ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11764
Скачиваний: 1
ÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа пÑава, как и ноÑмами, иÑÑ Ð¾Ð´ÑÑими Ð¾Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑва» [3, Ñ. 4].
ÐÑиÑем в его ÑабоÑÐ°Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ оÑобо оговаÑиваеÑÑÑ ÑÑо «пÑинÑдиÑелÑноÑÑÑ Ð¿Ñаво-
вÑÑ Ð½Ð¾Ñм конеÑно ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñй пÑизнак в понÑÑии пÑава. Ðо не
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑа пÑинÑдиÑелÑноÑÑÑ Ð±Ñла непÑеменно маÑеÑиалÑного Ñ Ð°-
ÑакÑеÑа» [3, Ñ. 4]. СоглаÑаÑÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ пÑоÑеÑÑоÑа Ð. С. ÐеÑдникова, можно
Ñже ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо Ñелигиозное пÑаво в ÑÑÑи Ñвоей Ñже Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·-
мом к пÑинÑждениÑ, и Ñ Ð¾ÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑод не Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ на меÑÐ¾Ð´Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ñ-
маÑивно-пÑавовÑÑ Ð°ÐºÑов гоÑÑдаÑÑÑва и ноÑÐ¸Ñ ÑкоÑее абÑÑÑакÑнÑй Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¾Ð½
не менее ÑÑÑекÑивен Ñем ноÑма ÑвеÑÑкого пÑава, а еÑли в каÑеÑÑве пÑимеÑа го-
воÑиÑÑ Ñже об оÑделÑнÑÑ ÑлÑÑаÑÑ ÑадикалÑного Ñелигиозного ÑанаÑизма Ñо да-
же и гоÑаздо более ÑÑÑекÑивен, Ñак как ÑÑÑÐ°Ñ Ð²ÑÑÑего божеÑÑвенного ÑÑда в
Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ Ñакого Ñеловека бÑÐ´ÐµÑ Ð³Ð¾Ñаздо вÑÑе, Ñем ÑÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед ÑголовнÑм наказа-
нием налагаемÑм гоÑÑдаÑÑÑвом.
Ð Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð Ð¾ÑÑийÑкой импеÑии бÑли не ÑолÑко ÑÑпеÑно инÑегÑиÑованÑ
ноÑÐ¼Ñ ÑеÑковного пÑава но, на ÑегионалÑном ÑÑовне, даже ноÑмÑ, мÑÑÑлÑманÑко-
го пÑава бÑли ÑинкÑеÑизиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² пÑавовое поле РоÑÑии. ÐÑиÑем, пÑимениÑелÑно
к ÐагеÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ ЧеÑне возможно даже бÑÐ´ÐµÑ ÑмеÑÑнÑм заÑвиÑÑ, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑегÑаÑÐ¸Ñ Ð²
ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ñегиона бÑла даже более ÑÑÑеÑÑвенной Ñем инÑегÑаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ ÐºÐ°-
нонов. РподÑвеÑждение ÑÑого ÑезиÑа можно пÑивеÑÑи Ñлова из пÑокламаÑии Ñе-
ÑенÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¾Ð´Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ Ð. Ð. ÐаÑÑÑинÑкого, а именно: «пÑавиÑели поÑÑавленнÑе
над вами, бÑдÑÑ ÑпÑавлÑÑÑ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ по адаÑÑ Ð¸ ÑаÑиаÑÑ, а ÑÑд и ÑаÑпÑава бÑдÑÑ Ð¾Ñ-
пÑавлÑÑÑÑÑ Ð² наÑоднÑÑ ÑÑÐ´Ð°Ñ , ÑоÑÑавленнÑÑ Ð¸Ð· лÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе бÑдÑÑ Ð¸Ð·-
биÑÐ°ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ и назнаÑÐ°ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° должноÑÑи Ñ ÑоглаÑÐ¸Ñ Ð²Ð°ÑиÑ
наÑалÑников»
[2,
Ñ. 135] или же Ñакого Ñода обÑаÑение: Â«Ð²Ñ Ð¾ÑнÑне Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ ÑбежденÑ, ÑÑо
ваÑа веÑа, ваÑа ÑобÑÑвенноÑÑÑ Ð¸ ваÑи обÑÑаи оÑÑаÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑикоÑновеннÑми.
Ðдин ÑолÑко обÑÑай кÑовомÑениÑ, как пÑоÑивнÑй ÐÐ¾Ð³Ñ Ð¸ наноÑÑÑий неиÑпÑави-
мÑй вÑед лиÑам, должен бÑÑÑ ÑниÑÑожен Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸Â» [2, Ñ. 136].
Ðолее глÑбоким и пÑоÑабоÑаннÑм ÑвлÑеÑÑÑ ÑабоÑа Ð.Ð. ÐомаÑова в коÑо-
Ñой Ð¼Ñ Ñакже Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ подÑвеÑждение идей инÑегÑаÑии ноÑм мÑÑÑлÑманÑкого
пÑава в ÑоÑÑийÑкое законодаÑелÑÑÑво на ÑегионалÑном ÑÑовне: «в положении об
ÑпÑавлении ÐагеÑÑанÑкой облаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑановлено ÑÑо ÑÑдопÑоизводÑÑво оÑÑ-
ÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ адаÑÑ Ð¸ ÑаÑиаÑÑ Ð¸ по оÑобÑм пÑавилам поÑÑепенно ÑоÑÑавлÑе-
мÑм, на оÑновании опÑÑа и ÑазвиваÑÑейÑÑ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑи» [7, Ñ. 11] заÑем
ÑÑÐ¾Ð±Ñ Â«Ð¿Ð¾ÑÑепенно, без неÑдобÑÑв Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода, пеÑейÑи Ñо вÑеменем к ÑеÑениÑ
вÑÐµÑ Ð´ÐµÐ» на оÑновании обÑÐ¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð² ÐмпеÑии» [7, Ñ. 11] Ð¡Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ ÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸
пÑимеÑÑ Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ и в маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ð°Ñ ÑенаÑоÑа Ð. РРейнке и Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ñиновни-
ков и иÑÑледоваÑелей Ñого вÑемени [9].
Ðо ФевÑалÑÑкой ÑеволÑÑии 1917 г. в РоÑÑийÑкой импеÑии ÑелигиознаÑ
догмаÑика занимала вполне ÑвеÑдÑе позиÑии кодиÑиÑиÑованнÑÑ Ð¸ пÑизнавае-
мÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвом пÑавовÑÑ Ð½Ð¾Ñм вÑÑÑÑÐ¿Ð°Ñ Ð¿Ñи ÑÑом ÑÑпеÑнÑм ÑегÑлÑÑоÑом
обÑеÑÑвеннÑÑ Ð¾ÑноÑений как пÑавило в облаÑÑи Ñемейного, имÑÑеÑÑвенного и
ÑаÑÑиÑно гÑажданÑкого и Ñголовного пÑава.
