Файл: Становление и развитие нотариата в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правоохранительные органы, как утверждает Е.В. Сопнева, - это учреждения, органы, охраняющие совокупность установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе[46]. Свойствами правоохранительных органов, по ее мнению, являются:

1) наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения или же обращение в компетентные органы с целью обеспечения принудительного воздействия на граждан, учреждения для достижения поставленных задач. Так, сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы наделены соответствующим правом, например, применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие;

2) специализированная цель деятельности – обеспечение соблюдения законности. Законность – это состояние, при котором общественная жизнь и деятельность обеспечиваются законами[47].

3) специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности. К примеру, прокуратура охарактеризована как орган прокурорского надзора.

4) профессиональная деятельность в сфере правоохраны; единственным или основным видом деятельности правоохранительных органов является деятельность в сфере охраны прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, общества и государства.

В юридической науке под правоохранительными органами понимают «такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок» . В этом плане нотариат действительно имеет ряд отдельных признаков, которые можно сопоставить с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур, но систематизация (группировка) по отдельным элементам не должна носить абсолютный характер[48]. Нотариат как «правозащитный институт имеет принципиально отличные от иных правоохранительных органов черты, не позволяющие ему находиться (условно) в их общей системе. Прежде всего по способу организации, финансированию и роду деятельности, по профессиональному признаку, самоуправлению и самофинансированию, а также по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, что наиболее характерно для нотариата и адвокатуры. Обязанность соблюдать тайну (нотариальную или адвокатскую) в целях защиты прав и законных интересов обратившихся за помощью лиц, а не публичных интересов (к примеру, тайна следственных действий) также характерна для правозащитных институтов»[49].


Таким образом, правоохранительный аспект правовой деятельности нотариата отражает его место как публично-правового института, обеспечивающего правомерность юридических действий участников гражданского оборота и снижающего уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений.

2.3. Взаимоотношения нотариата с органами, входящими в правоохранительную систему РФ

Нотариат тесно взаимодействует с правоохранительными органами. Наиболее тесная связь наблюдается судами общей юрисдикции. Деятельность суда и нотариата, безусловно, схожа между собой. Вместе с тем, однако, они не могут быть противопоставлены друг другу: их следует рассматривать как логически взаимосвязанные этапы процесса защиты нарушенных или оспариваемых прав. Кроме того, позволим себе предположить, что нотариат как самостоятельный правоохранительный институт будет способствовать значительному уменьшению нагрузки на судебные органы, поскольку им была воспринята часть функций суда по обеспечению доказательств[50].

Нотариальное обеспечение доказательств является альтернативой досудебного обеспечения доказательств судом[51], а наделение нотариуса правом обеспечивать доказательства не только на досудебной стадии, но и после возбуждения гражданского судопроизводства является особенностью российского законодательства. Аналогичных норм не содержится в законодательстве иных стран-участниц СНГ, регламентирующем осуществление данного нотариального действия. По нашему мнению, внесение федеральным законом от 29 декабря 2014 года №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №457-ФЗ) изменений позволяет говорить о российском законодательстве как перешедшем на более высокую качественную ступень развития. Кроме того, освобождая суд от исполнения обязанности по обеспечению доказательств в ходе судебного разбирательства, стороны будут способствовать более качественному подходу к исследованию судом материалов дела, что, безусловно, положительно скажется на качестве отправления правосудия.

Судебные органы и нотариат имеют общую цель – обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. И судья, и нотариус выступают от имени государства, реализуют возложенные на них властные полномочия. Участие нотариуса в гражданско-правовых отношениях от имени государства проявляется в следующем: реализации им функции по защите и охране прав, исключении их нарушения; придании указанным отношениям стабильного характера, основанного на нормах права.


Как и судья, нотариус в процессе правоприменительной практики должен быть независим от участников процесса, а также государственных органов. Это принципиально важно в свете необходимости соблюдения обозначенными должностными лицами таких общих принципов осуществления своей деятельности, как подчинение только закону, беспристрастность, объективность и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность[52].

На сегодняшний день нотариат и судебная система находятся в тесном взаимодействии. Одним из аспектов, в котором оно проявляется, является реализация нотариусом функции по обеспечению доказательств, под которой нами понимается их фиксация в определенной форме. Задача данного нотариального действия состоит в том, чтобы оперативно и квалифицированно оказать помощь физическим и юридическим лицам в фиксировании доказательств, из которых суд и административные органы смогли бы сделать выводы о правах и обязанностях лиц, участвующих в деле[53].

