Файл: Становление и развитие нотариата в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и развитие нотариата в Российской Федерации
1.1. Понятие нотариата и его задачи
1.2. Правовая эволюция российского нотариата
1.3. Российский нотариат как часть латинского нотариата
Глава 2. Место нотариата в правоохранительной системе Российской Федерации
2.1. Организационно-правовые принципы нотариата в Российской Федерации
2.3. Взаимоотношения нотариата с органами, входящими в правоохранительную систему РФ
Только XIX век в лице императора Александра II подарил России реформы, затронувшие и нотариальную деятельность. Императором в 1866 году было введено Положение о нотариальной части, отделившее нотариат от судебной власти. В эпоху правления Александра II нотариат вошел в состав судебной власти.
Некоторые нормы Положения о нотариальной части легли в основу законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и сегодня. Однако, несмотря на то что Положение о нотариальной части было специальным законом, регулирующим целиком и полностью деятельность нотариусов, оно имело множество пробелов и негативных нюансов.
Крепостными актами являлись акты в отношении недвижимого имущества, и сначала такие акты совершались нотариусами, а затем утверждались старшими нотариусами. Таким образом, в соответствии с Положением о нотариальной части существовали две должности нотариусов: нотариусы, выполнявшие черновую работу (подготавливали акты и т.д.), и старшие нотариусы, за которыми было «последнее слово», так как только они имели право удостоверять акты. Именно такое деление возмущало народ, так как это затягивало процесс удостоверения актов, что приносило убытки сторонам договора. В Положение о нотариальной части вносились различные поправки и изменения вплоть до 1917 года[14].
После революции 1917 года нотариат находился в состоянии «спячки». Нотариус просто существовал, совершая иногда незначительные действия. Произошла некая стагнация нотариата, что и отразилось на его дальнейшем развитии. Было это связано с тем, что в Советский период истории России были упразднены многие правоохранительные органы. Так, в 1917 году Декретом о суде от 24 ноября были ликвидированы окружные суды и судебные палаты, институты судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура[15]. Нотариат официально упразднен не был, однако, как отмечает К.С. Юдельсон, деятельность нотариальных контор фактически была прекращена после совершения Великой Октябрьской революции[16].
В 1922 году с переходом к новой экономической политике нотариат постепенно пробуждается, появляются нотариальные конторы, а также нормативные акты и законы, регулирующие нотариальную деятельность. Но это были лишь частицы полноценного нотариата, который мог бы охранять и гарантировать права и интересы граждан. Такие государства, как Франция, Италия, Германия, уже использовали весь потенциал нотариата, причем частного нотариата, развивая тем самым правовую систему государства, в то время как в России существовали только государственные нотариусы.
В таком виде нотариат просуществовал вплоть до принятия в 1993 году Основ о нотариате, и с этого момента, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах, появляются нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ о нотариате). Указанный нормативно-правовой акт явился предпосылкой создания в России гражданского общества, основанного на принципах охраны и защиты прав и интересов граждан. Этому процессу активно послужили принципы деятельности нотариусов, установленные в законе: независимость и беспристрастность, имущественная ответственность, а также непосредственная деятельность самих нотариусов. Исследование основных исторических этапов становления нотариата в России имеет важное значение для исследования его современного положения. И именно изучение основных периодов формирования нотариата в России позволило прийти к следующим выводам[17].
Процесс развития нотариата в России отличался от процесса развития в европейских странах своей нестабильностью и медлительностью. В европейских странах нотариат развивался очень стабильно, поступательно, как того и требовали тенденции соответствующего исторического периода.
Одной из причин такого развития послужило распространение в Европе римского права. Россия же имела массу особенностей развития государства в целом, что и отразилось на развитии нотариата. Нотариат в России развивался очень нестабильно и медленно. Это было связано с особенностями истории России (монголо-татарское иго сыграло немалую роль в развитии государства), менталитета российского народа, отсутствием правовой культуры, влиянием восточных стран. Послереволюционный период пошатнул систему нотариата, что привело к застою в развитии нотариата.
Можно отметить, что каждый раз с приходом нового царя или новой власти в России возникали новые органы, выполнявшие функции нотариата, новые нормативные акты, регулировавшие по-разному нотариальную деятельность, очень часто менялось наименование нотариата. Долгое время в России нотариат относился к судебной власти и был зависим от нее[18].
Ведь трудно представить государство (а особенно государство, имеющее романо-германскую правовую систему), не имеющее институт нотариата, так как именно нотариусы обеспечивают законность в стране, выступают гарантами охраны прав и интересов граждан. Без нотариусов правовая система в государстве рухнет, об этом свидетельствует факт, что даже после революции 1917 года власти не рискнули полностью упразднить нотариат. Необходимо отметить, что все особенности развития нотариата отразились на состоянии нотариата в России и в настоящий момент.
