Файл: Объекты коммерческой деятельности (Коммерческая деятельность как процесс).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС
1.1 Общая характеристика коммерческой деятельности
1.2 Задачи и функции коммерческой деятельности
1.3 Экономические условия развития коммерческой деятельности
Глава 2 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Объекты коммерческой деятельности
Глава 3 КОММЕРЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
3.2 Услуга как специфический товар
3.3 Особенности коммерческих операций на рынке услуг
Глава 4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1 Характеристика эффективности коммерческой деятельности
4.2 Анализ выполнения договорных обязательств
Взаимодействие спроса и предложения в условиях рынка формирует цену. Рыночная цена — результат взаимодействия спроса и предложения.
Законы рыночного ценообразования:
• цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
• при повышении спроса при неизменном предложении цена возрастет и наоборот.
На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т. е. общественно необходимым затратам. Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т. е. равновесие предельной полезности (цена и спрос) и издержек производства (цена и предложение).
Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции:
1. Функцию исключения (санирующую), т. е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции.
2. Функцию выравнивания, т. е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя, и цена приближается к стоимости товара (рыночная цена является мерой дефицитности товара).
3. Функцию регулирования, т. е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим параметрам требованиям, предъявляемым покупателями.
Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. В этой ситуации роль государства в регулировании цены ничтожно мала. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на установление цен монополий. Обычно это или жесткая регламентация цены или косвенная — через увеличение налогов и других мер воздействия.
При монополии цена продукции (Р) определяется по формуле
Ип
Р = ———
1+Ер
где Ип — предельная издержки фирмы;
Ер — эластичность спроса на продукцию фирмы.
При увеличении налогов монополист устанавливает цену по формуле
И п + налоги(новые)
Р = ——————————
1+(2Ер)
Спрос, предложение и цена взаимообусловлены и в коммерческой деятельности учитываются в комплексе. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность.
Эластичность — мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.
Ер = ∆Q\∆ Р,
где ∆Q — прирост величины спроса, %;
∆ Р — прирост цены, %;
Ер — коэффициент эластичности спроса от цены.
Эластичность спроса по доходам (населения) — отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов населения. Аналогично рассчитывается эластичность спроса от других факторов.
Эластичный спрос — коэффициент больше единицы, т. е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход.
Неэластичный спрос — коэффициент эластичность меньше единицы.
Спрос с единичной эластичностью — цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.
Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка.
Для выработки стратегии коммерческой деятельности важное значение имеет такой показатель, как эластичность предложения.
Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:
Еs = (Q1-Q2) : (P1-P0)
Q0 Р0
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены;
Р0 и Р1 — цены до и после изменения.
При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара.
Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой. Эластичность для таких пар товаров рассчитывается по формуле
Э3 = ∆Qа \∆ Рв
где Э3 коэффициент эластичности замены (на сколько процентов увеличится или уменьшится спрос при увеличении цены товара-заменителя на 1%);
Qa — процент прироста реализации продукта, а при изменении цены на продукт в;
Рв — процент прироста цены на продукт в.
Взаимодополняющие товары (комплекты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).
Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше — взаимодополняемый.
Важным элементом рынка, учитываемым в коммерческой деятельности, является среда, в которой совершается процесс купли-продажи товаров.
Среда может быть:
• открытой или закрытой;
• конкурентной или регулируемой.
Открытая рыночная среда — это среда, в которой обеспечивается свободное вхождение предприятий на рынок и выход из него. Практически нет препятствий для организации коммерческой деятельности сторонними предприятиями на территории или определенном товарном рынке (продовольственном, мебели и т. д.).
Закрытая рыночная среда — это среда, в которой различными нормативными актами создаются препятствия для вхождения новых предприятий на рынок: соответствующие законы; системы квотирования и лицензирования, таможенные барьеры и др. Практически во всех экономических развитых странах в отношении отечественных товаропроизводителей и коммерческих структур действует механизм государственного протекционизма.
Конкурентная рыночная среда предполагает наличие множества мелких и средних предприятий-продавцов и покупателей, обеспечивающих свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Такая рыночная среда позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены, приближенные к стоимости товара. Эта среда наиболее благоприятна для коммерческой деятельности.
Регулируемая внешняя среда — это среда, в которой государство создает жесткую планово-распределительную систему, посредством которой регламентируются практически все стороны деятельности предприятия. В этой среде проявляется только распределительно-обменная функция коммерческой деятельности при практическом отсутствии коммерческого риска и коммерческого успеха. В этой среде конкурентами выступают покупатели.
Глава 3 КОММЕРЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ
3.1 Коммерция в сфере услуг
Развитие рыночных отношений в России предопределило расширение ассортимента и увеличение объема реализации услуг. Стали формироваться как отдельный сегмент экономики рынки тех или иных услуг, оказывая все большее влияние на развитие экономики в целом. Появились новые виды услуг: брокерские услуги, услуги страхования (страхование рисков, возвратное страхование и т. д.), посреднические услуги и т. п.
