Файл: Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
1.1. Жизнестойкость как внутренний ресурс личности. Компоненты жизнестойкости
1.2 Понятие о совладающем поведении в психологических исследованиях
2.1 Организация исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями
Далее была проведена методика диагностики копинг-механизмов Э.Хейма. Обощенные данные по методике представлены в таблице 2.3, на рисунке 2.3 -2.5, результаты Приложение В.
Таблица 2.3. Распределение испытуемых по показателю копинг-механизмов
Когнитивные |
Эмоциональные |
Поведенческие |
||||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
|
Высокий уровень жизнестойкости |
||||||
Адаптивные |
8 |
33,0 |
19 |
79,0 |
13 |
54,0 |
Относительно адаптивные |
7 |
29,0 |
3 |
13,0 |
0 |
0 |
Неадаптивные |
9 |
38,0 |
2 |
8,0 |
11 |
46,0 |
Средний уровень жизнестойкости |
||||||
Адаптивные |
11 |
53,0 |
17 |
81,0 |
8 |
38,0 |
Относительно адаптивные |
3 |
14,0 |
2 |
9,0 |
5 |
24,0 |
Неадаптивные |
7 |
33,0 |
2 |
10,0 |
8 |
38,0 |
Низкий уровень жизнестойкости |
||||||
Адаптивные |
7 |
47,0 |
4 |
31,0 |
7 |
43,0 |
Относительно адаптивные |
5 |
33,0 |
3 |
17,0 |
5 |
33,0 |
Неадаптивные |
3 |
20,0 |
8 |
52,0 |
3 |
24,0 |
Рис. 2.3. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости
Для большинства испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости (79,0%) преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.
Также для многих испытуемых 54,0% преобладающим является адаптивный, поведенческий тип реагирования, поведение типа «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Рис. 2.4. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с средним уровнем жизнестойкости
Испытуемым с средним уровнем жизнестойкости (81,0%) также свойственно вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм». При этом многим испытуемым (53,0%) свойственен когнитивный адаптивный тип реагирования, к нему относят поведение «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Рис. 2.5. Преобладающие стратегии поведения у испытуемых с низким уровнем жизнестойкости
Для большинства испытуемых с низким уровнем (52,0%) жизнестойкости преобладающим является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Также для данных испытуемых характерным является адаптивный, поведенческий тип реагирования (43%), поведение типа «сотрудничество», «обращение», «альтруизм», и когнитивный адаптивный тип (47,0%) реагирования, к нему относят поведение «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания».
Таким образом был проанализирован уровень жизнестойкости и стратегий совладания. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что гипотеза о том, что существует связь между уровнем жизнестойкости и ведущей стратегией совладающего поведения подтвердилась.
Выводы по второй главе:
Анализ результатов эмпирического исследования жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными сложностями у испытуемых позволил сделать следующие выводы:
1. Установлено, что что большинству испытуемых свойственен высокий уровень жизнестойкости (41,0%), к группе со средним уровнем жизнестойкости 35,0%, к группе с низким уровнем жизнестойкости относят 24,0% испытуемых.
2. Для испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения трудных ситуация является планирование решения проблемы, а преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования (79,0%), к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».
3. Для большинство испытуемых с средним уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения сложных задач является стратегия планирования решения проблем, и им также свойственно (81,0%) вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».
4. Для большинства испытуемых с низким жизнестойкости ведущей стратегией является поиск социальной поддержки и самоконтроль, преобладающим (52,0%) является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассматривалась проблема жизнестойкости и стратегии совладающего поведения с профессиональными трудностями. Целью работы было выявить взаимосвязь показателей жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения. В работе проведен теоретический анализ проблемы жизнестойкости и стратегий совладающего поведения с профессиональными трудностями. Установлено, что жизнестойкость - способность и полная готовность субъекта заинтересованно (вовлеченность) участвовать в стрессовых ситуациях, повышенной для него сложности, контролировать подобные ситуации, управлять ими (контроль), уметь рисковать( принятие риска), не бояться нового, неизвестного и возникающих трудностей на пути к достижению целей.
Совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия». Бывает как позитивные, так и негативные стратегии совладания (копинг-стратегии).
Копинг — «процесс управления требованиями (внешними или внутренними), которые оцениваются как ограничивающие или превышение ресурсы человека», играет ключевую роль в определении успешности результатов деятельности. Эффективность копинг-стратегий зависит от типа стрессора, конкретного человека и обстоятельств.
Для изучения взаимосвязи показателей жизнестойкости и стратегии совладающего поведения было проведено исследование.
Полученные данные показали, что большинству испытуемых свойственен высокий уровень жизнестойкости (41,0%), к группе со средним уровнем жизнестойкости 35,0%, к группе с низким уровнем жизнестойкости относят 24,0% испытуемых.
Для испытуемых с высоким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения трудных ситуация является планирование решения проблемы, а преобладающим является адаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».
Для большинство испытуемых с средним уровнем жизнестойкости ведущей стратегией решения сложных задач является стратегия планирования решения проблем, и им также свойственно вести себя по адаптивному, эмоциональному тип реагирования, к нему относят поведение «протест» и «оптимизм».
Для большинства испытуемых с низким уровнем жизнестойкости ведущей стратегией является поиск социальной поддержки и самоконтроль, преобладающим является неадаптивный, эмоциональный тип реагирования, к нему относят поведение «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность».