ÐаÑдиналÑнÑе Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñелигиозной догмаÑике и в Ñе-
лом к Ñелигии ÑÑали пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ñ 1920-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² пÑоÑлого ÑÑолеÑиÑ. ÐÑла Ñаз-
421
веÑнÑÑа ÑеÑÑÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð°Ð½ÑиÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ðº на ÑниÑÑо-
жение маÑеÑиалÑнÑÑ Ñак и дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑников ÑелигиознÑÑ ÑÑений, паÑал-
лелÑно ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñло наÑÑно-аÑеиÑÑиÑеÑкое воÑпиÑание обÑеÑÑва и в ÑаÑÑноÑÑи
молодежи. РкаÑеÑÑве одного из пÑимеÑов Ñакого воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑивеÑÑи
ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ð. ÐеÑковой «ÐеÑои и мÑÑеники наÑки», где деÑÑелÑноÑÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ ÑÑе-
нÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑÑмÑÑ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ ÑелигиознÑÑ Ð¾ÑганизаÑий
вÑÑÑеÑки пÑоÑиводейÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑнÑм изÑÑканиÑм. ÐапÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð·
книги: «кÑÑпнÑй ÑÑенÑй XVIII в., ÑÑанÑÑз ÐÑÑÑон, поÑÑÑадал Ð¾Ñ ÑеÑковников
гоÑаздо ÑилÑнее. ÐÑÑÑон один из пеÑвÑÑ Ð²ÑÑказал догадкÑ, ÑÑо Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð¸ наÑе-
лÑÑÑие ее живÑе ÑÑÑеÑÑва поÑÑепенно изменÑÑÑÑÑ. Ðо под гÑадом нападок и
ÑгÑоз он вÑнÑжден бÑл подпиÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¾Ñное оÑÑеÑение» [4, Ñ. 148]. Таким же
обÑазом пÑоводÑÑÑÑ Ð¿ÑимеÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð¾Ðº ÑеÑкви на Ч. ÐаÑвина, Ð. ÐÑвÑе, ТомаÑа
ÐÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½ÐµÐ»Ð»Ñ Ð¸ Ñ. д. и еÑÑеÑÑвенно на Ð. ÐопеÑника, Ðж. ÐÑÑно и Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´ÑÑ-
Ð³Ð¸Ñ . ÐÑиÑем Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑабоÑа напиÑана ÑÑилиÑÑиÑеÑки кÑаÑивÑм ÑзÑком и можеÑ
бÑÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑна ÑиÑÐ¾ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÐºÑÑÐ³Ñ ÑиÑаÑелей. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ оÑобо оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо в
книге Ð½ÐµÑ Ð¸Ñкажений иÑÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑакÑов или же непÑавдоподобнÑÑ Ð´Ð¾Ð¼ÑÑ-
лов, пÑоÑÑо ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð³Ð¼Ð°Ñика, ÑелигиознÑе миÑÑ Ð¸ ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑаÑÑмаÑÑи-
ваÑÑÑÑ ÑеÑез пÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ ÑÑÑ Ð¾Ð³Ð¾ наÑÑного анализа.
РпоÑлевоеннÑе Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑилаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑенденÑÐ¸Ñ Ðº оÑлаблениÑ
анÑиÑелигиозной боÑÑÐ±Ñ Ð¸ в пÑинÑипе вплоÑÑ Ð´Ð¾ Ñазвала СССРÑÑа Ð¸Ð´ÐµÑ ÑеÑÑла
ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелей поÑÑепенно пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· облаÑÑи законодаÑелÑного в об-
лаÑÑÑ Ð½ÑавÑÑвенного запÑеÑа и пеÑежиÑка пÑоÑлого.
Ð ÑÑом аÑпекÑе инÑеÑеÑно мнение пÑоÑеÑÑоÑа Ð. Ð. ÐлимовиÑа, коÑоÑÑй
ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо: «в СовеÑÑком СоÑзе, в ÑÑловиÑÑ Ð¾ÑÑ Ð¾Ð´Ð° ÑиÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñ Ð¸Ñ-
лама, как и Ð¾Ñ Ð²ÑÑкой дÑÑгой Ñелигии, и одновÑеменно пÑи вÑе более ÑÑилива-
ÑÑемÑÑ ÑÑÑемлении дÑÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑÑва пÑиÑпоÑобиÑÑÑ Ðº новой обÑÑановке, оÑобое
знаÑение полÑÑило иÑÑледование пÑоÑеÑÑа пÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñлама⦠ÑовÑеменное
ÑазвиÑие волÑнодÑмной и аÑеиÑÑиÑеÑкой мÑÑли ÑвÑзано Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°Ð¼Ð¸ наÑионалÑ-
но-оÑвободиÑелÑного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодов ÐоÑÑока, Ñ Ð¿ÑоиÑÑедÑими и пÑоиÑÑ Ð¾-
дÑÑими ÑеволÑÑионнÑми пÑеобÑазованиÑми, Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¼ доÑÑижениÑми наÑки и
ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸, Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑанением во вÑÐµÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñа пеÑедового наÑÑного миÑо-
воззÑÐµÐ½Ð¸Ñ â маÑкÑизма-ленинизма» [6, Ñ. 8]. ÐÐ°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð² иÑÑоÑии РоÑÑии
пÑиÑÑÑе пÑедÑÑавление о Ñелигии как о дÑÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ Ð¸ аÑÑ Ð°Ð¸ÑнÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ñо-
вÑеменного пÑава давно поÑеÑÑвÑÐ¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð°ÐºÑÑалÑноÑÑÑ.
