Файл: Социальные проблемы муниципального уровня и пути их решения в современных российских условиях (Исследование социального развития города Химки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 1 357 семей (186-е место в России);

– число заявителей-граждан, обратившихся за получением муниципальных услуг в 2018 г. составило 9 637 человек[15].

В г.о. Химки разработаны и реализуются целевые программы в интересах социальной политики.

Рассмотрим содержание Муниципальной программы «Адресная поддержка населения»[16]. Выделим далее несколько ключевых аспектов этой программы.

Объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, включенных в муниципальную программу, рассчитан исходя из численности граждан, нуждающихся в адресной помощи и размера выплат на одного получателя, установленного в соответствии с законодательством Московской области. До сих пор имеют место факты так называемого «равномерного размазывания» социальных пособий по всем нуждающимся в ней. Такая помощь, записано в Программе, малоэффективна по своим результатам.

Кроме того, курс на адресность призван прекратить уравнивание мер социальной поддержки и иждивенчество, так как адресная поддержка подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением её потенциального получателя.

Адресная социальная защита концентрируется на более малообеспеченной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает также возможность оказания более ощутимой материальной помощи за счет её перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся. Адресная программа, записано в паспорте

Программы, также является действенным инструментом регулирования сложных и масштабных проблем, инструментом управления социальными рисками. Она значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения, как бюджетной, так и социальной эффективности.

2.2. Проблемы реализации социальной политики в городе Химки

Проанализировав деятельность органов местного самоуправления в реализации социальной политики в городе Химки, можно выделить ряд проблем, существующих на муниципальном уровне управления.

Реализация молодежной политики.


Органами власти недооценена роль молодежи в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, которая не верит в себя, а также у которой пропадает желание и способность участвовать в социально-экономических и общественно-политических отношениях на территории конкретных муниципальных образований. Кроме того, для работы с молодёжью необходимы квалифицированные кадры, по которым наблюдается дефицит.

Проведенный анализ деятельности органов местного самоуправления города Химки в реализации молодежной политики показал следующее.

Работа, реализуемая муниципальными властями в сфере молодежной политики, формирует условия для снижения социальной напряженности в молодежной среде, следовательно, ее можно считать эффективной. Но следует отметить, что существуют нерешенные проблемы, среди которых самыми острыми являются следующие: тревожно развивается ситуация с воспитанием несовершеннолетних и проблема трудоустройства молодежи.

Рассмотрим проблемы в реализации семейной политики на территории данного муниципального образования, а именно ситуацию, в которой оказывается сегодня многодетная семья. Главная проблема любой семьи – материальная.

Многодетные семьи являются менее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду, образование. Основными источниками доходов многодетных семей являются заработная плата и социальные выплаты. Прокормить и одеть троих детей намного сложнее, чем одного ребёнка. Мужчинам приходится работать на двух-трёх работах, что плохо сказывается на их здоровье. Женщины не имеют возможности работать из-за необходимости посвящать большую часть времени детям. Исключение составляют лишь те из них, кто работает на дому.

В структуре доходов пособия на детей небольшие, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы, и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьных принадлежностях.

Следующие проблемы являются следствием этой главной проблемы и вытекают из неё. Наиболее острой является жилищная проблема. Жилищная проблема, всегда являлась главной в нашей стране, особенно для многодетных семей, и в настоящее время приобрела первостепенную важность[17].


Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Отметим, что региональный пакет социальных гарантий многодетным семьям включает: 30-процентную скидку на оплату услуг ЖКХ, бесплатную выдачу лекарств для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся школ; прием детей в дошкольные учреждения в первоочередном порядке; обеспечение школьной формой в соответствии с установленными нормативами.

Кроме того, на официальном сайте администрации МО нет информации о специальном фонде земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

Кроме того, работа по предоставлению земельных участков для многодетных семей реализуется не в полной мере.

И наконец, остро стоит проблема отсутствие полноценной правовой информированности родителей семей с детьми.

Существует целые перечень программ поддержки многодетных семей в городе Химки, однако далеко не все знают свои права и имеют возможность во время получить помощь со стороны государства.

Реализация программ социальной поддержки многодетных семей – это одно из важнейших направлений семейной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Однако, получение адресной помощи семьям, проживающим в сельской местности и воспитывающих детей оставляет желать лучшего.

Процесс реализации программ социальной поддержки многодетных семей на местах имеет ряд недостатков, от которых зависит эффективность семейной политики государства в целом. Поэтому на сегодняшний день целесообразно разрабатывать комплексы мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по реализации социальной политики.

