Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в качестве основных объективных причин функционирования аудиторской деятельности в России в тот период можно выделить:

  • появление новых организационно-правовых
  • форм собственности;
  • необходимость контроля крупных налогоп­лательщиков.

Решение данной задачи состояло в разработке адекватного финансово-экономическим потребностям субъектов гражданского оборота механизма законодательного регулирования аудиторской деятельности.

Ввиду необходимости безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля был принят Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее – Указ № 2263), которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее – Временные правила).

Временными правилами впервые аудиторская деятельность определена как независимый вневедомственный финансовый контроль (п. 1 Указа № 2263).

Проследить изменения в сфере аудиторской деятельности возможно путем сравнения этапов законодательного регулирования и основных понятий, устанавливаемых Временными пра­вилами и последующими федеральными зако­нами от 07.08.2001 № 119-ФЗ и от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Дальнейшее развитие аудиторской деятель­ности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разработки и утверждения стандартов аудита.

На первом этапе развития аудиторской деятельности (1993 г. – август 2001 г.), в соответствии с Временными правилами, было утверждено 37 российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (РПСАД). Одобрением РПСАД занималась Комиссия по аудиторской деятельности, действовавшая при Президенте Российской Федерации (в настоящее время Комиссия упраз­днена)[11]. Система РПСАД разрабатывалась как национальный аналог системы международных стандартов аудита.

Временные правила сыграли важную и своевременную роль в становлении аудита в России, однако к 2000 г. уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, наблюдалось отставание по ряду существенных понятий от практики аудиторской деятельности.

На втором этапе (август 2001 г. — декабрь 2008 г.) развития аудиторской деятельности в принятом Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» были уточнены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов, правил (стандартов) аудиторской деятельности и определены принципы страхования, гражданско-правовой ответственности, основы контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности, конфиденциальности информации, полученной при проведении аудита.


Рассматриваемые определения позволили уточнить роль аудита. Так, во Временных правилах целью аудиторской деятельности являлось установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ цель аудита – определение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Таким образом, в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ в отличие от Временных правил на основе международного опыта были уточнены рассматриваемые понятия, что позволило закрепить правовую базу аудиторской деятельности и способствовало дальнейшему развитию аудита в России.

На втором этапе разрабатывались и утверждались Правительством Российской Федерации федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД). ФПСАД утверждались постановлением Правительства РФ, первые шесть стандартов были утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Всего утверждено 34 ФПСАД вместо запланированных 49 стандартов, соответствующих международным стандартам аудита. Решающую роль в сближении международных и российских стандартов аудита сыграли проекты ТАСИС, реализованные Европейским Союзом.

В рамках первого проекта ТАСИС «Реформа системы аудита» в 2001 –2003 гг. была подготовлена и утверждена постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 вторая очередь ФПСАД, состоящая из пяти стандартов. В 2004-2006 гг. результатом реализации второго проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации» стало утверждение Правительством РФ еще двух очередей ФПСАД: пяти стандартов в 2004 г. и семи стандартов в 2005 г. Большая часть указанных стандартов действует в насто­ящее время.

Третий этап (январь 2009 г. – по настоящее время) развития аудиторской деятельности – принятие Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» характеризуется комплексом мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию.

Для данного этапа характерно утверждение Министерством финансов Российской Федерации в 2010 – 2011 гг. новых федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) на основе современных международных стан­дартов аудита.

Современные этапы развития аудиторской деятельности в рамках совершенствования системы ее нормативно-правового регулирования позволяют судить о ее поступательном и динамичном развитии, трансформации к междуна­родным стандартам аудита.


На сегодняшний день правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 от 30.12.2008 г. Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-Ф3 от 01.12.2007 г., другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Законодательство в области аудита возглавляет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»; следовательно, если применять уровневую систему главенствования нормативных правовых актов в рассматриваемой области, то данный закон будет, в том числе, составлять первый уровень.

Принятие данного закона повлекло существенные изменения в правовом регулировании аудита и в правовом статусе субъектов аудиторской деятельности, что, по мнению специалистов, положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг.

В свою очередь, Федеральный законом «О саморегулируемых организациях» регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

К иным нормативным правовым актам, составляющим первый уровень можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» применяются в том числе к аудиторским услугам), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Второй уровень нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности составляют подзаконные нормативные правовые акты.

Можно выделить следующие. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Данным Положением в функции Министерства финансов входит внедрение порядков ведения реестров, положений: аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений; государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов; положения о совете по аудиторской деятельности и положения о рабочем органе совета по аудиторской деятельности; порядка назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программы проверки, а также порядка оформления ее результатов; порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора.


Третий, специальный уровень регулирования аудита составляют стандарты аудиторской деятельности.

Выполнение требований, установленных в стандартах аудиторской деятельности, является гарантией качества аудита. Действие аудиторских стандартов необходимо для обеспечения всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется, о чем свидетельствуют различные поколения стандартов аудиторской деятельности.

Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 г. № 192н, приказом Минфина РФ от 09.11.2016 №207н с 2017 г. в России введены в действие на территории РФ 48 документов, содержащих международные стандарты аудита (МСА).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА, начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

Поскольку документы, содержащие МСА, признаны для применения на территории Российской Федерации, то, следуя ст.23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (части 9.1, 9.2 статьи 23), аудиторская деятельность должна осуществляться на их основе, начиная с 01.01.2017, а федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, прекратили свое действие.

Вместе с тем, учитывая положения пунктов 3 указанных приказов Минфина РФ, в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен ‎до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международных стандартов аудита, указанных в пункте 1 приказов[12].

Минфин России в своем информационном сообщении 21.12.2016 № ИС-аудит-11 разъясняет «Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России».


Таким образом, нормативная база аудита динамично развивается, о чем свидетельствуют последние изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Переход на МСА обеспечит унификацию национальной аудиторской практики с международной практикой. Необходимость применения международных стандартов обуславливает развитие инвестиционного сотрудничества российских хозяйствующих субъектов.

Тенденция ориентирования на МСА наблюдается не только в Российской Федерации. Так, при анализе источников, регулирующих аудиторскую деятельность в таких странах, как США и Великобритания, была выявлена общая черта: применение МСА, разработанных Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

К четвертому уровню правового регулирования аудита относят локальные акты – стандарты, принимаемые аудиторскими организациями, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

В качестве примера такого вида источников можно привести разрабатываемые саморегулируемой организацией аудиторов стандарты. Рассмотрение правил и стандартов саморегулируемых организаций как локальных нормативных актов позволяет ученым выделить следующие присущие им черты: регулируют не отдельный случай, а повторяющиеся, типичные ситуации в сфере деятельности членов саморегулируемой организации, и состоят из правил поведения общего характера; обязательность для членов саморегулируемой организации, органов управления саморегулируемой организации и третьих лиц[13].

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, так и аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями. Уполномоченным органом исполнительной власти является Министерство финансов, при котором создается Совет по аудиторской деятельности.

Делая вывод по главе, отметим следующее.

1. Аудиторская деятельность представляет собой направленную на извлечение прибыли систематическую деятельность специального субъекта, обладающего исключительным правом на основании закона и специального разрешения (лицензии) уполномоченного государственного органа осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

2. Назначение аудиторской деятельности – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.