ÐÑе пÑиведеннÑе пÑимеÑÑ Ð¸Ð· ÑазлиÑнÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиалов иÑÑледований или Ñа-
Ð±Ð¾Ñ Ð½Ðµ ÑÑавÑÑ ÑелÑÑ Ð²ÑÑабоÑаÑÑ ÐºÐ°ÐºÑÑ-Ñо оÑÐµÐ½ÐºÑ Ñоли Ñелигии в обÑеÑÑве а
лиÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, ÑÑо оÑноÑение к ней бÑло абÑолÑÑно неодно-
знаÑнÑм на ÑазнÑÑ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ ÑоÑÑийÑкой иÑÑоÑии и безÑÑловно вÑе ÑÑи ÑоÑки зÑе-
Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñли Ñвое оÑÑажение как в наÑÑнÑÑ ÑабоÑÐ°Ñ ÑовÑеменноÑÑи Ñак и на
ÑÑовне бÑÑового Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑваÑелÑ.
Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÑеÑÑвенное влиÑние на дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ð¸ обÑе-
ÑÑвенное Ñознание. ÐÑдейÑкие, Ñ ÑиÑÑианÑкие и иÑламÑкие дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾-
нÑавÑÑвеннÑе ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑенноÑÑей акÑивно воздейÑÑвÑÑÑ Ð½Ð° ÑоÑмиÑование ми-
ÑовоззÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑÑÑÐ¸Ñ , оÑобенно молодого поколениÑ. РмаÑÑовом ÑвлеÑении
422
Ñелигией еÑÑÑ Ð¸ оÑÑенок модÑ, кÑлÑÑа, ÑÑадиÑии, обÑзанноÑÑи.
ÐÑли в СовеÑ-
Ñком СоÑзе ÑоÑÑоÑÑÑ Ð² комÑомоле бÑло Ñвоего Ñода поÑеÑнÑм пÑавом, как бÑ
Ñамо за ÑÐµÐ±Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑее ÑÑо Ñеловек пÑидеÑживаеÑÑÑ Ð¾Ð±ÑегоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ð¿Ð¾-
лиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑадиÑий и пÑиÑÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼ÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð»Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑнÑÑ ÑÑÑоев, Ñо ÑепеÑÑ Ñе-
Ð»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð²ÐµÑнÑла Ñебе пÑаво бÑÑÑ Ð½ÑавÑÑвеннÑм ÑегÑлÑÑоÑом, и Ñама ÑÑала акÑÑ-
алÑной обÑеÑÑвенной ÑенденÑией. СовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑпеÑеÑÑÑоеÑÐ½Ð°Ñ Ð Ð¾ÑÑиÑ,
ÑоÑмиÑÑÐµÑ Ñебе новÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑнÑÑ ÑенноÑÑей обÑаÑаÑÑÑ Ðº богаÑомÑ
иÑÑоÑиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð¿ÑÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ еÑÑеÑÑвенно Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ в Ñелигии и ÑÑо даже
не ÑÑолÑко полиÑиÑеÑкаÑ, ÑколÑко ÑоÑиалÑÐ½Ð°Ñ ÑенденÑиÑ, Ñак как Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾ÑалÑно-
го ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑÑÑе два обÑзаÑелÑнÑÑ ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðº обÑеÑÑвеннÑм оÑноÑени-
Ñм: они Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑооÑвеÑÑÑвоваÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑм ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва, а Ð¸Ñ ÑодеÑ-
жание â лиÑнÑм и обÑеÑÑвеннÑм инÑеÑеÑам [10, Ñ. 15].
