Файл: Становление и развитие нотариата в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российское законодательство предусматривает возможность совершения нотариусами только определенных действий и тем самым определяет рамки, в пределах которых нотариусы осуществляют защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, то есть реализуют правозащитную функцию.

Важное значение для правозащитной функции нотариата имеет равенство перед законом при осуществлении нотариальной деятельности. Все субъекты нотариальных правоотношений равны перед законом. Они обладают равными возможностями в отношении использования предусмотренных законом права и исполнения возложенных на них обязанностей. Это не исключает возможности закрепления в законе некоторых дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан, которые в этом нуждаются[32].

Важной для реализации правозащитной функции особенностью нотариальной деятельности выступает независимость и беспристрастность нотариуса. Он руководствуется в своих действиях исключительно законодательством, а также теми моральными нормами, которые действуют в обществе. При осуществлении любого нотариального действия нотариус всесторонне и основательно разъясняет лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права, обязанности, сущность и последствия совершаемого действия.

Независимость и беспристрастность при осуществлении нотариальной деятельности обеспечивают отсутствие возможности для ущемления прав какой-либо из сторон нотариальных правоотношений, в том числе из-за ее юридической безграмотности и неосведомленности[33].

Нотариус не может и не должен при совершении нотариального действия преследовать личную выгоду или собственные интересы.

Нотариальные действия совершаются исключительно в сфере бесспорной юрисдикции. Право, защита которого обеспечивается путем совершения нотариального действия, должно обладать бесспорным характером, то есть не оспариваться другими лицами.

Важным принципом нотариальной деятельности является ее некоммерческий характер, так как эта деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Все названные выше сущностные признаки нотариальной деятельности могут быть охарактеризованы как основополагающие. В этом отношении они обеспечивают эффективную реализацию правозащитной функции нотариата.

Таким образом, институт нотариата в числе своих основных задач выполняет делегированную ему государством функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства предусмотренных законодательством определенных нотариальных действий. Для выполнения этой функции государство наделяет нотариат определенными властными полномочиями, в силу чего нотариальная деятельность приобретает публичный характер.


Также следует обратить внимание на то, что нотариат представляет собой институт с дуалистической правовой природой. Он сочетает в своей организации и деятельности генетически присущий ему принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных граждан и юридических лиц, в силу чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание. Нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет охарактеризовать его как институт гражданского общества.

Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос об особой доказательственной силе нотариальных актов в гражданском и арбитражном процессе, иначе говоря об аутентичности нотариальных актов[34]. Традиционно в системе латинского нотариата создание аутентичных, то есть достоверных, подлинных, доказательств является основной функцией нотариальной деятельности. Нотариальные акты выступают в качестве аутентичных доказательств в европейских странах системы латинского нотариата. Здесь нотариальные акты представляют собой доказательства, подлинность которых оспорить практически невозможно в связи с тем, что это документы, составленные с участием независимого лица, представителя государства, с соблюдением строго установленной законом процедуры, законность которых подтверждена нотариусом[35].

Принцип особой доказательственной силы нотариальных актов долгое время не находил своего отражения в российском законодательстве. В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (далее – ГПК РФ) и ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (далее – АПК РФ) суд и арбитражный суд оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда и арбитражного суда заранее установленной силы. В то же время определенным нотариальным документам закон придавал силу исполнительного листа, например соглашению об уплате алиментов, а также устанавливал возможность совершения нотариусом исполнительных надписей на некоторых сделках[36].

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была предпринята попытка придать аутентичный характер нотариальным актам в российском законодательстве. Так, ст. 61 ГПК РФ, устанавливающая основания освобождения от доказывания, была дополнена частью 5, вступившей в силу с 1 января 2015 года, которая предусматривает, что обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия[37].


Таким образом, нотариат как правовой институт играет важную роль в обеспечении правозащитной функции. Нотариат в силу своей природы ориентирован на защиту прав и законных интересов субъектов экономической деятельности и гражданского оборота. Реализация данной функции особенно важна в условиях, когда перед российской экономикой стоит задача осуществления коренной модернизации и перехода на рельсы инновационного развития.

