Файл: Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости
1.2 Понятие о совладающем поведении в психологических исследованиях
2.1 Организация исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями
В целом анализ ранних работ (начиная с 1960-х гг.) свидетельствует о том, что термин «совладание со стрессом» или «копинг» изначально использовался с целью описательной характеристики некоторых механизмов психологической защиты. С позиций нашего исследования весьма существенно, что в контексте этого подхода «преодоление (совладание) рассматривается в контексте жизненной истории и развития личности и соотносится со способом, которым личность управляет своими эмоциональными состояниями при возникновении психического дискомфорта» [45]. Анализируя данное направление, Исаева Е.Р. отмечает, что «именно бессознательные выученные механизмы защиты отвечают за регуляцию эмоционального состояния и направлены на сохранение психического гомеостаза и целостности личности от повреждающего влияния внешних воздействий» [18].
Особо отметим выделенные и описанные G.Vaillant [52] в русле рассматриваемого подхода механизмы защиты, которые автор относит к зрелому адаптивному стилю, проявляющемуся в удовлетворительном разрешении конфликтов. Выявленное автором увеличение с возрастом частоты использования зрелых механизмов защиты (альтруизм, супрессия, антиципация и юмор) подтверждает произвольный характер и сознательный выбор стратегий реагирования на стресс [18]. Именно развивающаяся произвольность и осознанность выбора стратегии реагирования на стресс позволяют нам предположить возможность целенаправленного воздействия на развитие копинга вместо ожидания результата спонтанной его выработки.
Принципиально значимы положения концепции копинг-процессов, разработанные R.S. Lazarus [48]. Значимость сформулированных в исследованиях R.S. Lazarus положений связана с рассмотрением копинга с позиций поддержки стабильности психосоциальной адаптации личности во время стресса. Предложенное автором понимание копинга в контексте адаптации акцентирует наше внимание на стремлении решить проблему, «которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [52]. Такое понимание копинга, характеризующее деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям [49], во-первых, принципиально значимо в профессиональной деятельности психолога, его взаимодействии с клиентами, а во-вторых, позволяет выстроить содержательно и процессуально программу развития и коррекции копинг-стратегий студентов, осваивающих названную профессию.
Не менее важными являются и основные положения диспозиционного подхода в изучении копинга, представители которого акцентируют на устойчивых индивидуальных особенностях преодоления стресса, что позволяет стиль психологической защиты рассматривать в качестве устойчивого личностного образования. Центральным звеном рассматриваемой концепции копинга является степень эффективности определенных диспозиционных тенденций личности (стили совладания (copingstyles)) относительно того, насколько успешны в плане обеспечения психологического благополучия.
Особое внимание проблеме совладания, по мнению Е.И. Рассказовой и Т.О. Гордеевой, уделяется в исследованиях, в которых соотносятся продуктивность копинг-стратегий, психологическое благополучие и эффективность деятельности. В этой связи весьма продуктивны идеи N. Eisenberg и R. Fabes [32], которые «выделяют три взаимосвязанных вида эмоциональной регуляции: регуляция переживаемых эмоций (эмоциональноориентированные копинги) – процессов порождения, поддержания, управления эмоциональными состояниями, регуляция поведения (собственных действий и выражения эмоций) и регуляция контекста, вызывающего эмоции (проблемно-ориентированные копинги)» [16]. При этом исследователи признают отсутствие связи между видом копинга и его природой, отмечая когнитивный характер эмоционально-ориентированных копингов, когда человек переключает свое внимание, вспоминает что-то приятное, например.
Рассматривая психологические средства развития копинг-стратегий студентов, обратим внимание на результаты исследования Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского (1994), согласно которым в процессе изучения особенностей копинг-поведения подростков [34] и профилактики у них психосоциальных расстройств [35] обнаружена выраженная взаимосвязь между характеристиками Я-концепции и копинг-стратегиями. Принимая во внимание утверждение исследователей о существенном влиянии Яконцепции личности на адаптивный или дезадаптивный стиль копингпроцесса в целом, а также особенности реального психологического возраста современных студентов, считаем возможным использовать указанные сведения при описании полученных нами результатов и формулировании выводов.