ÐÑаво вÑе еÑе Ñ ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² Ñвоей оÑнове пÑизнаки Ñелигиозной догмаÑики ко-
ÑоÑÐ°Ñ ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð»Ð¸ÑнÑм и обÑеÑÑвеннÑм инÑеÑеÑам и в ÑÑÑи Ñвоей не вÑÑÑ-
паÑÑ Ð² пÑоÑивоÑеÑие Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ но ноÑмÑ, изложеннÑе в ÑвÑÑеннÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ Â«ÐºÐ¾Ñо-
ÑÑе на пÑоÑÑжении ÑÑÑÑÑелеÑий опÑеделÑли кÑиÑеÑии нÑавÑÑвенноÑÑи и моÑали,
ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко пÑеÑеÑпеваÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ, но и, подвеÑгаÑÑÑÑ Ñевизии. ÐеÑед-
ко, к ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñевизии бездÑмной» [8, Ñ. 131]. ÐдеÑÑ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑмеÑиÑÑ Ð¸ вмеÑа-
ÑелÑÑÑво в ÑелигиознÑе ноÑÐ¼Ñ Ð¸ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелей ÑÑда ÑадикалÑнÑÑ
ÑеÑений, в ÑаÑÑноÑÑи в иÑламе, Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð»Ñное ÑÑакÑование ноÑм и бÑквалÑное пони-
мание ÑÑебований «боÑÑÐ±Ñ Ð·Ð° веÑÑ» наноÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð¿ÑавимÑй ÑÑеÑб ÑÑадиÑион-
Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑениÑ, Ñо еÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»Ñдаем как Ñвобод-
ное веÑоиÑповедание ÑÑало неоÑпоÑимÑм аÑÑибÑÑом демокÑаÑизаÑии жизни об-
ÑеÑÑва, а Ñ Ð´ÑÑгой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ â влиÑние Ñелигии оÑÑÑо поÑÑавило вопÑÐ¾Ñ Ð¾
допÑÑÑимÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑикализаÑии ÑовÑеменного обÑеÑÑва.
Ðа ÑегоднÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² РоÑÑии ÑÑÑеÑÑвенно возÑоÑло влиÑние Ñелигиоз-
нÑÑ Ð¾ÑганизаÑий. Ðо вÑей ÑÑÑане оÑкÑÑÑÑ ÑелигиознÑе ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð² коÑоÑÑÑ Ð¾Ñ-
новной акÑÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑÑÑ Ð½Ð° знание ÑелигиознÑÑ Ñказаний и пÑеданий в ÑÑеÑб
обÑепÑинÑÑÑм ÑколÑнÑм диÑÑиплинам, в ÐагеÑÑане к пÑимеÑÑ, даже ÑикÑи-
ÑÑÑÑÑÑ ÑлÑÑаи непоÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñкол деÑÑми в ÑезÑлÑÑаÑе пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° на Ñелигиозное
обÑазование. ÐоказаÑелен Ñакже пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑелигиознÑÑ Ð¾ÑганизаÑий
на пениÑенÑиаÑнÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð Ð¤ на ÑегоднÑÑний Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÑиÑÑеме УÐС Ñже
ÑÑнкÑиониÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 950 ÑелигиознÑÑ Ð¾Ð±Ñин из Ð½Ð¸Ñ : 635 обÑин пÑавоÑлавно-
го веÑоиÑповеданиÑ, 198 иÑламÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ñин, 19 бÑддийÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ñин, и 7 обÑин
иÑповедÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ñдаизм. [1, Ñ. 12] ÐÑиÑем Ñложно ÑвÑзаÑÑ ÑаÑпÑеделение оÑÑж-
деннÑÑ Ð¿Ð¾ колониÑм пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð¾ внимание (помимо вÑÐµÑ Ð¿ÑоÑÐ¸Ñ ) еÑе и Ñак-
ÑÐ¾Ñ Ð¸Ñ Ð²ÐµÑоиÑповеданиÑ, или же ÑооÑнеÑÑи колиÑеÑÑво Ñ Ñамов Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑвом
Ð»Ð¸Ñ ÑовеÑÑивÑÐ¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпление пÑинадлежаÑÐ¸Ñ Ðº Ñой или иной конÑеÑÑии.