Фиксации подлежат доказательства, которые могут быть утрачены с течением времени. Цель – исключить такую утрату, как правило, преследуют стороны процесса (сужая круг рассматриваемых вопросов, обозначим, что в рамках настоящей работы будет рассматриваться гражданский процесс), опасающиеся утраты доказательств, подтверждающих их позицию в споре. В качестве примеров доказательств, предоставление которых со временем может оказаться невозможным или затруднительным, могут быть приведены следующие: выступающие в качестве вещественных доказательств продукты питания, которые могут не только потерять свой внешний вид, но и быть утрачены вследствие истечения срока хранения; информация, размещенная в сети Интернет, нарушающая законодательство об авторском праве, которая может быть удалена в любой момент; фиксация последствий аварии на месте происшествия. Круг доказательств, которые могут подлежать обеспечению, законом не ограничивается[54].

Говоря о значимости такого нотариального действия, как обеспечение доказательств, следует отметить, что Законом №457-ФЗ в действующие нормативные правовые акты был внесен ряд поправок по вопросам нотариата.

В числе ключевых нововведений – нововведение, касающееся обеспечения доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах или административных органах. Так, вышеуказанным федеральным законом признана утратившей силу часть вторая ст. 102 Основ о нотариате, которая гласила: «Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или административного органа»[55]. В настоящее время нотариус имеет право обеспечивать доказательства как в досудебном порядке, так и в процессе судебного производства. Этим же федеральным законом закреплена повышенная доказательственная сила документов, заверенных нотариусами.


Это отражено в ст. 6 Закона №457-ФЗ. В частности, отмеченная статья дополняет ст. 61 ГПК РФ частью пятой, в силу которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия[56].

Указанное позволяет говорить об особой роли нотариата в процессе рассмотрения дела в судебной инстанции. Поскольку документам, оформленным нотариусом, придается повышенная доказательственная сила, они во многом облегчают процесс доказывания. Нотариальные документы могут быть охарактеризованы как обладающие определенными особенностями: они были созданы компетентным должностным лицом; в процессе их создания была соблюдена юридическая составляющая, что исключает вероятность нарушения закона; в силу того, что нотариус не заинтересован в исходе дела, документам соответствует такой признак, как объективность. Таким образом, нотариально удостоверенные документы, представляемые в качестве доказательств, призваны облегчить сторонам процесс доказывания, а суду – принятие решения по делу в короткие сроки[57].

Изложенное позволяет резюмировать следующее. Нотариат является органом, призванным создавать основу для качественного отправления правосудия. Совершая нотариальные действия по обеспечению доказательств, нотариус освобождает суд от необходимости их обеспечения в процессе рассмотрения дела, что способствует более качественному их изучению судом и, соответственно, достижению целей правосудия.

Основы о нотариате практически не регламентируют взаимоотношения нотариата и органов уголовной юстиции. Отдельные правовые предписания относительно характера таких взаимоотношений содержатся в части четвертой ст. 5 и части второй ст. 16 Основ о нотариате. Компетенция властных государственных органов в сфере расследования и рассмотрения уголовных дел определяется прежде всего Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ (далее – УПК РФ) и иными федеральными законами. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступления, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения (ст. 6 УПК РФ). Основное назначение уголовно-процессуальной деятельности выражается в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений, установлении лиц, виновных в их совершении, и привлечении их к уголовной ответственности.


Правоохранительная направленность уголовного судопроизводства предопределяет его социальную значимость применительно к охране прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из общей для органов уголовного судопроизводства и нотариата правоохранительной функции, нотариус присущими ему средствами обеспечивает законность в сфере гражданского оборота, безопасность участников гражданских правоотношений, способствуя тем самым предупреждению и снижению общей криминальности гражданского оборота, прежде всего отношений собственности. Формальная урегулированность нотариального процесса, строгая фиксация нотариальных действий существенно ограничивают возможность совершения правонарушений, способствуют предупреждению преступлений в сфере гражданского оборота[58].

Реализация нотариатом задач публично-правового характера обусловливает необходимость существования механизма системного контроля предварительного и последующего характера со стороны компетентных государственных органов за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него функций. Контрольная функция органов уголовной юстиции направлена преимущественно на обнаружение нарушений законодательства с целью применения установленных законом правовых санкций.

К средствам реализации указанной функции относятся:

1) внесение следователем представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

2) частное определение или постановление суда по уголовному делу (ч. 4 ст. 29 УПК РФ);

3) акты реагирования прокурора об устранении нарушений закона в соответствии с его полномочиями, предусмотренными действующим законодательством[59].

Таким образом, нотариат, выполняя правоохранительную деятельность, активно взаимодействует с правоохранительными органами. Основное взаимодействие происходит с судебными органами. Нотариус уполномочен на совершение правомерных действий по обеспечению доказательств. Взаимодействие нотариата с другими правоохранительными органами выражается в предоставлении различного рода документов, справок и т.д.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключаются в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства.