Файл: Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ресурсный подход в психологии делает акцент на существование процесса распределения ресурсов, который объясняет тот факт, что некоторым людям, несмотря на разнообразные жизненные обстоятельства удается сохранить здоровье на оптимальном уровне и успешно адаптироваться. Ресурсные теории предполагают, что существует определенный комплекс ключевых ресурсов, которые направляют и управляют общим фондом ресурсов. Ключевой ресурс является главным средством, организующим распределение других ресурсов [17].

С. Мадди (2002) в качестве одного из главных ресурсов, влияющих на использование копинг-стратегий, предлагает конструкт «жизнестойкость» (hardiness). Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, устойчивость, выносливость». Обозначить это термин в русском варианте как «жизнестойкость» предложил Д. А. Леонтьев [28]. Перевод Д.А. Леонтьевым «hardiness» как жизнестойкость придал этому термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является достаточно привлекательным, поскольку состоит из эмоционально насыщенного слова «жизнь» и психологического свойства, выраженного термином «стойкость».

Согласно большому англо-русскому словарю «hardiness» означает выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, неустрашимость» [28 24].

«Hardiness» - черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста [28 24].

Е.В. Медведева характеризует жизнестойкость как меру способности личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутренний баланс, не снижая общего уровня успешности деятельности. Жизнестойкость является ключевой личностной переменной, через которую стрессогенные факторы влияют на душевное и соматическое здоровье, а также успешность деятельности [31].

По мнению Р. И. Стецишина, жизнестойкость является личностнопсихологическим ресурсом, который позволяет человеку, занятому в сфере помогающих профессий, противодействовать развитию состояний профессионально-личностной дезадаптации [38].

Логинова М.В. характеризует жизнестойкость как сложное структурированное психическое образование, определяемое как развивающаяся система убеждений, способствующих развитию готовности управлять системой повышенной сложности [27].

С.А. Богомаз под жизнестойкостью понимает «системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможное» [9]. Иными словами жизнестойкость - это личностный ресурс, способствующий как достижению высокого уровня психического и физического здоровья, так и и преодолению стрессов [9]. Богомаз один из первых стал проводить исследования по данному направлению и установил, что жизнестойкость человека связана с возможностями к преодолению разного рода стрессов, поддержке высокого уровня психического и физического здоровья, а также с самоэффективностью, оптимизмом, и удовлетворенностью своей жизнью [9].


Определение жизнестойкости, данное самим Д.А. Леонтьевым, звучит как черта личности, характеризующаяся мерой преодоления заданных обстоятельств, и, в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя [24].

Исследования С. Кобейса и С. Мадди показали, что жизнестойкость - это личностная характеристика, являющаяся общей мерой психического здоровья человека, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Она отражается в трех независимых жизненных компонентах: вовлеченности, уверенности в возможности контроля над событиями и принятием риска, которые определяют способность личности к трансформации негативных впечатлений в новые возможности и противостоянию деструктивному влиянию стрессогенных факторов на душевное и соматическое здоровье, а также на успешность деятельности [28].

По мнению Д.А. Леонтьева, выраженность этих компонентов в отдельности и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых [24].

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [28]. Человек, у которого достаточно развит этот компонент, получает удовольствие от своей деятельности, он чувствует себя нужным и ценным в процессе ее выполнения. Следствием отсутствия данного компонента является чувство отвергнутости, отчужденности, ощущение себя «вне» жизни. Такой человек пассивен, и у него рождается чувство бессмысленности собственной деятельности. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность»

Контроль (control) – это убежденность в том, что борьба может повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние частично и успех не обязательно будет сопутствовать [24]. Компонент контроль мотивирует субъекта на поиск путей влияния на стрессогенную ситуацию, избегание состояния беспомощности, убеждѐнность в наличии определенной связи между его поступками, действиями, усилиями и событиями, результатами и отношениями. Человек с достаточно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь, собственную деятельность. Такой человек ставит труднодостижимые цели, движется к ним и уверен, что обязательно добьется их выполнения. У него также присутствует уверенность, что он может влиять на результаты происходящего вокруг. Противоположностью этому является ощущение собственной беспомощности, неуверенность в собственных решениях мешает достигать поставленных целей, проблемы и препятствия таким людям кажутся глобальными и не разрешимыми, и они предпочитают «плыть по течению».


Принятие риска (challenge) – это убежденность человека в том, что все усилия, направленные на преодоление трудностей способствуют его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, как позитивного, так и негативного [37].

Человек, который рассматривает жизнь, как процесс приобретения опыта, готов действовать при отсутствии гарантий успеха, на свой страх и риск. Он считает, что стремиться к простому комфорту и безопасности – значит сознательно делать жизнь скучнее и бледнее. Развитость этого компонента позволяет личности оставаться открытой для окружающего мира, дает возможность приобрести новый опыт, извлечь для себя определѐнные уроки. Человек принимает происходящие события для себя как вызов и испытание. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Человек для себя постоянно совершает выбор неизменности (прошлого), который оставляет на месте, и выбор неизвестности (будущего), который продвигает вперед, открывает перспективы развития личности, позволяет приобрести ценный опыт понимания социокультурного взаимодействия, самопознания, расширяет поле социокультурного пространства [28]. Такие люди любят неожиданности, благодаря им они чувствуют интерес к жизни, они охотно берутся воплощать в жизнь даже самые смелые идеи. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы, сожаления о прошлом, чувство неучастия в собственной жизни, ощущение, что она проходит мимо него самого, нетерпимость к резким переменам в жизни.