В исследованиях J.H. Amirkhan (1990), указывавшего на стабильность выбора индивидом копинг-стратегий и малую зависимость их от типа стрессового воздействия, выделены три группы базисных стратегий поведения человека: две из них адаптивные – решение проблемы и поиск социальной поддержки; одна неадаптивная – избегание проблемы [43]. В названных стратегиях отражены, по мнению автора, основные реакции человека на угрозу как общие тенденции копингповедения.
На стабильность выбора индивидом копинг-стратегий и малую зависимость их от типа стрессового воздействия пришла Л.Н. Собчик [36], связывающая тип реагирования в стрессовых ситуациях с «продолжением ведущей индивидуально-личностной тенденции», в основе которой лежит тип высшей нервной деятельности, обусловливающий ее врожденность, генетическую обусловленность. В том же русле делает вывод Е.Р. Исаева, подчеркивая необходимость учитывать как выбираемую личностью стратегию, так и индивидуальный опыт самой личности, ее характер, способы оценки результатов и действий [18].
Характеризуя человека как субъекта совладающего поведения, Т. Л. Крюкова [22] обращает внимание на сознательность и целенаправленность совладающего с жизненными трудностями поведения человека. С этих позиций автором описаны критерии, по которым можно определить, принадлежит ли данному субъекту данное совладающее поведение; дана содержательная характеристика факторов, определяющих выбор человеком способов совладания. Это диспозиционный (личностный), динамический (ситуационный), социокультурный (экологический) и регулятивный факторы. Такой подход к выделению факторов, обусловливающих выбор человеком стратегии совладания, неслучаен.
Весьма продуктивными являются результаты исследований, в которых показано, как взаимосвязаны копинг-стратегии и эффективность деятельности. В зарубежных [8] и отечественных исследованиях [37] выявлено, что характер преодоления трудностей в соответствующем виде деятельности отличается в зависимости от успешности/неуспешности школьников, студентов, спортсменов и др.
Анализируя результаты имеющихся исследований в этом направлении, Рассказова Е.И. и Гордеева Т.О. приводят пример корреляции поиска и получения поддержки третьеклассниками с их школьной успешностью в последующие два года, а также снижением уровня депрессии и ростом социальной компетентности детей [32]. Шепелева Е.А. доказала позитивную связь успеваемости и субъективного школьного благополучия с использованием обучающимися стратегии активного преодоления трудностей и негативное влияние на них бездействия и переключения на другую деятельность [127].
Приведенные примеры исследований могут стать базой для теоретического обоснования и технологического решения программ развивающей и психокоррекционной работы с будущими специалистами. В этом плане также интересны и продуктивны результаты изучения применяемых подростками в разрешении трудных ситуаций взаимодействия со сверстниками продуктивных копингстратегий. Такие стратегии характеризуют успешность социального функционирования, поскольку принятия сверстников быстрее и эффективнее добиваются подростки с конструктивными копинг-стратегиями. Исследования Т. О. Гордеевой и Е. А. Шепелевой свидетельствуют об определенной гендерной специфике влияния выбираемых копинг-стратегий на успешность в учебной деятельности подростков [42]: девушкам в отличие от юношей свойственны стратегии активного преодоления трудностей, которые обусловливают академическую успеваемость [42].
Обращаясь к теме изучения ресурсов личности в связи с ее реакцией на стресс, зарубежные исследователи (S. Kobasa и S.R. Maddi, 1979, 1980) использовали термины, характеризующие ресурс резистентности к стрессу [47]. Ряд исследователей (Сирота Н.А., Coyne J.C., Lazarus R.S.) придают особое значение эффективному развитию личностно-средовых копингресурсов, т.к. это показывает, насколько успешно в своей жизни человек адаптируется к стрессам и преодолевает их [28].
Анализ теоретических источников показывает, что в отечественной психологии важнейшая характеристика и ресурс личности связаны с понятием активности, которая, являясь побудительной силой, характеризует мотивационный статус человека [32]. Современные исследователи, изучая адаптационные возможности личности, употребляют понятие «личностный адаптационный потенциал» (Богомолов А.М., Маклаков А.Г., Портнова А.Г.) [цит. по Хохлова К.А., 2007]. Анализируя различные подходы, К.А. Хохлова отмечает, что некоторые авторы отождествляют «адаптационный потенциал» с понятием «адаптивность», рассматривая его в связи с возможностью личности адаптироваться психически и физически с учетом особенностей организма в различных, в том числе и непредсказуемых, заранее не прогнозируемых ситуациях [18].