Таким образом было проведено исследование связи жизнестойкости и стратегий совладания с профессиональными трудностями, и поставленная гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). –М.: Воронеж, 1999. – 168 с.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 435 с.
- Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. – М.: НПО «Прагма», 1993. – 175 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2000. – 260 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
- Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. – С.82-84.
- Богомаз С.А. К возможности дифференциации обучения школьников с учетом их типологических особенностей ориентации психической активности // Вестник ТГПУ.- 1998.- Вып. 4.- С. 52-59.
- Бодров В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2012. - 580 c.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки. // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 314. – С.165-168.
- Буйлов, В., Куропова, Г., Сенаторова, Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. – 1996. – №2.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер,2009. (Серия «Практикум»).
- Гордеева Т.О., Шепелева, Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2011. – №3 – с.33-34.
- Горлова Е.Л. Содержание учебного предмета как средство развития образа профессионала у будущих психологов (в соавт.) // Вестник Алтайской науки: Психология. Вып.3(2). – Барнаул, 2004.
- Денеко М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза впроцессе профессиональной адаптации: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. /М.В. Денеко. Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.
- Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
- Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 143 с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. Китаев- Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса /
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2005. – 46 с.
- Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
- Лебедев И.Б. Психологические особенности формирования мировоззренческих убеждений у курсантов высших военных командноинженерных училищ: на примере изучения общественных наук: дисс. ... к. психол.н./ Воен.-полит. акад. им. В. И. Ленина. – Москва, 1991. – 174 с.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – C.156-176.
- Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача. Дисс…. к.психол.н.. – Бишкек, 1997. – 191 с.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.
- Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. Вестник Московского Университета МВД России, № 6 М., 2009. - с. 1922.
- Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / Мадди Сальваторе Р.; Перевод с англ. Е. Н. Осина, под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. — 2005. — №6. — с. 87 — 101.
- Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 992 с.
- Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Автореферат диссертации. доктора псих, наук / В.Н. Марков — М: 2004. 25 с.
- Медведева Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2008. - Выпуск 2. с. 172 - 177.
- Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – N 3(17). – Режим доступа: URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2016).
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М.: «Педагогика». 2010г. 287с.
- Сирота Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1994. – №1. – С.63-74.
- Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. … д-ра мед. наук / Н.А. Сирота. – СПб., 1994. – 283 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – 3-е изд. – М.: Ин-т современ. политики, 2000. – 511 с.
- Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.
- Стецишин Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование / Р.И. Стецишин // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. № 3. с. 35 - 47.
- Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. – 2001. – Т.22, №2. – С.27-35.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы – Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993. – 144с.
- Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – С.349-369.
- Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008.
- Amirkhan J.H. A Factor analytically derived measure of coping: The coping strategy indicator / J.H. Amirkhan // J. Pers. Soc. Psychol. – 1990. – Vol.59, № 5. – P.1066-1074.
- Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories /N. Haan // J. Cons. Psychol. – 1965. – Vol. 29, N 4. – P.373-378.
- Haan N. The adolescent antecedents of an ego model of coping and defense and comparisons with Q-sorted ideal personalities / N. Haan // Genet. Psychol. Monogr. – 1974. – Vol. 89, N 2. – P.274-306.
- Hobfoll S.E., Dunahoo C.L., Ben-Porath Y., Monnier J. Gender and coping: The dual-axis model of coping // American Journal of Community Psychology. 1994. Vol. 22(1). P. 49–82.
- Kobasa S.C. Hardiness and health: A prospective study / S.C. Kobasa, S.R. Maddi, S.Kahn // Journal of personality and social psychology. – 1982. – Vol. 42, N 1. – P.168-177.
- Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. – 466 p.
- Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. – N.Y., 1984. – 218 p.
- Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. – 1987. – Vol. 1. –P.141-169.
- Vaillant G.E. Adaptation to life / G.E. Vaillant. – Boston; Toronto: Little, Brown, 1977. – 396 p.
- Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanism / G.E. Vaillant // Arch. General Psychiatry. – 1971. – Vol. 24. – P. 107-118.
Приложение
Приложение А
Первичные данные по методике тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Е. Рассказовой)
Испытуемый |
Уровень жизнестойкости |
1 |
135 |
2 |
129 |
3 |
104 |
4 |
109 |
5 |
127 |
6 |
118 |
7 |
133 |
8 |
125 |
9 |
124 |
10 |
137 |
11 |
118 |
12 |
104 |
13 |
126 |
14 |
124 |
15 |
132 |
16 |
133 |
17 |
114 |
18 |
118 |
19 |
124 |
20 |
126 |
21 |
115 |
22 |
118 |
23 |
113 |
24 |
115 |
25 |
78 |
26 |
88 |
27 |
68 |
28 |
79 |
29 |
76 |
30 |
78 |
31 |
86 |
32 |
84 |
33 |
87 |
34 |
76 |
35 |
78 |
36 |
75 |
37 |
76 |
38 |
78 |
39 |
65 |
40 |
76 |
41 |
78 |
42 |
78 |
43 |
77 |
44 |
76 |
45 |
75 |
46 |
35 |
47 |
34 |
48 |
18 |
49 |
34 |
50 |
33 |
51 |
38 |
52 |
36 |
53 |
39 |
54 |
38 |
55 |
37 |
56 |
36 |
57 |
35 |
58 |
34 |
59 |
45 |
60 |
39 |