РаÑпÑеделение оÑÑжденнÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ еÑе и по
пÑиÑине наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñи ÑÑом Ñелого ÑÑда ноÑм ÑвеÑÑкого законодаÑелÑÑÑва.
ÐнаÑиÑелÑно акÑивизиÑовалаÑÑ Ñакже и издаÑелÑÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¿ÑевдоÑели-
гиознÑÑ Ð¾ÑганизаÑий, а ÑвеÑÑÐºÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов по вдÑмÑÐ¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ана-
Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñанного на ÑооÑвеÑÑÑвие ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑинной ÑÑÑноÑÑи веÑÑ Ð½Ðµ Ñак
Ñж и много.
423
Таким обÑазом, ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÐ½Ð°ÑÑнÑм знанием, ее меÑÐ¾Ð´Ñ ÑиÑе
наÑÑнÑÑ , не огÑаниÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð¼Ð¸, но они не ÑвлÑÑÑÑÑ, вмеÑÑе Ñ Ñем, и анÑинаÑÑнÑм,
иÑÑаÑионалÑнÑми. ÐÑоÑÑо в Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð´ÑÑгой Ñип ÑаÑионалÑноÑÑи. Ðа
ÑовÑеменном ÑÑапе ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва делаÑÑ ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ ÑаÑÑÑÑ ÑвеÑÑкого пÑава
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑодÑкÑивнÑм Ñ.к. ÑлиÑние ÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð²ÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº
Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавовÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ð¹. ÐÑавовÑе ноÑÐ¼Ñ ÑлÑÐ¶Ð°Ñ Ð¸ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑлÑ-
жиÑÑ Ð¿Ñоводником моÑали, закÑеплÑÑÑ Ð¸ заÑиÑаÑÑ Ð½ÑавÑÑвеннÑе ÑÑÑои обÑе-
ÑÑва, Ñ Ð¾ÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð½ÑавÑÑвенного воÑпиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð°ÐµÑÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ñ Ð³Ð¾Ñаздо Ñложней, Ñем
Ñелигии вÑледÑÑвие оÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ÑÑаÑионалÑнÑÑ Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð² ÑегÑлÑÑии, пÑи-
ÑÑÑÐ¸Ñ Ñелигии.
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1.
ÐнÑонов Ð. Ð. ÐÑавовое обеÑпеÑение деÑÑелÑноÑÑи канониÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´-
Ñазделени
й
Ð ÑÑÑко
й ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви в ÑÑÑеждениÑÑ Ð£ÐС //
Ðзаимодей-
ÑÑвие Ð ÑÑÑкой ÐÑавоÑлавной ЦеÑкви Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной ÑиÑÑемой иÑполнениÑ
наказаний: опÑÑ, пÑоблемÑ, пеÑÑпекÑивÑ: маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÐеждÑнаÑ. наÑÑ.-пÑакÑ.
конÑ. Ð ÑзанÑ, 2013. С. 8â19.
2.
ÐаÑÑÑинÑкий Ð. Ð. ÐÑокламаÑÐ¸Ñ ÑеÑенÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¾Ð´Ñ ÐлавнокомандÑÑ-
Ñего ÐавказÑкой аÑмией, ÐамеÑÑника ÐавказÑкого, генеÑал-ÑелÑдмаÑÑала кнÑ-
Ð·Ñ // ÐÑÑнал «Родина». 2000 г. ÐÑп. 1â2. С. 135â136.
3.
ÐеÑдников Ð. С.
ÐÑаÑкий кÑÑÑ ÑеÑковного
пÑава пÑавоÑлавной ÑеÑкви. Ðа-
Ð·Ð°Ð½Ñ : ТипогÑаÑÐ¸Ñ ÐмпеÑаÑоÑÑкого ÑнивеÑÑиÑеÑа, 1903. С. 309.
4.
ÐеÑкова Ð. ÐеÑои и мÑÑеники наÑки. Ð., 1939. 198 Ñ.
