑÑовне. ÐÑоме Ñо, пооÑÑение наиболее оÑлиÑивÑÐ¸Ñ ÑÑ, даÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸-
ÑелÑнÑй ÑÑимÑл дÑÑгим, побÑÐ´Ð¸Ñ Ðº более каÑеÑÑвенной и бÑÑÑÑой подгоÑовке
ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑнÑÑ Ð¸ÑÑледований.
Ðа Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð²ÑделиÑÑ Ð´Ð²Ðµ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑÑимÑлиÑованиÑ: моÑалÑнÑÑ
и маÑеÑиалÑнÑÑ. Ðод маÑеÑиалÑнÑм понимаеÑÑÑ ÑинанÑовÑе доÑаÑии или
вÑÑÑение ÑеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ñков. Ð ÑовÑеменнÑÑ ÑÑловиÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ даннÑй меÑод
ÑÑимÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑÑекÑивнÑм. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим кÑайне лÑ-
бопÑÑнÑм видиÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ ÑÑимÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑенÑÑ Ð² некоÑоÑÑÑ
гÑажданÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÐ·Ð°Ñ .
РеÑÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¾ пÑемиÑовании ÑÑенÑÑ , полÑÑивÑÐ¸Ñ Ð² ди-
плом кандидаÑов и докÑоÑов наÑк. Ð Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñемии 20 и 40 ÑÑÑ. ÑÑблей ÑооÑвеÑ-
ÑÑвенно. ÐÑли же ÑÑенÑе оÑноÑÑÑÑÑ Ðº каÑегоÑии молодÑÑ , Ñ.е. имеÑÑ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑ Ð´Ð¾
30 Ð»ÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑиÑелÑно Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñов и до 40 Ð»ÐµÑ â Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÐºÑоÑов, им доплаÑÑÑ
еÑе по 10 ÑÑÑ. ÑÑблей.
ÐÑоме Ñого, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ пооÑÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð´Ð°ÑелÑÑкÑÑ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ Ð°Ð´ÑÑнкÑов.
Так лиÑам, опÑбликовавÑим ÑÑаÑÑи в наÑÑнÑÑ Ð¶ÑÑÐ½Ð°Ð»Ð°Ñ , Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вÑпла-
ÑиваÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð³Ñаждение. ÐапÑимеÑ, издание ÑÑаÑÑи (Web of Science, Scopus)
пÑÐµÐ¼Ð¸Ñ 40 ÑÑÑ. ÑÑблей и по 10 ÑÑÑ. ÑÑблей (ÑоÑÑийÑкие жÑÑÐ½Ð°Ð»Ñ Ð¿ÐµÑеÑнÑ
ÐÐÐ). СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо издание ÑÑаÑÑи (Web of Science, Scopus) ÑÑебÑеÑ
Ð¾Ñ ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñа знаÑиÑелÑнÑÑ ÑинанÑовÑÑ Ð·Ð°ÑÑÐ°Ñ Ð½Ð° пеÑевод и адапÑаÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾
ÑÑÑда. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑного вознагÑÐ°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð° пÑблика-
ÑиÑ, оÑмеÑеннÑÑ ÑÑÑдов видиÑÑÑ Ð½Ðµ пÑоÑÑо ÑÑимÑлиÑÑÑÑей, а обÑекÑивно
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹.
Ðа Ð½Ð°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, маÑеÑиалÑное ÑÑимÑлиÑование издаÑелÑÑкой деÑÑелÑноÑÑи
адÑÑнкÑов должно пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð·Ð° ÑÑÐµÑ ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑной оÑ-
ганизаÑии. ТÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо, в оÑлиÑие Ð¾Ñ Ð°ÑпиÑанÑов, обÑÑаÑ-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² гÑажданÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÐ·Ð°Ñ , адÑÑнкÑÑ Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼ÑÑвеннÑÑ Ð²Ñзов не имеÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑиÑ
возможноÑÑей на ÑоиÑкание гÑанÑов, в Ð²Ð¸Ð´Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑкой ÑемаÑики иÑÑледо-
ваний, заÑаÑÑÑÑ Ð½Ðµ понÑÑной и неинÑеÑеÑной оÑганизаÑиÑм ÑинанÑиÑÑÑÑиÑ
гÑанÑÑ.