Объем, удельный вес и структура услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства указывает на уровень развития экономики. Страны с развитой экономикой имеют удельный вес этой сферы деятельности в ВВП — 70— 80%. В России этот показатель составлял в 1992—1998 гг. 50—55% в источниках ВВП. При этом доминирующее положение в структуре предоставляемых услуг занимают услуги по обслуживанию рыночных отношений (инфраструктуры рынка). В странах с развитой экономикой значительный удельный вес составляют сервисные услуги.
Реализация услуги как специфического товара имеет ряд особенностей, определяемых своеобразием этого товара и условиями его купли-продажи. Поэтому изучение особенностей совершения коммерческих операций на этом рынке — необходимое условие эффективного развития предприятия, тем более, что практически каждое предприятие является или покупателем, или продавцом услуги независимо от того, каков у него основной вид деятельности.
Следует отметить, что четкого определения термина «услуга» пока нет. Не определено также, в каких сферах деятельности она осуществляется. Это приводит к включению практически всех отраслей (за исключением промышленности и сельского хозяйства) в сферу услуг (дизайна, торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса, социального обеспечения и т. д.). Кроме того, нет развитой законодательной базы, регламентирующей условия, формы и другие параметры оказания услуг.
3.2 Услуга как специфический товар
Услуга — это продукт труда, обладающий потребительной стоимость, удовлетворяющий потребности населения, предприятий, организаций и учреждений, но, как правило, не приобретающий овеществленной формы. Потребительная ценность услуги определяется во многом личностными и профессиональными качествами продавца услуги или лица ее оказывающего, т. е. живой труд будет определять качественные характеристики и цену услуги.
Следует оговориться, что не все услуги являются товаром. Так, услуг предоставляемые населению бесплатно и не предназначенные для реализации за деньги, к товару не относятся. Эти социальные услуги коммерческими one рациями не охватываются и поэтому нами не рассматриваются.
Перечислим основные отличительные свойства услуги как товара:
• неосязаемость (нематериальный характер);
• неразрывность производства, реализации и организации потребления услуги — производитель услуги является и продавцом при отсутствии посреднических и оптовых звеньев;
• изменчивость качества в связи с тем, что личностные характеристики продавца услуги, сложность ее стандартизации в каждом конкретном случае, субъективность восприятия покупателем, его готовность к покупке и потреблению услуги предопределяют во многом ее качество;
• унификация ассортимента услуг среди предприятий, их оказывающих, так как патентование услуг затруднено и они быстро распространяются; доступность включения того или иного вида услуг в сферу деятельности предприятия;
• невозможность оказать услугу впрок и обеспечить ее длительное хранение из-за влияния соответствующих внешних объективных и субъективных факторов;
• определенное непостоянство услуги в процессе ее предоставления;
• сложность определения соответствия качества услуги нормативным требованиям при высоком потребительском риске;
• неотделимость услуги от ее производителя (исполнителя), который оказывает ее в основном в непосредственном контакте с покупателями.
Хотя многие виды деятельности по оказанию услуг, в настоящее время лицензируются и сертифицируются нет абсолютной гарантии качества услуг, что зачастую отпугивает потенциальных покупателей. Поэтому привлекательность услуги, ее конкурентоспособность определяется ее безопасностью, имиджем предприятия, комплексностью услуги и возможностью возместить ущерб при недоброкачественной услуге.
Услуга, как и любой товар, характеризуется широтой и глубиной ассортимента (об этом мы уже говорили ранее). Каждая услуга имеет самостоятельное значение, лицензируется отдельно, а в совокупности они формируют ассортимент услуг данного предприятия.
Широта и глубина ассортимента предоставляемых услуг в отличие от широты и глубины ассортимента товаров в основном не регламентируется площадью помещений и зависит, с одной стороны, от готовности персонала предприятия гарантировано предоставить услугу при наличии у производителя услуги лицензии (при необходимости — сертификата), а с другой — наличием спроса на нее.
Важной характеристикой услуги является ее качество. В связи с тем, что услуга имеет множество свойств, способных удовлетворить потребительский спрос, дать однозначное определение ее качества затруднительно. Поэтому под качеством услуги понимается ее безопасность, комплексность при обеспечении ряда условий ее предоставления:
• гарантии формирования и предоставления в соответствии с соглашением (письменным или устным) между клиентом и исполнителем услуги:
• уровня потребительского риска при покупке и потреблении (чем ниже риск, тем выше качество услуги);
• создания партнерских отношений с клиентом;
• прозрачности и четкости договора на оказание услуги (условия, гарантии и т. д.), быстрое урегулирование в пользу клиента всех неблагоприятных ситуаций.
Такое разнообразие качественных характеристик услуги указывает на сложность ее объективной оценки (зачастую субъективные факторы, связанные с личностью клиента или исполнителя услуги, даже их настроения могут отразится на качестве услуги и создать соответствующую репутацию фирме — производителю услуги). Для того, чтобы целенаправленно формировать систему реализации услуг и упорядочить их указание необходимо классифицировать услуги.