5.
ÐÑинаÑÑ ÐпиÑкоп ÐÑаÑногоÑÑкий. ÐзаимодейÑÑвие ЦеÑкви и гоÑÑдаÑÑÑвен-
ной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¹ // ÐзаимодейÑÑвие Ð ÑÑÑкой пÑавоÑлавной
ÑеÑкви Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной ÑиÑÑемой иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¹: опÑÑ, пÑоблемÑ, пеÑ-
ÑпекÑÐ¸Ð²Ñ : маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÐеждÑнаÑ. наÑÑ.-пÑакÑ. конÑ. Ð ÑзанÑ, 2013. С. 57â83.
6.
ÐÐ»Ð¸Ð¼Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð. Ð. ÐÑлам. Ð., 1965. 334 Ñ.
7.
ÐомаÑов Ð. Ð. ÐдаÑÑ Ð¸ ÑÑдопÑоизводÑÑво по ним // Сб. Ñведений о кав-
казÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°ÐµÐ¼Ñй Ñ ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ импеÑаÑоÑÑкого велиÑеÑÑва глав-
нокомандÑÑÑего ÐавказÑкой ÐÑмией пÑи кавказÑком гоÑÑком ÑпÑавлении.
ÐÑп. I . РепÑинÑное воÑпÑоизведение Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ 1870 г. / оÑв. Ñед. Ð. Ð¥. ÐокоÑви-
ли. Ð., 1992. 411 Ñ.
8.
ÐганеÑÑн С. С., ФоÑÑе-ТÑанзелева Ð. Ð. ТоÑа, ÐовÑй Ð·Ð°Ð²ÐµÑ Ð¸ ÐоÑан â за-
кон, пÑавопоÑÑдок и законопоÑлÑÑание. Ð., 2011. 552 Ñ.
9.
Рейнке Ð. Ð. ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð¿Ð¾ обозÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ наÑоднÑÑ ÑÑдов кав-
казÑкого кÑаÑ. СобÑ. под. набл. СÐб., 1912. 292 Ñ.
10.
ЮнÑÑов С. Ð. ÐÑинÑип ÑпÑаведливоÑÑи в Ñголовно-иÑполниÑелÑном
пÑаве: вопÑоÑÑ ÑеоÑии : моногÑаÑиÑ. Ð ÑÐ·Ð°Ð½Ñ : ÐоÑковÑÐºÐ°Ñ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ñкономики
и пÑава (Ð ÑзанÑкий Ñилиал), 2014. 265 Ñ.
424
УÐÐ 347.625
ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐ ÐÐШТÐÐÐÐÐ,
адÑÑÐ½ÐºÑ ÑакÑлÑÑеÑа подгоÑовки
наÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов,
ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии, г. Ð ÑзанÑ, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: alina-kashtan@rambler.ru
ÐСТÐÐ ÐЧÐСÐÐÐ ÐУТЬ СТÐÐÐÐÐÐÐÐЯ Ð Ð ÐÐÐÐТÐЯ
СÐÐÐÐÐÐ-ÐÐ ÐÐÐÐÐÐРСТÐТУСРРРÐССÐÐ
ÐнноÑаÑиÑ:
пÑедÑÑавлен кÑаÑкий ÑкÑкÑÑÑ Ð² иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¿ÑавовÑÑ Ð½Ð¾Ñм, ÑегÑ-
лиÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñава, обÑзанноÑÑи и законнÑе инÑеÑеÑÑ Ð³Ñаждан ÑоÑÑийÑкого гоÑÑ-
даÑÑÑва в облаÑÑи Ñемейного пÑава. ÐпиÑÑваÑÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе ÑÑÐ°Ð¿Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿Ñа-
вового ÑегÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑаÑно-ÑемейнÑÑ Ð¾ÑноÑений, а Ñакже анализиÑÑеÑÑÑ Ñазви-
Ñие ноÑмаÑивно-пÑавовой Ð±Ð°Ð·Ñ Ð²Ð¾ взаимоÑвÑзи Ñ ÑазвиÑием обÑеÑÑва и
гоÑÑдаÑÑÑвенного ÑÑÑÑойÑÑва оÑноÑиÑелÑно Ñемейно-пÑавового ÑÑаÑÑÑа.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
СемейнÑй ÐºÐ¾Ð´ÐµÐºÑ Ð Ð¾ÑÑийÑкой ФедеÑаÑии, Ñемейно-
пÑавовой ÑÑаÑÑÑ, докÑÑина Ñемейного пÑава.