Ðомимо маÑеÑиалÑного ÑÑимÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ввеÑÑи ÑиÑокÑÑ Ñи-
ÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑного пооÑÑениÑ. ÐÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑÑажаÑÑÑÑ Ð² пÑедоÑÑавлении наибо-
лее оÑлиÑивÑимÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð¿Ñивилегий, в ÑоÑме ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолÑ,
пÑедоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑгÑлов и оÑпÑÑков и Ñ. д. Так же Ñ Ð¾ÑоÑо заÑекомендовала ÑебÑ
пÑакÑика моÑалÑного пооÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² виде вÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазлиÑного Ñода гÑамоÑ, ди-
пломов, занеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° доÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑеÑа. ÐÑоме Ñого, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, возможно
внеоÑеÑедное пÑиÑвоение ÑпеÑиалÑнÑÑ Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ адÑÑнкÑам, заÑиÑивÑим диÑ-
ÑеÑÑаÑии доÑÑоÑно.
137
ÐоÑалÑное ÑÑимÑлиÑование адÑÑнкÑов, обÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² ведомÑÑвеннÑÑ
вÑÐ·Ð°Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии, безÑÑловно, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑименÑÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ñаздо ÑиÑе и ÑаÑе ма-
ÑеÑиалÑного в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑекÑивнÑÑ Ð¿ÑиÑин. Ðднако не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿ÑинижаÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñение,
оÑмеÑеннÑÑ Ð¼ÐµÑ. Так как они оказÑваÑÑ ÑилÑное моÑиваÑионное воздейÑÑвие
на молодÑÑ ÑÑенÑÑ .
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ Ñакже, ÑÑо маÑеÑиалÑное и моÑалÑное ÑÑимÑлиÑование
наиболее каÑеÑÑвенно бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ð½Ð° ÑоиÑкаÑÐµÐ»Ñ ÑолÑко в комплек-
Ñе. ÐÑенебÑежение ÑинанÑовÑм или моÑалÑнÑм аÑпекÑом ÑÑÑеÑÑвенно Ñни-
Ð·Ð¸Ñ Ð¼Ð¾ÑиваÑионное воздейÑÑвие на адÑÑнкÑа, в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑенноÑÑи Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñа
моÑивов.
ÐÑмеÑеннÑе меÑÑ ÑÑимÑлиÑованиÑ, по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, бÑдÑÑ ÑпоÑоб-
ÑÑвоваÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ каÑеÑÑвенной и бÑÑÑÑой подгоÑовке наÑÑнÑÑ ÑабоÑ. ÐÑобенно
ÑÑо каÑаеÑÑÑ Ð´ÐµÐ½ÐµÐ¶Ð½ÑÑ Ð²ÑплаÑ, Ñак как не Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ не ÑекÑеÑ, ÑÑо напиÑание
диÑÑеÑÑаÑионнÑÑ Ð¸ÑÑледований ÑопÑÑжено Ñ ÑинанÑовÑми издеÑжками ÑвÑ-
заннÑми, как Ñже оÑмеÑалоÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸Ð·Ð´Ð°ÑелÑÑкой деÑÑелÑноÑÑÑÑ Ñе-
зÑлÑÑаÑов наÑÑного ÑÑÑда, Ñ Ð´ÑÑгой Ñ Ð·Ð°ÑÑаÑами на ÑÐ±Ð¾Ñ ÑмпиÑиÑеÑкого маÑеÑи-
ала, закÑпкой лиÑеÑаÑÑÑÑ, пÑогÑаммного обеÑпеÑение и Ñ. д.
138
УÐÐ 378
ÐÐÐ¥ÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐЧ ФÐÐÐÐÐÐÐ,
наÑалÑник каÑедÑÑ Ñголовного пÑоÑеÑÑа и кÑиминалиÑÑики,
ÐеÑмÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии, г. ÐеÑмÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: 12rom@mail.ru
ÐТÐÐЫ СТÐÐÐÐÐÐÐÐЯ ÐÐЧÐÐÐЮЩÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐТÐÐЯ,
СÐÐЦÐÐÐÐÐÐРУЮЩÐÐÐСЯ ÐРЧТÐÐÐРУЧÐÐÐÐÐ ÐÐСЦÐÐÐÐÐЫ
«ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐСТÐÐл
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ñ ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑелÑ, ведÑÑе-
го ÑÑебнÑÑ Ð´Ð¸ÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика». ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñеделение пÑо-
ÑеÑÑа ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑелÑ, Ð´Ð°ÐµÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ ÑÑапам ÑÑановлениÑ
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð² должноÑÑи, анализиÑÑÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑиеÑÑ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ ÑоÑ-
ки зÑениÑ.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
ÑÑановление, пÑеподаваÑелÑ, знаниÑ, кÑиминалиÑÑика,
ÑÑапÑ.
