Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и назначение аудиторской деятельности в России
1.1 Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля
1.2 Становление и развитие законодательства об аудиторской деятельности в России
2 Особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России
2.1 Правовое регулирование проведения обязательного аудита
2.2 Правовое регулирование проведения инициативного аудита
2.3 Организационно – правовые формы и методы осуществления аудиторской деятельности
3 Совершенствование системы правового регулирования аудиторской деятельности в России
Следовательно, было бы целесообразно принять меры по подготовке дополнительных материалов по методике применения МСА. При этом можно использовать опыт 90х гг. прошлого века, когда ведущие аудиторские фирмы, прежде всего созданные на базе зарубежных фирм, теперешняя четвёрка (шестёрка), выпускали много интересных методических пособий по отдельным направлениям аудиторских проверок.
В настоящее время Совет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации ведёт большую работу по совершенствованию МСА, направленную на повышение качества аудиторской деятельности. Центральное место в этой работе занимают изменения стандарта по подготовке аудиторского заключения.
Представители Совета считают главной целью разработку международного стандарта, определяющего чёткие требования к аудиторскому заключению, в соответствии с которым в будущем будут готовиться единообразные аудиторские заключения аудиторами во всем мире.
Это будет способствовать информационному взаимодействию аудиторов с другими участниками бизнеса и активизирует интеграционные процессы в мировом сообществе.
Для повышения престижности аудиторской профессии необходимо, чтобы документ, завершающий аудиторскую проверку и доступный для всех пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, содержал более богатую информацию, реально помогающую принимать инвестиционные и другие финансовые решения, заключать долгосрочные договоры о поставках и расчётах, ориентированных на длительные совместные действия организаций.
Желание получать более глубокую информацию высказали пользователи отчётности во всех странах мира, то есть задача повышения информативности аудиторских заключений является общемировой. Такой подход может реально повысить коммуникативную ценность тех документов, которые готовят аудиторы, обеспечивая эффективность информационного обмена между пользователями отчётности, аудиторами и лицами, ответственными за корпоративное управление. Конечно, для этого потребуются более полные данные, которые необходимо будет ввести в отчётность.
Именно поэтому эволюция аудита находится в прямой связи с развитием отчётности, с переходом к составлению отчётности в формате устойчивого развития и интегрированной отчётности, которые включают информацию не только об экономических и финансовых результатах, но и информацию о социальной и экологической ответственности бизнеса. Аудит в этом случае будет рассматривать наряду с финансовой и нефинансовую информацию.
Подводя итоги можно кратко выделим приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности, которые были освещены в настоящей главе.
1. Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг.
2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности
3. Развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка
4. Совершенствование системы профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов
5. Развитие системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также мер ответственности
6. Повышение уровня вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность.
Заключение
Анализ развития аудиторской деятельности в России за относительно небольшой (чуть более 10 лет) период позволяет считать, что роль аудита постоянно возрастает. Аудиторские организации, с одной стороны, все в большей мере воспринимаются как квалифицированные эксперты, мнение которых о достоверности отчетности и финансовом состоянии организации становится решающим при принятии финансовых решений – выборе партнера по бизнесу и форм расчетов с ним, определении направлений вложения средств, целесообразности предоставления кредита и т.п. С другой стороны, аудиторы становятся незаменимыми помощниками специалистов бухгалтерско-финансовой службы. Этому способствует расширение услуг, которые оказывают аудиторы субъектам хозяйствования.
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные[34].
В процессе аудиторской деятельности осуществляется проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, в частности:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование и т.д.
Субъект аудиторской деятельности – аудитор, т.е. лицо, имеющее установленное законом право независимого финансового контроля и оказания услуг по обеспечению законных имущественных интересов.
Объект аудита – хозяйственная деятельность аудируемых организаций (клиентов), подвергаемая независимому контролю. Хозяйственная деятельность отражается в рыночной экономике в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такая отчетность является непосредственным объектом аудита. Предмет аудита – выяснение достоверности отражения хозяйственной жизни и оценка эффективности деятельности.
Аудиторская деятельность представляет собой направленную на извлечение прибыли систематическую деятельность специального субъекта, обладающего исключительным правом на основании закона и специального разрешения (лицензии) уполномоченного государственного органа осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Назначение аудиторской деятельности – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к деятельности по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемой аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Выделены три этапа развития системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации:
Первый этап – 1993 г. – август 2001 г. (Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»);
Второй этап – август 2001 г. – декабрь 2008 г. (Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
Третий этап – январь 2009 г. – по настоящее время (Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Правовое регулирование аудиторской деятельности в России осуществляется в соответствии источниками, которые условно подразделяются на четыре уровня, а совокупность правовых норм включает в себя нормы не только различных отраслей российского права, но и международные.
Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России постоянно развивается, в частности, в 2017 г. осуществлен переход международным стандартам аудита.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ряд компаний подлежат обязательной аудиторской проверке.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указано, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами.
Инициативный аудит представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности и проводится по инициативе учредителей или руководителей. Инициативный аудит проводится на добровольной основе, и у него нет обязательных сроков, касающихся начала и конца процедуры (их определяет инициатор). Проверку осуществляют исключительно лицензированные аудиторские компании.
Аудиторская деятельность поводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги.
Применяемые в настоящее время методы организации проведения аудита подразделяются по степени охвата проверяемых данных (сплошная, выборочная, комбинированная проверки), в зависимости от метода проведения проверки (документальная или камеральная, фактическая проверки).
Выявлены следующие основные проблемы развития аудиторской деятельности.
1. Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями в Российской Федерации.
2. По-прежнему низким остается уровень востребованности аудиторских услуг.
3. Отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита несовершенство системы правовых и иных регулирующих актов, в том числе нестабильность законодательства, затрагивающего аудиторскую деятельность, несогласованность отдельных норм его, недооценка роли и значения форм регулирования аудиторской деятельности, отличных от нормативных правовых актов.
4. Ограничивает развитие аудиторской деятельности ряд институциональных проблем аудиторской профессии.
5. Одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов.
6. В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии.
7. Существенным недостатком внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов.
8. Несмотря на активизацию в последние годы международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность остается низким.
Для совершенствования и дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № Пр-2629 разработана Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Выработаны приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности.
1. Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг.
2. Совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности
3. Развитие институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка
4. Совершенствование системы профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов
5. Развитие системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также мер ответственности
6. Повышение уровня вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность.
Список использованных источников и литературы
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности»
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете»
- Аудит. Под ред. Подольского В.И. 5-е изд. М.: 2012. С. 45.
- Бухгалтерский учет: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. конф. Краснодарский гос. ун-т; Просвещение-Юг, 2010. С. 143-153.
- Бузмакова М.В. Обзор изменений в законодательстве об аудиторской деятельности // Символ науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 133.
- Городилов М.А. Развитие системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с.; [Электронный ресурс].
- Ерофеева В.А. Аудит. Учебное пособие/В.А. Ерофеева. М.: Юрайт, 2014. С. 56
- Карагода В.С. Аудит: теория и практика: учебник для вузов; серия: магистр / Под. ред. В.С. Карагода. 2-е изд., перараб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 78.
- Казакова Н.А. Аудит для магистров по российским и международным стандартам / Н.А. Казакова. – М.: Инфра-М, 2017. – С. 35.
- Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4) (ред. от 18.12.2014) // СПС КонсультантПлюс
- Конев К.А. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – №16. – С. 10-22.
- Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., 2013. С. 299.
- Мельник М.В. Ревизия и контроль: учебное пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. М: КНОРУС, 2013. С. 284.
- Смагина А. Ю. Проблемы применения международных стандартов аудита в России//Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2016. №7 (8).С.102-105
- Царегородцева Г.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие / Г.Ю. Царегородцева ; М-во обр. и науки РФ, Вологодский государственный университет. Вологда: ВоГУ, 2016. С. 17
- Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России от 25.12.13 г. № ПЗ11/2013. // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2017
- Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2017 году. http:// minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
- Поручение Президента РФ от 19.12.2015 № Пр2629 о повышении роли института аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2017.
- Протокол заседания Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. № 9 // http://www.minfin.ru/common/img/ uploaded/library/2013/07/protokol_9.pdf (дата обращения 05.11.2018 г.).
- Проект "Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации"(подготовлен Минфином России) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2017.
- Информация Минфина России «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год (согласно законодательству Российской Федерации)» // СПС Консультант Плюс.
- Правовые основы аудиторской деятельности и методика проведения аудита [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://auditfin.com/fin/2002/1/rkudryashov/rkudryashov.asp (дата обращения: 10.11.2018).
- Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2012. С. 976.
- Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 26.11.2001) // САПП. 1993. № 52. 27 дек. Ст. 5069. (Документ утратил силу)
- http://www.consultant.ru