Файл: Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом обобщая представленные выводы и положения, отметим, что современное понимание проанализированных характеристик копинг поведения фактически отражает психологические факторы стрессорезистентности, и их преобладание в структуре копинг-поведения, по мнению исследователей, обусловливает успешность адаптационных процессов и эффективность деятельности, результат благополучной интеграции индивида в общество.

Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия»

Выводы по 1 главе

1. Жизнестойкость - способность и полная готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в стрессовых ситуациях, повышенной для него сложности, контролировать подобные ситуации, управлять ими (контроль), уметь рисковать( принятие риска), не бояться нового, неизвестного и возникающих трудностей на пути к достижению целей.

2. Совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия».

Бывает как позитивные, так и негативные стратегии совладания (копинг-стратегии).

3. Копинг — «процесс управления требованиями (внешними или внутренними), которые оцениваются как ограничивающие или превышение ресурсы человека», играет ключевую роль в определении успешности результатов деятельности. Эффективность копинг-стратегий зависит от типа стрессора, конкретного человека и обстоятельств.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ


2.1 Организация исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями

Эмпирическое исследование было посвящено изучению уровня жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями.

Учитывая актуальность проблемы стрессовых ситуаций , в данной работе ставится цель, изучить связь уровня жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости личности и выбором стратегий совладающего поведения; более высокий уровень жизнестойкости определяет выбор более адаптивных копинг-стратегий.

Эмпирическое исследование включало в себя решение следующих задач:

1. Оценить уровень жизнестойкости у испытуемых.

2. Изучить особенности и взаимосвязь жизнестойкости и стратегий совладающего поведения с профессиональными трудностями.

Методики, выбранные для исследования жизнестойкости и стратегий совладания:

Для исследования жизнестойкости:

1) тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Е. Рассказовой)

Для изучения стратегий совладания:

2) Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса

3) Методика диагностики копинг-механизмов Э.Хейма

С целью уточнения характеристик особенностей жизнестойкости и стратегий совладания, остановимся подробнее на некоторых аспектах диагностического инструментария.

Исследование жизнестойкости.

1. Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Е. Рассказовой)

Цель: определение уровня жизнестойкости.

Инструкция испытуемым: Прочитайте следующие утверждения и выберите  тот вариант ответа («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»), который наилучшим образом отражает Ваше мнение. Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Обработка результатов.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» - 3 балла, «да» - 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости

Выделяют 3 уровня жизнестойкости:

1. Низкий уровень – от 0 до 45 баллов;

2. Средний уровень – от 46 до 90 баллов:

3. Высокий уровень – от 91 до 135 баллов.


Исследование стратегий совладания

2. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса

Цель: определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Инструкция испытуемым: Вам предлагаются 50 утверждений, описывающих ваше поведение в трудной жизненной ситуации. Оцените как часто данные варианты поведения проявляются у вас.
Обработка результатов.

При обработке результатов изучается степень выраженности поведения по 8 стратегиям совладающего поведения.

Подсчитываются баллы, суммируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто - 3 балла.

После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием разработанных таблиц.

Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

  • показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
  • 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
  • показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.

Выделяют копинг- стратегии:

1) Конфронтация.

2) Дистанцирование.

3) Самоконтроль.

4) Поиск социальной поддержки.

5) Принятие ответственности.

6) Бегство-избегание.

7) Планирование решения проблемы.

8) Положительная переоценка.

Таким образом можно изучить ведающую стратегию копинг поведения испытуемого.

3. Методика диагностики копинг-механизмов Э.Хейма

Цель: изучение ведущих типов копинг-механизмов.

Инструкция испытуемым: Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще все­го разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмо­ционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, ко­торый Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо вы­брать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

Обработка результатов.

Виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.


По результат методики можно проанализировать преобладание типа стратегий копинга.

Таким образом, был подобран комплекс психодиагностических методик, адекватный целям и задачам исследования и состоящий из валидных и апробированных в психодиагностической практике методик.

2.2 Анализ результатов исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями

С целью изучения связи между уровнем жизнестойкости и стратегиями совладания, проведена диагностика по методике Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Е. Рассказовой). Аналз результатов исследования позволил выделить три группы испытуемых в зависимости от уровня Жизнестойкости. Обобщенные результаты по методике представлены в таблице 2.1, на рисунке 2.1, первичные результаты Приложение А.

Таблица 2.1. Распределение испытуемых по показателю жизнестойкость

Уровень

Жизнестойкости

Количество человек

% выборки

Низкий

15

24,0

Средний

21

35,0

Высокий

24

41,0

Рис. 2.1. Процентное распределение испытуемых по показателю уровень жизнестойкости

Анализ результатов оценки уровня жизнестойкости позволил установить, что большинству испытуемых свойственен высокий уровень жизнестойкости (41,0%), к ним относят испытуемых. Высокая жизнестойкость характеризуется: общительностью, открытостью внешнему миру, раскованностью в проявлениях чувств, самобытностью, уникальностью, как для себя, так и для окружающих, умением принять себя таким, каков есть, неподверженностью самобичеваниям и самообвинениям, ощущением, что жизнь наполнена смыслом и имеет цель. 

К группе со средним уровнем жизнестойкости относят 35% жизнестойкости. В середине континуума располагаются люди, наделенные средней степенью выраженности жизнестойкости.

К группе с низким уровнем жизнестойкости относят 24,0% испытуемых. Люди с низкой жизнестойкостью отличаются: низкой общительностью, часто высокой тревожностью, они живут сегодняшним или вчерашним днем, часто испытывают неудовлетворенность своей жизнью, неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Часто им присущ фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Они предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, часто подвержены «самокопанию» и самобичеванию, не умеют ценить себя и принимать себя такими, каковы они есть.


Далее были проанализированы особенности стратегий совладания испытуемых в зависимости от уровня жизнестойкости.

На первом этапе были изучены копинг-стратегии при помощи Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Обобщенные результаты по методике представлены в таблице 2.2, на рисунке 2.2, первичные результаты Приложение Б.

Таблица 2.2. Средние баллы по показателям стратегий совладающего поведения у испытуемых в зависимости от уровня жизнестойкости

Конфронтация

Дистанцирование

Самоконтроль

Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности

Бегство-избегание

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

Высокий

35,80

41,20

50,61

51,17

41,67

31,08

69,45

46,24

Средний

48,67

50,56

59,21

58,44

50,86

46,03

64,29

49,67

Низкий

49,25

48,88

60,63

66,29

55,11

52,77

58,16

48,91

Рис. 2.2. Средние баллы, показывающие предпочитаемые копинг-стратегии испытуемых в зависимости от уровня жизнестойкости

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что для испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения трудных ситуация является планирование решения проблемы (69,45), стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.

Для большинство испытуемых с средним уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения сложных задач также является стратегия планирования решения проблем (64,29).

Результаты свидетельствуют о том, что ведущей стратегией для испытуемых с низким уровнем жизнестойкости является поиск социальной поддержки (66,29) и самоконтроль (60,63), стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.