Рпедагогике под пÑоÑеÑÑионалÑнÑм ÑÑановлением пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÐУÐа
понимаÑÑ Â«Ð¿Ð¾ÑÑапнÑй, динамиÑнÑй пÑоÑеÑÑ, в Ñ Ð¾Ð´Ðµ коÑоÑого пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ ÐºÐ°Ñе-
ÑÑвенное пÑеобÑазование пÑоÑеÑÑионалÑно знаÑимÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑи-
ÑÑик, пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹, Ñмений и навÑков, ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑинаÑ-
ÑÐ¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑелей вÑза» [1]. ÐÑоÑеÑÑионалÑное ÑÑановление в должноÑÑи
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ðµ за один денÑ. ÐÑо доволÑно длиÑелÑнÑй пÑоÑеÑÑ,
пÑодолжиÑелÑноÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑакÑоÑов: ÑпоÑобноÑÑей лиÑа к
Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑи, налиÑÐ¸Ñ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑоÑмиÑоваÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑен-
Ñии, коÑоÑÑми должен обладаÑÑ Ð¿ÑеподаваÑелÑ, волевÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв кандидаÑа,
обÑÑловливаÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑное доÑÑижение поÑÑавленной Ñели и пÑ.
Ðнализ пÑоÑеÑÑа ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ ÑазделиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ на
неÑколÑко ÑÑапов, пÑиÑем ÑделаÑÑ ÑÑо в доÑÑаÑоÑной ÑÑепени ÑÑловно по пÑи-
Ñине оÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð³ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸. РнаÑÑной лиÑеÑаÑÑÑе можно
вÑÑÑеÑиÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑоÑек зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ его ÑÑÑÑкÑÑÑе.
ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ ÑÑенÑÑ ÐаÑионалÑного иÑÑледоваÑелÑÑко-
го ТомÑкого полиÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого ÑнивеÑÑиÑеÑа, коÑоÑÑе полагаÑÑ, ÑÑо пÑоÑеÑÑи-
оналÑно-педагогиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка молодÑÑ Ð¿ÑеподаваÑелей наÑинаеÑÑÑ Ñ
обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñколе, пÑодолжаеÑÑÑ Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² вÑзе (бакалавÑиаÑ, ÑпеÑиа-
лиÑеÑ, магиÑÑÑаÑÑÑа), обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² аÑпиÑанÑÑÑе (ÑакÑлÑÑаÑивнÑй ÑлеменÑ), оÑво-
ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑной обÑазоваÑелÑной пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Â«ÐÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑÑей
ÑколÑ» или подгоÑовки по пÑогÑамме «ÐедагогиÑеÑкий минимÑм» и заканÑи-
ваеÑÑÑ ÑобÑÑвенно пÑеподаванием в вÑзе [2].
ÐеÑÑовиÑев Ð. Ð. вÑделÑÐµÑ Ð² пÑоÑеÑÑе пÑоÑеÑÑионалÑного ÑÑановлениÑ
лиÑноÑÑи ÑеÑÑÑе ÑÑадии: возникновение и ÑоÑмиÑование пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ
©
Филиппов Ð. Ð., 2017
139
намеÑений, ÑеленапÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка к вÑбÑанной пÑоÑеÑÑии, пÑоÑеÑÑ
Ð²Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пÑоÑеÑÑÐ¸Ñ (адапÑаÑиÑ) и ÑеализаÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи в пÑоÑеÑÑионалÑ-
ном ÑÑÑде [1]. Ðак Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, он ÑазделÑÐµÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑомÑÐºÐ¸Ñ ÑÑенÑÑ Ð¸ ÑÑиÑаеÑ,
ÑÑо ÑÑановление пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°ÑинаеÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð»Ð¸Ñа пÑоÑеÑÑионалÑ-
нÑÑ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑений.
ÐеÑколÑко Ð¸Ð½Ð°Ñ ÑоÑка зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° пÑоÑеÑÑионалÑное ÑÑановление наÑинаÑÑиÑ
пÑеподаваÑелей вÑза Ñ Ð. Ð. ÐванеÑ. Ðна полагаеÑ, ÑÑо даннÑй пÑоÑеÑÑ ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð·
ÑÑÐµÑ ÑÑовней (ÑÑапÑ): инÑÑиÑивного, ÑепÑодÑкÑивного, пÑодÑкÑивного [3].