Глава 2. Место нотариата в правоохранительной системе Российской Федерации

2.1. Организационно-правовые принципы нотариата в Российской Федерации

Организационно-правовые принципы нотариата в Российской Федерации можно раскрыть путем анализа положений Основ о нотариате. Нотариат организован и действует на основе следующих принципов:

‒ законности;

‒ независимости;

‒ тайны нотариальной деятельности;

‒ бесспорности прав и юридических фактов;

‒ диспозитивности;

‒ объективной истинности нотариальных актов;

‒ предупреждения правонарушений и споров;

‒ национального языка нотариального производства,

‒ для частнопрактикующих нотариусов – самофинансирования деятельности и материальной ответственности за каждое нотариальное действие[38].

Отметим, что в ст. 4 проекта федерального закона №398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности» раскрываются принципы нотариальной деятельности:

‒ законность нотариальной деятельности;

‒ объективность и беспристрастность нотариуса;

‒ добросовестность нотариуса;

‒ независимость нотариуса;

‒ доступность нотариальных действий;

‒ сохранение нотариальной тайны[39].

Таким образом, на современном этапе принципы нотариальной деятельности раскрываются из анализа норм Основ о нотариате. Проект федерального закона №398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности» четко обозначает принципы нотариальной деятельности, что является положительным решением законодателя.


Раскроем принцип независимости нотариата. Министерство юстиции или по его поручению органы юстиции в субъектах Российской Федерации открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы. В государственные нотариальные конторы назначаются приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту на должность нотариуса государственной нотариальной конторы лица, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности, по трудовому договору. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату, как и любой государственный служащий.

Увольнение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, производится в соответствии с трудовым законодательством (ст. 12 Основ о нотариате) приказом Управления Министерства юстиции субъекта.

Назначение на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, производится на конкурсной основе на основании рекомендации нотариальной палаты приказом Управления Министерства юстиции субъекта из числа лиц, имеющих лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью.

Частнопрактикующий нотариус не получает заработную плату. Источником финансирования деятельности нотариуса является его доход, получаемый за совершение нотариальных действий, услуги правового и технического характера на территории того нотариального округа, в который он назначен приказом[40].

Мы считаем, что полноценной независимостью может обладать лишь частнопрактикующий нотариус. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, ввиду сращивания с государственным аппаратом и чиновничеством не может оказывать нотариальные услуги беспристрастно и руководствуясь в своей деятельности только законом.

Нотариус, занимающийся частной практикой, не может быть уволен приказом Управления Министерства юстиции по субъекту. Он может быть освобожден от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях, определенных в законодательстве. Данное обстоятельство выступает в качестве гарантии независимости и беспристрастности нотариуса.

Важным организационно-правовым принципом выступает финансирования нотариальной деятельности (ст. 23 Основ о нотариате).

Согласно положениям указанной статьи источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации[41].


Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Основы о нотариате содержат специальную ст. 11.1, содержащую конкретные меры государственной поддержки нотариальной деятельности; глава V того же Закона включает в свое содержание правила и положения о финансовом обеспечении деятельности нотариусов, устанавливая размеры нотариального тарифа.

Таким образом, к основным организационно-правовым принципам нотариата в Российской Федерации относятся принципы законности и независимости.

2.2. Особенности правоохранительной деятельности нотариата и его место в системе правоохранительных органов

В теории права сложилось представление о том, что нотариат в Российской Федерации входит в систему нотариальных образований, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям[42]. Однако вопрос вхождения нотариата в систему правоохранительных органов является дискуссионным. В теории права сложились различные точки зрения относительно перечня правоохранительных органов. Так, К. Гуценко к правоохранительным органам относит: суды, органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, прокуратуру, некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления, адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь, в том числе нотариат и др.

Л. Савюк называет правоохранительными такие органы, как суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции и также нотариат[43].

Отметим, что и законодатель не последователен в решении вопроса о системе правоохранительных органов[44]. Так, в п. 1 ст. 72 Конституции РФ указывается следующее: «Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат», что, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует о том, что к правоохранительным органам не относятся судебная система, адвокатура, нотариат[45]. Однако в федеральном законе от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» можно привести следующий перечень органов, которые законодатель относит к правоохранительным: прокуратура, органы внутренних дел, органы ФСБ России, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба охраны России, таможенные органы, налоговая служба, органы оперативно-розыскной деятельности.