Для оптимального уровня работоспособности и активности, а также сохранения здоровья в стрессогенных условиях необходимо, чтобы все три компонента жизнестойкости были достаточно выражены.

Таким образом, жизнестойкость, как ключевой ресурс к преодолению, можно определить как способность и полная готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в стрессовых ситуациях, повышенной для него сложности, контролировать подобные ситуации, управлять ими (контроль), уметь рисковать( принятие риска), не бояться нового, неизвестного и возникающих трудностей на пути к достижению целей.

1.2 Понятие о совладающем поведении в психологических исследованиях

Современные отечественные (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) и зарубежные (R. Lazarus, S. Folkman и др.) исследователи более 35 лет активно изучают психологические аспекты адаптационных процессов личности. Сущность таких адаптационных процессов, как правило, связывают с преодолением стрессовых воздействий и определяют термином «стратегии преодоления». Примечательно, что аналогичный смысл вкладывается исследователями и в понятия «копинг-стратегии», «стратегии преодоления стресса», «стратегии совладания».


Одним из перспективных направлений развития организационной психологии является именно проблема копинг- поведения (син. «копинг», от англ. «tocope» – совладать, преодолевать). Теоретические основы проблемы (копинг поведения) тесно связаны с проблемой стресса, в том числе стресса вызванного на работе то есть профессионального стресса. Копинг и стресс - два нераздельных для человека процесса.

Копинг — «процесс управления требованиями (внешними или внутренними), которые оцениваются как ограничивающие или превышение ресурсы человека», играет ключевую роль в определении успешности результатов деятельности. Эффективность копинг-стратегий зависит от типа стрессора, конкретного человека и обстоятельств. В науке принято, что такое поведение не только направлено на приспособление к обстоятельствам, но предполагает наличие сформированного умения использовать определенные средства для преодоления стресса, в первую очередь, эмоционального. Умение осознавать, выбирать и использовать нужные средства для преодоления стресса обусловлено различными факторами. Одно из них непосредственно связано с активностью личности, поскольку выбор именно активных действий увеличивает вероятность нейтрализации и/или устранения воздействий стрессогенных факторов. Особенности этого умения, по мнению Малкиной-Пых И.Г., связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды [29].

Неслучайно, как показывает анализ научных источников, «…совладающее поведение – особый вид социального поведения человека, обеспечивающего или разрушающего его здоровье и благополучие. Оно позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией – ее изменение (когда она поддается контролю) или приспособление к ней (в случае, когда ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия» [37].

Обобщая основные направления психологических исследований совладающего поведения, ученые Института психологии РАН подчеркивают, что копинг (совладание по Л. И. Анцыферовой) первыми изучать начали клинические психологи [39]. За рубежом – это Р. Лазарус, К. Олдвин, С. Фолкман, Н. Хаан и др.), в России – Р. М. Грановская, И. М. Никольская, Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский.

Особое внимание изучаемому феномену уделено современными исследователями в русле теории психологии субъекта (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская), в соответствии с которой совладающее поведение характеризуется с позиций адаптивности и зрелости, причем не только в позитивном (конструктивность), но и негативном (деструктивность) варианте. Как показал анализ литературы, большинство зарубежных и отечественных исследователей соотносят совладающее поведение с развитым сознанием и самосознанием личности, зрелостью ее картины мира, способностью к интеграции в общество и успешному функционированию и саморазвитию в нем.


Представители отечественной психологии совладания концентрируют свое внимание на человеке «совладающем», который самостоятельно справляется с жизненными трудностями, живет в гармонии с собой и миром, творит самого себя и свою судьбу. В этом плане прослеживается четкая связь совладания (а также способности, готовности к такому поведению) с системой жизненных ценностей и смыслов, способностью к свободному выбору, нравственными, интеллектуально-творческими и психоэмоциональными ресурсами личности. Как утверждают специалисты в области практической психологии совладния, трудные жизненные ситуации, экстремальные и чрезвычайные ситуации являются наиболее показательными в отношении конструктивности – деструктивности выбираемых стратегий совладания, вплоть до самодеструктивных или самопоражающих [37].

В целом, как показывает анализ исследований адаптационных процессов личности, понятие копинг чрезвычайно важно для понимания проблем адаптивности/дезадаптивности поведения человека вообще и в стрессе в частности, поскольку эффективность выбранной стратегии совладания характеризует способность человек справляться с трудностями и стрессом, а также с собой в трудной ситуации.

Обращаясь к ретроспективному анализу исследований, современные психологи [41] находят истоки разработки копинга в психоаналитических работах (З. Фрейд, А. Фрейд), раскрывающих сущность и толкование механизмов психологической защиты с позиций этого подхода. Более системно к анализу направлений разработки и подходов к определению понятия «coping» подошла Исаева Е.Р., изучавшая копинг-поведение и психологическую защиту личности в условиях здоровья и болезни [18]. Автор сгруппировала проанализированные исследования и выделила три основных подхода к пониманию сущности копинга:

  • первый, наиболее ранний подход, согласно которому копинг рассматривается с точки зрения динамики Эго и использования ее для ослабления психического напряжения, представлен в работах психоаналитика N. Нааn [44].;
  • второй подход характеризует coping в терминах черт личности и связывает его с относительно постоянной предрасположенностью индивидуума, устойчивым стилем реагирования на стресс определенным образом практически не зависимо от типа воздействия [19];
  • третий подход, представленный исследованиями R. Lazarus и S. Foklman (1984, 1987), описывает coping с позиций динамики когнитивных и поведенческих усилийличности, направленныхна снижение влияния стресса [48].