Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (на примере ООО «ТрастСервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшее место в системе бухгалтерской отчетности предприятий и организаций принадлежит бухгалтерскому балансу. Данные бухгалтерского баланса позволяют исследовать финансовое состояние предприятия, его устойчивость, платежеспособность, эффективность хозяйственной деятельности, тенденции развития. Баланс удобен именно возможностью выявления направления дальнейших детальных исследований, которые будут проводиться на основе аналитического учета, а также тем, что благодаря огромному числу способов рассмотрения, способен дать информацию для наиболее достоверных и адекватных ситуации выводов.

Целью курсовой работы является изучить порядок формирования бухгалтерского баланса с целью разработки рекомендаций по его составлению.

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить порядок формирования бухгалтерского баланса;
  • Раскрыть нормативное регулирование по формированию бухгалтерского баланса;
  • Проанализировать организационно – экономическую характеристику организации;
  • Раскрыть порядок формирования бухгалтерского баланса ООО «ТрастСервис»;
  • Предложить рекомендации по совершенствованию составления бухгалтерского баланса.

Объектом исследования является ООО «ТрастСервис».

Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия.

В основе курсовой работы труды российских и зарубежных авторов по анализу хозяйственной деятельности предприятия, таких как Шеремет, А.Д., Чеглакова, С.Г., Юдина Л.Н., Сотникова, Л.В. и других, а также материалы публикаций периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты формирования бухгалтерского баланса. Во втором разделе описывается характеристика ООО «ТрастСервис», рассматривается порядок формирования бухгалтерского баланса и оценки его статей, также предложены рекомендации по совершенствованию составления бухгалтерского баланса.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА


1.1 Понятие бухгалтерского баланса и порядок его формирования

Бухгалтерский баланс является одним из пяти основных компонентов финансовой отчетности. В соответствии с международными принципами финансовой отчетности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и капитале. В российской бухгалтерской практике это способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое и финансовое состояние организации в денежном выражении на отчетную дату [11].

Герасимова Л.Н утверждает, что «структура баланса позволяет получить значительный объем информации о компании, установить уровень безопасности предприятия с помощью собственных рабочих ресурсов, определить, какие статьи повлияли на изменение оборотного капитала, а также дать предварительная оценка общего финансового состояния предприятия». Это утверждение вполне справедливо, следует отметить, что благодаря этому руководители компаний имеют представление о своем положении в системе таких организаций, правильности выбранного стратегического курса и эффективности использования ресурсов. Кроме того, система балансировки позволяет оценить эффективность решений, принимаемых по широкому кругу вопросов управления [12].

В то же время, анализируя состав отчетного документа, аудиторы имеют возможность более четко спланировать аудит, найти наиболее эффективный подход к выявлению недостатков в системе бухгалтерского учета, а также областей возможных непреднамеренных и преднамеренных ошибок во внешней отчетности[13].

Гетьман В.Г пишет: «Структура баланса позволяет аналитикам определить направление, по которому будет осуществляться финансовый анализ». В актив включены статьи, объединяющие конкретные компоненты, составляющие имущество компании в соответствии с функциональным признаком. В зависимости от срока применения активы разделяют на постоянные или внеоборотные, эти ресурсы приобретены в целях продолжительного применения. К ним относят основные средства, финансовые вложения на длительный период и прочее. Кроме того, активы могут быть текущими или оборотными. Эти ресурсы предназначены для применения на протяжении стандартного производственного цикла либо года[11].

В Российской Федерации активы обычно строятся в соответствии с увеличением ликвидности средств, то есть для увеличения скорости, с которой активы превращаются в денежную форму во время деловых операций. Обязательства представлены в форме собственного и заемного капитала. Первый включает в себя уставные и дополнительные средства. Дополнительный капитал - это накопленная прибыль (разделенная и нераспределенная). Заемные средства делятся на долгосрочные (более одного года) и краткосрочные (менее одного года) облигации. Структура бухгалтерского баланса должна подчиняться основному принципу бухгалтерского учета - равенству пассивов и активов[17].


Представление текущей информации о свойствах хозяйствующего субъекта в форме бухгалтерского баланса является одним из основных методов бухгалтерского учета.

Показатели в финансовой отчетности называются статьями баланса. Итоги в бюджете называются валютой баланса. Особенность финансовой отчетности заключается в том, что валюта активов баланса равна валюте пассива баланса. Баланс составляется в первый день отчетного периода в тысячах рублей[10].