Можно выделить также следующие социальные проблемы, характерные для этого городского округа:

– в г.о. Химки Московской области существует проблема недостатка мест досуга и развлечения, в особенности вдоль Ленинградского шоссе, где ведется усиленная застройка многоэтажных домов. Единственный объект досуга и развлечений для местных жителей – это торговый центр «Мега». Людям больше некуда пойти: со всех сторон дороги. Центром их жизни оказывается «МЕГА-молл», а не парки и культурные объекты;


– существенная социальная проблема, заключается в неразвитости в г.о. Химки транспортной инфраструктуры. Непосредственно сам городской округ Химки разделен на две стороны: это Новые Химки и Старые Химки. Как известно, в Новых Химках ведется активная застройка многоэтажными домами, но две части города попрежнему соединены одной-единственной дорогой. В результате этого образуются многочасовые и многокилометровые пробки, не только на въездах и выездах к Москве, но и на большинстве улиц г.о. Химки. Ситуация усугубляется активным движением через город со стороны аэропорта Шереметьево, Лобни и Долгопрудного. В г.о. Химки давно планировалось провести ветку московского метро;

– сокращение количества рабочих мест для молодежи (количество предприятий, требующих инновационные рабочие места, в городском округе не растет).

Проведем SWOT-анализ реализации социальной политики в г.о. Химки Московской области.

Таблица 1

SWOT-матрица реализации социальной политики

в г.о. Химки Московской области

Сильные стороны социальной политики

Слабые стороны социальной политики

1. Создание и реализация нескольких
целевых программ для повышения уровня жизни населения.

2. Активность самого населения в обращении в Администрацию г.о. Химки для
решения возникающих проблем.

3. Большое количество проживающей в
городском округе молодежи.

4. Продолжающееся жилищное строительство.

5. Относительное экологическое благополучие (по сравнению с другими районами Московской области).

1. Отсутствие крупных производств вне связи с ВПК на территории г.о. Химки.

2. Недостаток мест досуга и развлечения (в первую очередь, для молодежи) в г.о. Химки.

3. Нехватка в г.о. Химки школ, дошкольных учреждений и иной инфрасгруктуры для молодых семей.

4. Как и во всей стране, слабая развитость малого и среднего бизнеса.

5. «Истощение» среднего класса в г.о. Химки.

6. В ряде случаев зафиксирована подмена социальной политики социальной защитой населения.

Возможности развитии социальной
политики

Угрозы в случае не эффективной
социальной политики

1. Создания проектов ГЧП по решению
проблем в сфере социальной политики.

2. Привлечения молодежи к реализации
авторских инициативных проектов (стартапы, бизнес-инкубагоры).

3. Увеличения базы налогообложения в г.о. Химки.

4. Улучшения социальной диагностики
реального состояния социальной сферы г.о. Химки.

5. Вовлечения институтов гражданского
общества и бизнеса в реализацию
социальных проектов.

1. Оттока работающего населения из г.о. Химки.

2. Понижения социальной активности
населения г.о. Химки.

3. Ускорения старения населения г.о.
Химки.

4. Снижения политической лояльности населения г.о. Химки.

5. Уменьшения заинтересованности
населения в страховании своего
имущества, собственности, здоровья,
жизни.


На основе составленной матрицы систематизированы и объеденены полученные результаты по линиям «сильные стороны - возможности», «сильные стороны - угрозы», «слабые стороны - возможности», «слабые стороны - угрозы» (то есть, проведено попарное сравнение).

Таблица 2

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями

и угрозами

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

1. Есть смысл к реализации социальной политики активнее привлекать институты гражданского общества, бизнеса и молодежь.

2. Создание новых рабочих мест -

магистральный путь улучшения социальной политики.

3. Продолжение разработки и реализации целевых программ в г.о. Химки.

4. Предложить депутатам Московской областной думы инициировать увеличение налогообложения в интересах органов муниципальной власти.

1. Создание новых производств на

территории г.о. Химки.

2. Поручить молодежи и институтам гражданского общества заняться развитием сферы культуры и досуга.

3. Увеличение среднего класса

произойдет параллельно с развитием

малого среднего класса.

Угрозы

1. Создание новых рабочих мест будет препятствовать оттоку населения (особенно молодежи).

1. Противодействовать оттоку населения из г.о. Химки следует активно.

2. Противодействие старению населения.

3. Строительство недорогого малогабаритного жилья будет препятствовать оттоку населения (особенно
молодежи).

2. Следует активно привлекать предпринимателей в рамках ГЧП для
осуществления социальных проектов.

3. Нужны новые программы работы
муниципальной власти с молодежью.

Выводы

Реализация социальной политики в г.о. Химки – это одна из главных целей региональной социально-экономической политики.

Однако, в городе существуют нерешенные социальные проблемы:

органами власти недооценена роль молодежи в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, которая не верит в себя, а также у которой пропадает желание и способность участвовать в социально-экономических и общественно-политических отношениях на территории конкретных муниципальных образований;

недостаточно эффективная поддержка многодетных семей;