ÐÑавовое положение лиÑноÑÑи в ÑеоÑии пÑава подавлÑÑÑее болÑÑинÑÑво
ÑÑенÑÑ ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ðº ÑовокÑпноÑÑÑ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñав, обÑзанноÑÑей, а
Ñакже инÑÑ ÑлеменÑов (законнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов, гаÑанÑий, оÑвеÑÑÑвенноÑÑи пеÑед
гоÑÑдаÑÑÑвом и обÑеÑÑвом и Ñ. д.).
ÐодвеÑгнÑв Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð´Ð°ÑелÑÑÑво в облаÑÑи Ñемейного пÑава, можно
пÑийÑи к вÑводÑ, ÑÑо ÑовокÑпноÑÑÑ ÑемейнÑÑ Ð¿Ñав, законнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов, обÑ-
занноÑÑей, пÑаво-дееÑпоÑобноÑÑи и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑлеменÑов обÑеÑÑвенного Ñ Ð°ÑакÑеÑа,
позволÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ñемейно-пÑавового поÑенÑиала лиÑноÑÑи
именÑеÑÑÑ Ñемейно-пÑавовÑм ÑÑаÑÑÑом гÑажданина. Указанное пÑавовое понÑ-
Ñие вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº даннÑе ÑлеменÑÑ, Ñак и множеÑÑво пÑавовÑÑ ÑвÑзей, в
коÑоÑÑе лиÑо вÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно Ñ Ð´ÑÑгими ÑÑбÑекÑами, пÑиобÑеÑÐ°Ñ Ð¸
оÑÑÑеÑÑвлÑÑ Ñем ÑамÑм конкÑеÑнÑе ÑÑбÑекÑивнÑе ÑемейнÑе пÑава и иÑполнÑÑ
Ñемейно-пÑавовÑе обÑзанноÑÑи.
ÐеÑодологиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑовÑеменного Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñавового ÑÑаÑÑÑа бÑли
Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ ÐµÑе пÑедÑÑавиÑелÑми анÑиÑного миÑа (ЦиÑеÑон, ÐÑиÑÑоÑелÑ, ÐпикÑÑ Ð¸
дÑ.). ÐлÑÑевÑе и оÑновополагаÑÑие вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑноÑиÑелÑно данного понÑÑÐ¸Ñ Ð±Ñли
ÑÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð¸ вÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð² ÑабоÑÐ°Ñ Ð. Ð. ÐаÑÑзова, Ð. Ð. ÐиÑÑÑка, Ð . Ð. Ðанан-
ковой, Ñем не менее, Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñоблема не ÑеÑÑÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð°ÐºÑÑалÑноÑÑÑ. ÐÑобенно ÑÑо
каÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов оÑÑаÑлевого ÑлеменÑа â Ñемейно-пÑавового ÑÑаÑÑÑа лиÑноÑÑи.
СледÑÐµÑ ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð. Ð. ÐеÑовой, оÑмеÑавÑей, ÑÑо «в ÑовÑеменной Ñемейно-
пÑавовой наÑке пÑакÑиÑеÑки оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ ÑÑндаменÑалÑнÑе ÑеоÑеÑиÑеÑкие ÑазÑа-
боÑки, Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ пÑавовом ÑÑаÑÑÑе» [1, Ñ. 77], из Ñего ÑвÑÑвÑÐµÑ Ð¾ÑÑÑÑÑÑвие долж-
ного изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñемейно-пÑавового ÑÑаÑÑÑа гÑажданина.
© ÐаÑÑанова Ð. Ð., 2017
425