Файл: Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее была проведена методика диагностики копинг-механизмов Э.Хейма. Обощенные данные по методике представлены в таблице 2.3, на рисунке 2.3 -2.5, результаты Приложение В.

Таблица 2.3. Распределение испытуемых по показателю копинг-механизмов

Когнитивные

Эмоциональные

Поведенческие

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий уровень жизнестойкости

Адаптивные

8

33,0

19

79,0

13

54,0

Относительно адаптивные

7

29,0

3

13,0

0

0

Неадаптивные

9

38,0

2

8,0

11

46,0

Средний уровень жизнестойкости

Адаптивные

11

53,0

17

81,0

8

38,0

Относительно адаптивные

3

14,0

2

9,0

5

24,0

Неадаптивные

7

33,0

2

10,0

8

38,0

Низкий уровень жизнестойкости

Адаптивные

7

47,0

4

31,0

7

43,0

Относительно адаптивные

5

33,0

3

17,0

5

33,0

Неадаптивные

3

20,0

8

52,0

3

24,0

Рис. 2.3. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости

Для большинства испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости (79,0%) преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протес­том по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже са­мой сложной, ситуации.

Также для многих испытуемых 54,0% преобладающим является адаптивный, поведенческий тип реагирования, поведение типа «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близ­ким в преодолении трудностей.


Рис. 2.4. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с средним уровнем жизнестойкости

Испытуемым с средним уровнем жизнестойкости (81,0%) также свойственно вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм». При этом многим испытуемым (53,0%) свойственен когнитивный адаптивный тип реагирования, к нему относят поведение «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Рис. 2.5. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с низким уровнем жизнестойкости

Для большинства испытуемых с низким уровнем (52,0%) жизнестойкости преобладающим является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характери­зующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, по­корности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Также для данных испытуемых характерным является адаптивный, поведенческий тип реагирования (43%), поведение типа «сотрудничество», «обращение», «альтруизм», и когнитивный адаптивный тип (47,0%) реагирования, к нему относят поведение «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания».

Таким образом был проанализирован уровень жизнестойкости и стратегий совладания. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что гипотеза о том, что существует связь между уровнем жизнестойкости и ведущей стратегией совладающего поведения подтвердилась.

Выводы по второй главе:

Анализ результатов эмпирического исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными сложностями у испытуемых позволил сделать следующие выводы:

1. Установлено, что что большинству испытуемых свойственен высокий уровень жизнестойкости (41,0%), к группе со средним уровнем жизнестойкости 35,0%, к группе с низким уровнем жизнестойкости относят 24,0% испытуемых.

2. Для испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения трудных ситуация является планирование решения проблемы, а преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования (79,0%), к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».


3. Для большинство испытуемых с средним уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения сложных задач является стратегия планирования решения проблем, и им также свойственно (81,0%) вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».

4. Для большинства испытуемых с низким жизнестойкости ведущей стратегией является поиск социальной поддержки и самоконтроль, преобладающим (52,0%) является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассматривалась проблема жизнестойкости и стратегии совладающего поведения с профессиональными трудностями. Целью работы было выявить взаимосвязь показателей жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения. В работе проведен теоретический анализ проблемы жизнестойкости и стратегий совладающего поведения с профессиональными трудностями. Установлено, что жизнестойкость - способность и полная готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в стрессовых ситуациях, повышенной для него сложности, контролировать подобные ситуации, управлять ими (контроль), уметь рисковать( принятие риска), не бояться нового, неизвестного и возникающих трудностей на пути к достижению целей.

Совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия». Бывает как позитивные, так и негативные стратегии совладания (копинг-стратегии).

Копинг — «процесс управления требованиями (внешними или внутренними), которые оцениваются как ограничивающие или превышение ресурсы человека», играет ключевую роль в определении успешности результатов деятельности. Эффективность копинг-стратегий зависит от типа стрессора, конкретного человека и обстоятельств.

Для изучения взаимосвязи показателей жизнестойкости и стратегии совладающего поведения было проведено исследование.

Полученные данные показали, что большинству испытуемых свойственен высокий уровень жизнестойкости (41,0%), к группе со средним уровнем жизнестойкости 35,0%, к группе с низким уровнем жизнестойкости относят 24,0% испытуемых.

Для испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения трудных ситуация является планирование решения проблемы, а преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».


Для большинство испытуемых с средним уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения сложных задач является стратегия планирования решения проблем, и им также свойственно вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».

Для большинства испытуемых с низким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией является поиск социальной поддержки и самоконтроль, преобладающим является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность».