Валюта баланса - это экономическое обязательство, которое любая организация имеет на отчетную дату. Прежде всего, экономические обязательства возникают для людей, которые имеют экономический интерес к делам организации. Валюта баланса отвечает за сопоставление активов и пассивов экономических ресурсов, существующих в настоящее время в компании, с общей суммой фактических финансовых ресурсов, выделенных кредиторами и владельцами. Капитал и пассивная часть баланса различаются по характеру обязательств перед третьими лицами и собственниками, срочности платежей и процедуре погашения. К сожалению, валюта баланса - это не реальное отражение средств, имеющихся в распоряжении у организации. Причиной тому является стоимость активов, не совпадающая с реальной рыночной стоимостью.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс фирмы, точнее активная его часть, показывает, каким образом предприятие распоряжается имеющимися у него средствами:

1. Внеоборотные активы. Раздел содержит информацию о долгосрочных вложениях, размере основных средств и имеющейся интеллектуальной собственности.

2. Оборотные активы. Раздел отражает величину имеющихся запасов, а также денежных средств (в виде денег в кассе и на расчетных счетах, а также задолженности покупателей) [20].

Таким образом, бухгалтерский баланс является основным источником информации о резервах имущества компании и ее платежеспособности, что очень важно для потенциальных кредиторов. Структура активной части этой отчетной компании позволяет нам оценить уровень инвестиций в основной капитал, перспективы и масштабы технического и интеллектуального развития. Структура оборотного капитала показывает эффективность отношений компании с должниками, уровень ее ликвидности, степень загруженности складов и эффективное использование свободных денег[23].


Пассив состоит из трех больших разделов:

3. Капитал и резервы. Сумма первоначально инвестированных средств собственниками предприятия представляет собой уставный капитал. В процессе развития он может увеличиваться в размере, тем самым повышая уровни надежности фирмы для кредиторов и привлекательности для потенциальных инвесторов. Раздел также содержит другие источники формирования имущества (добавочный и резервный капиталы) и сумму нераспределенной прибыли, отражающую финансовую независимость предприятия[11].

4. Долгосрочные финансовые обязательства. Содержит информацию о долгосрочных кредитах, которые привлекла организация, а также об отложенных налоговых обязательствах[23].

5. Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые были взяты на себя с целью обеспечения стабильной и беспрерывной работы, поддержания текущей платежеспособности.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для анализа состояния предприятия. Для дальнейшей оценки и разработки стратегии развития целесообразно изучить динамический бухгалтерский анализ, чтобы определить ключевые негативные или позитивные тенденции. Это четко определит руководство компании, источники существующих проблем и поможет в будущем лучше управлять имуществом, которое находится в вашем распоряжении[13].

Для заполнения статей баланса данные по остаткам, сформированным на отчетную дату, берутся с конкретных счетов бухучета. Применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, при заполнении полной формы бухгалтерского баланса 2018 – скачать бесплатно которую можно в нашей статье – используются остатки по следующим счетам:

  • для статьи «Нематериальные активы» – итоговый остаток по счету 04 за вычетом итога по счету 05, при этом для счета 04 не учитываются данные, попадающие в строку «Результаты исследований и разработок», а для счета 05 – цифры, относящиеся к нематериальным поисковым активам;
  • для статьи «Результаты исследований и разработок» выбираются данные о затратах на НИОКР, отраженные в остатке на счете 04;
  • для статей «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» берутся данные о затратах на освоение природных ресурсов со счета 08 за вычетом относящейся к этим активам амортизации, учитываемой, соответственно, на счетах 02 и 05;
  • для статьи «Основные средства» данные определяются как разница остатков по счетам 01 и 02 (при этом по счету 02 не учитываются цифры, относящиеся к материальным поисковым активам и доходным вложениям в материальные ценности), к которой прибавляется сумма затрат на капвложения, учтенная на счетах 07 и 08 (за исключением цифр, попавших в строки «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы») [8];
  • для статьи «Доходные вложения в матценности» берется разница между остатками по счетам 03 и 02 в отношении одних и тех же объектов;
  • для статьи «Финансовые вложения» во внеоборотных активах выбираются данные о долгосрочных суммах (со сроком погашения более 12 месяцев) на счетах 55 (в отношении депозитов), 58, 73 (по займам, выданным работникам), которые уменьшаются на сумму резервов по долгосрочным вложениям (счет 59);
  • для статьи «Отложенные налоговые активы» берется остаток по счету 09[13];
  • для статьи «Запасы» сумма формируется путем сложения остатков по счетам 10, 11 (оба счета за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97;
  • для статьи «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» берется сальдо по счету 19;
  • для статьи «Дебиторская задолженность» суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76[13].;
  • для статьи «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в оборотных активах выбираются данные о краткосрочных суммах (со сроком погашения менее 12 месяцев) на счетах 55 (в отношении депозитов), 58, 73 (по займам, выданным работникам), которые уменьшаются на сумму резервов по краткосрочным вложениям (счет 59);
  • для статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» сумма получается сложением остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (за исключением депозитов), 57;
  • для статьи «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» данные берутся как сальдо по счету 80[8].;
  • для статьи «Собственные акции, выкупленные у акционеров» берется остаток по счету 81;
  • для статьи «Переоценка внеоборотных активов» выбираются данные об остатках на счете 83, относящиеся к ОС и НМА[11].
  • для статьи «Добавочный капитал (без переоценки)» данные формируются как остатки на счете 83 за вычетом данных, относящихся ОС и НМА;
  • для статьи «Резервный капитал» берется остаток по счету 82;
  • для статьи «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в годовой бухгалтерский баланс попадает сальдо по счету 84, а при составлении промежуточной отчетности складываются два остатка: по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года), при этом сумма может формироваться как путем сложения, так и путем вычитания;
  • для статьи «Заемные средства» в разделе «Долгосрочные обязательства» из остатков на счете 67 выбирается долгосрочная (с оставшимся сроком погашения более 12 месяцев) задолженность по кредитам и займам, при этом проценты по долгосрочным заемным средствам должны быть учтены в составе краткосрочной кредиторской задолженности;
  • для статьи «Отложенные налоговые обязательства» берется сальдо по счету 77[11].;
  • для статьи «Оценочные обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» из остатков на счете 96 выбираются данные по долгосрочным резервам, срок использования которых превышает 12 месяцев;
  • для статьи «Заемные средства» в разделе «Краткосрочные обязательства» суммируются остатки по счету 66, проценты по долгосрочным заемным средствам, учтенные в остатках на счете 67, и та задолженность по долгосрочным кредитам и займам (счет 67), которая на момент составления отчета стала краткосрочной (до ее погашения осталось менее 12 месяцев);
  • для статьи «Кредиторская задолженность» суммируются кредитовые остатки по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76;
  • для статьи «Доходы будущих периодов» складываются остатки по счетам 86 и 98;
  • для статьи «Оценочные обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» из остатков на счете 96 выбираются данные по краткосрочным резервам, срок использования которых составляет менее 12 месяцев[13,8].

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса — статья баланса[19].

С недавних пор стало возможным заполнение упрощенного бухгалтерского баланса. Баланс по упрощенной форме могут сдавать не все компании, а только те, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Это очень удобно, так как баланс для малых предприятий может содержать гораздо меньшее количество форм по сравнению с традиционной полной формой бухгалтерской отчетности[13].

К малым предприятиям можно отнести юридические лица:

  • со среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. Напомним, что среднесписочная численность отличается от списочной численности. Порядок расчета закреплен в законодательном акте госстатистики (приказ от 28.10.13 №428);
  • у которых доход от их коммерческой деятельности не превышает 800 млн рублей.
  • по иным основаниям, содержащимся в п.1.1. ст.4 закона №209-ФЗ.

Баланс по упрощенной форме не может сдаваться компаниями, у которых предусмотрен обязательный аудит отчетности (сюда попадает любое акционерное общество, так как для них аудиторское заключение необходимо), строительные и жилищные кооперативы, микрофинансовые предприятия, госучреждения, нотариальные конторы, адвокаты, партии и ряд других[17].

Бухгалтерский баланс малого предприятия формируется в соответствии с приложением к Приказу № 66н, утвержденному Минфином 02 июля 2010 г. Помимо показателей за отчетный год, в нем указываются показатели за два предыдущих года, для этого предусмотрены специальные столбцы, куда заносятся данные на конец года.

Баланс для малых предприятий включает в обязательном порядке две формы – сам бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Если компания посчитает нужным предоставить больше форм для раскрытия недостающих сведений, то это допускается. Компании, использующие форму по ОКУД 0710001, указывают данные крупно без детализации по статьям, так как данная форма отражает более общие показатели и количество строк в форме значительно меньше. Неважно, какую систему налогообложения выбрала фирма, возможно и УСН, всем без исключения необходимо отчитываться перед госорганами и составлять годовую бухгалтерскую отчетность[12].