В исследованиях А.М. Богомолова [14] адаптационный потенциал представлен как возможности личности продуктивно пройти адаптационный процесс, ее способность изменяться, совершенствовать собственную организованность и устойчивость, что отражает динамичность адаптационных ресурсов.
Делая акцент на личности, большинство отечественных психологов связывают совладание со стрессом с внутренним миром человека, системой его ценностей [35]. Такой подход закономерен, поскольку динамические образования, характеризующие личность с точки зрения ее направленности, мотивов и ценностей, формируются в обществе, отражают специфику микросоциума и могут рассматриваться как личностный потенциал в процессе адаптации, адаптационный ресурс личности. На эту особенность указывали в своих работах Л.И. Анцыферова, в частности, при характеристике личности в трудных жизненных условиях в контексте переосмысливания, преобразования ситуаций и психологической защиты [10]; Д.А. Леонтьев (1997), рассматривающий устойчивость личности как результат соотношения смыслообразующих мотивов с особенностями поведения и способами деятельности [24]. Подтверждением данного тезиса впоследствии стали результаты и выводы Е.Е. Торчинской (2001) об обусловленности именно различиями ценностно-смысловой структуры личности выбора соответствующей копинг-стратегии и способов адаптации в ситуации хронического стресса [39].
Исследования отечественных ученых (Н.С. Видерман, Н.А. Сирота, Е.Т. Соколова, М. Ялтонский) показали важность Я-концепции, восприятия социальной поддержки и других психологических конструктов как личностных ресурсов в адаптационном процессе и ситуациях преодоления стресса. Результаты констатируют наличие у подростков взаимосвязи определенных черт Я-концепции с соответствующими копинг-стратетегиями. При этом особое внимание обращается на соотношение активных копингстратегий и позитивной Я-концепции (фактора резистентности к стрессу) и на связь пассивных копинг-статегий с негативной Я-концепцией (фактор повышенной уязвимости к стрессу и показатель дезадаптивного поведения) [34]. Развивая эти тезисы, Е.Р. Исаева, например, обращается к выделенным исследователями (М. Ялтонский с соавторами [34]) характерологическим особенностям личности, от которых зависит способность справляться с трудностями. К ним относятся уровень интеллекта, позитивная Я-концепция, ответственность, социальная компетентность, эмпатия, аффилиация [34]. Нам же принципиально важно учесть, что, как показывают исследования, обладание человеком, кроме личностных ресурсов, ресурсами социальной среды, влияющими на его поведение. В этом отношении установлена взаимосвязь между недостаточным развитием средовых копинг-ресурсов и пассивным копингповедением, социальной изоляцией, снижением качества жизни, что может завершиться дезинтеграцией личности.
Особое место в изучении становления и функционирования адаптивного копинг-поведения, в период освоения профессии и интеграции во взрослую жизнь, занимает изучение социально-поддерживающого процесса, который благодаря действию социальных сетей, субъективному восприятию социальной поддержки и реализации соответствующей копинг-стратегии ее поиска может отчасти нейтрализовать воздействие стресса [34].
Различные концепции сущность социальной поддержки, специфику ее влияния на способность справляться со стрессом описывают по-разному. Так, в концепции R. Lazarus социальная поддержка подразумевает эмоциональное, материальное или «ощутимое» и информационное содействие. В разработанной A. Antonovsky (1979) салютогенной («salutogenicconcept») модели здоровья копинг и социальная поддержка представляют собой центральные конструкты и определяют резистентность к стрессу [49]. B. Sarason и I. Sarason (1985) в своих исследованиях пришли к выводу об эффективности комбинации воспринятой поддержки и копинга, оказывающей «буферный эффект» [33]. В настоящей работе мы придерживаемся представленной в исследованиях Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского модели, содержательная характеристика компонентного состава которой во многом аналогична приведенным результатам [34].