ÐеÑколÑко инаÑе Ñе же ÑамÑе ÑÑовни обознаÑила Ð. Ð. Ðвдокимова. Ðо ее
мнениÑ, пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð² Ñвоем ÑазвиÑии поÑледоваÑелÑно пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑапÑ
адапÑаÑии, пÑоÑеÑÑионализма и педагогиÑеÑкого маÑÑеÑÑÑва [4]. ÐÑ ÑазделÑем
даннÑÑ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ, Ñ.к. ÑолидаÑÐ½Ñ Ñ Ñем, ÑÑо ÑÑановление пÑеподаваÑелÑ
наÑинаеÑÑÑ Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñа назнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ на должноÑÑÑ.
РаÑÑмоÑÑим ÑодеÑжание обознаÑеннÑÑ ÑÑапов на пÑимеÑе ÑÑановлениÑ
наÑинаÑÑего пÑеподаваÑелÑ, ÑпеÑиализиÑÑÑÑегоÑÑ Ð½Ð° ÑÑении ÑÑебной диÑÑи-
Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика».
Ðа ÑÑапе адапÑаÑии (инÑÑиÑивном ÑÑовне), по наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, наÑинаÑ-
Ñий пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ обладаÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð²Ñми знаниÑми по ÑÑебной диÑÑи-
плине «ÐÑиминалиÑÑика», ÑмеÑÑ Ð¿ÑименÑÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾-кÑиминалиÑÑиÑеÑкие ÑÑед-
ÑÑва и меÑодÑ, знаÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑи поиÑково-познаваÑелÑной деÑÑелÑноÑÑи по
ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений, ÑакÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑоизводÑÑва оÑделÑнÑÑ ÑледÑÑвеннÑÑ
дейÑÑвий, оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¾ÑганизаÑии ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ меÑÐ¾Ð´Ð¸ÐºÑ ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ-
делÑнÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² пÑеÑÑÑплений [5].
Ðез ÑÑÐ¸Ñ ÑоÑÑавлÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑивлеÑение пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ðº пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ñди-
ÑоÑнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий не пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñм. Ð Ñ Ð¾Ð´Ðµ адапÑаÑии молодомÑ
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑедÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑвоиÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑоÑиалÑнÑÑ ÑолÑ, ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°-
гога, ÑоÑÑедоÑоÑиÑÑÑÑ Ð½Ð° полÑÑении пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ и Ñме-
ний, в ÑаÑÑноÑÑи, ÑеоÑеÑиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаниÑ, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие оÑобен-
ноÑÑи кÑÑÑанÑов, меÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑоÑÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ. Ðменно на данном ÑÑапе пÑоиÑÑ Ð¾-
Ð´Ð¸Ñ ÑÑановление ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑимиÑÑ, ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ
его ÑÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиала, оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²ÑбоÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¼Ðµ-
Ñодов и ÑоÑм обÑÑениÑ. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð° ÑÑапе адапÑаÑии ÑÑановление
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ под конÑÑолем лиÑ, имеÑÑÐ¸Ñ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑнÑй педаго-
гиÑеÑкий опÑÑ ÑабоÑÑ. Ð ÑаÑÑноÑÑи, ÑÑо можно обеÑпеÑиÑÑ Ð¿ÑÑем оÑганизаÑии
пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий одновÑеменно двÑÐ¼Ñ Ð¿ÑеподаваÑелÑми. Раз-
делив ÑÑебнÑÑ Ð³ÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð½Ð° две подгÑÑппÑ, мÑ, Ñем ÑамÑм, даем возможноÑÑÑ
наÑинаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно пÑовеÑÑи аÑдиÑоÑное занÑÑие в
одной из подгÑÑпп (как пÑавило, ÑвÑзанное Ñ Ð¿Ñименением обÑÑаÑÑимиÑÑ
кÑиминалиÑÑиÑеÑкой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸), и одновÑеменно Ñоздаем ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑоÑн-
ного конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð° Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ занÑÑÐ¸Ñ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¾Ð¿ÑÑного пÑеподаваÑелÑ. ÐÑÑÑÑ-
ÑÑвие конÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ недоÑÑаÑоÑное внимание к наÑинаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°
ÑÑапе адапÑаÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ закÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñибок в его деÑ-
ÑелÑноÑÑи, избавиÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð½Ð° поÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ ÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñепо-
даваÑÐµÐ»Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð³Ð¾Ñаздо Ñложнее, Ñем на наÑалÑном ÑÑапе.
140