Таким образом было проведено исследование связи жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями, и поставленная гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). –М.: Воронеж, 1999. – 168 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 435 с.
  5. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. – М.: НПО «Прагма», 1993. – 175 с.
  6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2000. – 260 с.
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  8. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. – С.82-84.
  9. Богомаз С.А. К возможности дифференциации обучения школьников с учетом их типологических особенностей ориентации психической активности // Вестник ТГПУ.- 1998.- Вып. 4.- С. 52-59.
  10. Бодров В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2012. - 580 c.
  11. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  12. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки. // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 314. – С.165-168.
  13. Буйлов, В., Куропова, Г., Сенаторова, Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. – 1996. – №2.
  14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер,2009. (Серия «Практикум»).
  15. Гордеева Т.О., Шепелева, Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2011. – №3 – с.33-34.
  16. Горлова Е.Л. Содержание учебного предмета как средство развития образа профессионала у будущих психологов (в соавт.) // Вестник Алтайской науки: Психология. Вып.3(2). – Барнаул, 2004.
  17. Денеко М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза впроцессе профессиональной адаптации: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. /М.В. Денеко. Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.
  18. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
  19. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 143 с.
  20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. Китаев- Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса /
  21. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2005. – 46 с.
  22. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
  23. Лебедев И.Б. Психологические особенности формирования мировоззренческих убеждений у курсантов высших военных командноинженерных училищ: на примере изучения общественных наук: дисс. ... к. психол.н./ Воен.-полит. акад. им. В. И. Ленина. – Москва, 1991. – 174 с.
  24. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – C.156-176.
  25. Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача. Дисс…. к.психол.н.. – Бишкек, 1997. – 191 с.
  26. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.
  27. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. Вестник Московского Университета МВД России, № 6 М., 2009. - с. 1922.
  28. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / Мадди Сальваторе Р.; Перевод с англ. Е. Н. Осина, под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. — 2005. — №6. — с. 87 — 101.
  29. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 992 с.
  30. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Автореферат диссертации. доктора псих, наук / В.Н. Марков — М: 2004. 25 с.
  31. Медведева Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2008. - Выпуск 2. с. 172 - 177.
  32. Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – N 3(17). – Режим доступа: URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2016).
  33. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287с.
  34. Сирота Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1994. – №1. – С.63-74.
  35. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. … д-ра мед. наук / Н.А. Сирота. – СПб., 1994. – 283 с.
  36. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – 3-е изд. – М.: Ин-т современ. политики, 2000. – 511 с.
  37. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
  38. Стецишин Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование / Р.И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. № 3. с. 35 - 47.
  39. Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №2. – С.27-35.
  40. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы – Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993. – 144с.
  41. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – С.349-369.
  42. Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008.
  43. Amirkhan J.H. A Factor analytically derived measure of coping: The coping strategy indicator / J.H. Amirkhan // J. Pers. Soc. Psychol. – 1990. – Vol.59, № 5. – P.1066-1074.
  44. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories /N. Haan // J. Cons. Psychol. – 1965. – Vol. 29, N 4. – P.373-378.
  45. Haan N. The adolescent antecedents of an ego model of coping and defense and comparisons with Q-sorted ideal personalities / N. Haan // Genet. Psychol. Monogr. – 1974. – Vol. 89, N 2. – P.274-306.
  46. Hobfoll S.E., Dunahoo C.L., Ben-Porath Y., Monnier J. Gender and coping: The dual-axis model of coping // American Journal of Community Psychology. 1994. Vol. 22(1). P. 49–82.
  47. Kobasa S.C. Hardiness and health: A prospective study / S.C. Kobasa, S.R. Maddi, S.Kahn // Journal of personality and social psychology. – 1982. – Vol. 42, N 1. – P.168-177.
  48. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. – 466 p.
  49. Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. – N.Y., 1984. – 218 p.
  50. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. – 1987. – Vol. 1. –P.141-169.
  51. Vaillant G.E. Adaptation to life / G.E. Vaillant. – Boston; Toronto: Little, Brown, 1977. – 396 p.
  52. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanism / G.E. Vaillant // Arch. General Psychiatry. – 1971. – Vol. 24. – P. 107-118.

Приложение

Приложение А

Первичные данные по методике тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Е. Рассказовой)

Испытуемый

Уровень жизнестойкости

1

135

2

129

3

104

4

109

5

127

6

118

7

133

8

125

9

124

10

137

11

118

12

104

13

126

14

124

15

132

16

133

17

114

18

118

19

124

20

126

21

115

22

118

23

113

24

115

25

78

26

88

27

68

28

79

29

76

30

78

31

86

32

84

33

87

34

76

35

78

36

75

37

76

38

78

39

65

40

76

41

78

42

78

43

77

44

76

45

75

46

35

47

34

48

18

49

34

50

33

51

38

52

36

53

39

54

38

55

37

56

36

57

35

58

34

59

45

60

39