Что касается вопроса о возникновении «настоящего» нотариата в России, то, полагаем, нотариат в России – в его истинном понимании, со свойственным ему сочетанием публичного и частного интересов – сформировался с принятием Положения о нотариальной части 1866 года[19]. А что было до этого момента, можно говорить лишь о прообразах нотариата и правоотношениях, отличительной чертой которых является обязательное участие нотариуса в их регулировании. Регулирование гражданско-правовых отношений в России до принятия вышеуказанного положения осуществлялось различными лицами, действующими в интересах либо государства, либо в собственных интересах[20].
Таким образом, зачатки нотариата как государственно-правового института были заложены еще в древнерусском праве. Постепенное эволюционное развитие института нотариата в Российской империи было нарушено приходом к власти большевиков.
1.3. Российский нотариат как часть латинского нотариата
В 1995 году российский нотариат в лице Федеральной палаты был принят в члены одной из крупнейших международных негосударственных организаций – Международный союз латинского нотариата (в настоящее время именуется как Международный союз нотариата – (далее – МСН)).
Существующие в мире типы нотариата могут быть классифицированы в зависимости от принадлежности к романо-германской либо англосаксонской правовой семье[21].
Основой латинской системы нотариата выступают нормы римского права. Латинская система присуща странам романо-германской правовой семьи[22].
Государственный аппарат – это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, реализуются основные функции, достигаются стоящие перед государством на разных этапах его развития цели и задачи[23].
В.В. Лазарев и С.В. Липень под аппаратом государства понимают систему органов государства, которые наделены властными полномочиями и созданные для решения стоящих перед ним задач и осуществления государственных функций[24].
Исходя из вышеуказанных мнений, можно заключить, что государственный аппарат представляет собой совокупность специализированных органов, которые создаются государством для реализации государственных полномочий. Аппарат государства является специализированной формой государственного веления. Государственный аппарат является системным явлением, т.е. он представляет собой не простое механическое соединение отдельных элементов, а обладает строгой упорядоченной системой органов, выстроенных как по вертикали, так и по горизонтали.
А.П. Адаменко считает, что «государственные органы – это относительно обособленный элемент механизма государства, образуемый в установленном порядке вышестоящими органами власти государства, обладающий четко определенной структурой и компетенцией и осуществляющий деятельность в конкретной сфере государственного управления на определенной территории»[25].
Государственный орган отличается от существующих в стране многочисленных негосударственных структур наличием ряда существенных признаков, к числу которых можно отнести следующие:
‒ государственный орган реализует определенные задачи и функции государства;
‒ государственный орган формируется по воле государства и осуществляет свои функции от имени государства;
‒ каждый государственный орган выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности;
‒ у каждого государственного органа имеются юридически закрепленные организационная структура, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими органами и организациями;
‒ государственный орган наделен полномочиями государственно-властного характера[26].
Рассматривая перечисленные выше признаки государственного органа, можно убедиться, что все они в существенной степени присущи нотариату. Нотариат реализует функции государства, при этом он формируется по воле государства и действует от его имени. Законодательство устанавливает наличие определенной организационной структуры и территории действия нотариата. Нотариат наделен государственно-властными полномочиями.
При этом вполне очевидно, что «латинский» нотариат не может рассматриваться в качестве государственного органа. Он не входит ни в одну из трех ветвей власти, которые закреплены действующей российской конституцией: законодательную, исполнительную и судебную.
В определенной степени данное противоречие может быть разрешено на основе решения Конституционного Суда РФ, постановившего, что Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, выполняющим функции публичной власти (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 года №15-П)[27].
Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации позволяет выдвинуть и обосновать положение о том, что нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций, а именно защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для реализации этой функции нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера, и в этом отношении в своей деятельности он реализует публичную власть и волю государства.
Исходя из этого нотариус может рассматриваться как «лицо, не являющееся государственным органом, но выполняющее от имени государства государственную функцию, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц»[28].
Подобный подход типичен не только для России, но и для других государств, входящих в континентальную правовую семью, о чем свидетельствует одно из положений резолюции Европейского парламента: «Деятельность нотариуса характеризуется передачей ему государством части своей верховной власти... что необходимо, в частности, для удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы...»[29].
Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым реализует публичный интерес, проявляющийся в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильной жизни.
При этом сам принцип публичности базируется на делегировании государством части своих функций нотариальным органам и находит широкое отражение в организации и деятельности нотариата. Он проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, включая формирование системы нотариата по воле государства, осуществление нотариальных действий от имени государства и в установленном государством порядке, наличие четко определенных государством процессуальных форм[30].
Установление и соблюдение необходимых процессуальных форм в деятельности нотариусов может рассматриваться как важный фактор повышения эффективности реализации правозащитной функции нотариата.
Особенности реализации правозащитной функции нотариата определяются совокупностью присущих ему специфических признаков.
Первый признак – законный характер деятельности нотариата. Нотариат существует, действует и развивается на основе законодательных актов, которые четко регламентируют права и обязанности субъектов соответствующих отношений. При этом действующее законодательство обязывает нотариусов, а также иных субъектов нотариального права строго следовать установленному процессуальному порядку совершения нотариальных действий. Нотариус должен совершать нотариальные действия на законных основаниях, в предусмотренных законом процессуальных формах, базировать все свои действия на соответствующих нормах материального и процессуального права[31].