Файл: Социальные проблемы муниципального уровня и пути их решения в современных российских условиях (Исследование социального развития города Химки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья; сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно;

существует проблема недостатка мест досуга и развлечения, в особенности вдоль Ленинградского шоссе, где ведется усиленная застройка многоэтажных домов;

– неразвитость в г.о. Химки транспортной инфраструктуры. В результате этого образуются многочасовые и многокилометровые пробки, не только на въездах и выездах к Москве, но и на большинстве улиц г.о. Химки;

– сокращение количества рабочих мест для молодежи (количество предприятий, требующих инновационные рабочие места, в городском округе не растет).

На сегодняшний день существуют значительные недостатки во взаимодействии власти и населения по решению ряда социальных проблем. Необходимо искать приоритетные направления по улучшению социальной ситуации в г.о. Химки Московской области, и способствовать увеличению количества и качества проектов государственно-частного партнерства социального характера.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ХИМКИ

Несмотря на активизацию усилий государства на всех уровнях управления по реализации социальной политики, сложившаяся к настоящему времени ситуация в социальной сфере не может считаться оптимальной и требует развития.

С целью развития муниципальной социальной политики следует принимать во внимание несколько условий, характеризующих её. Во-первых, это государственная социальная политика. Во-вторых, это региональная социальная политика. В-третьих, это учет финансовых возможностей муниципалитета и существующих социальных проблем муниципального образования.

Муниципальная социальная политика должна быть направлена на:

1. Корректировка территориальных обстоятельств согласно разным признакам социального формирования, таким равно как степень занятости населения, степень безработицы, наименьший размер оплаты труда, продолжительность жизни;

2. Снабжение населения разных муниципальных образований одинаковыми способностями применения общественной инфраструктуры;


3. Равнение социальных обстоятельств проживания населения вне зависимости от района проживания и муниципального образования.

Основным приоритетом в данном контексте выступает, по нашему мнению, необходимость совершенствования методов управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Содержание социальной политики муниципального образования должно заключаться в синхронном воздействии органов управления всех уровней власти (федераль-ного, регионального и местного) на каждую из составляющих качества жизни населения с целью придания последним позитивной направленности и положительной динамики. Для этого, на наш взгляд, необходимы:

  • нейтрализация негативных последствий социального расслоения общества;
  • непрерывный контроль качества предоставляемых медицинских услуг и продукции;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, а также показателей здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни;
  • обеспечение продовольственной, энергетической, экологической безопасности муниципального образования;
  • обновление содержания образования и повышение качества образовательных услуг;
  • поощрение позитивного отношения к здоровому образу жизни, к занятию активной физической культурой;
  • применение современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий для совершенствования культурно-образовательного потенциала территории;
  • совершенствование управленческого и ресурсного обеспечения развития образования и здравоохранения;
  • создание условий для повышения конкурентоспособности и реализация в максимальной степени трудового потенциала населения;
  • сохранение и преумножение культурно-исторического наследия.

Рациональным для успешного осуществления социальной политики на территории г. Химки является сосредоточение внимания на трех блоках проблем:

  1. общеметодологических путях развития социальной политики;
  2. управлении процессами занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
  3. социальной защите населения, управлении отношениями в социальной сфере.

В рамках первого блока следует выделить некоторые моменты.

Первое, полное трансформирование экономических основ жизни общества. Переход от административно–командных к рыночным экономическим моделям.

Второе, социальная политика в г. Химки станет эффективнее при условии, что если три его элемента: эффективная экономика, сильная власть и общественные институты – будут стабильно и результативно взаимодействовать.


Третье, полная реорганизация всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократии.

Четвертое, при реализации социальной политики необходим перспективный, комплексный и социально–ориентированный подход.

Пятое, немалую роль, как обнаруживает международный опыт, играют стремления, сосредоточенные на формирование среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Во втором блоке проблем основное внимание сосредотачивается на двух взаимосвязанных аспектах – политике занятости и политике доходов. Главный вектор активной политики занятости это быстрая адаптация населения к запросам рынка, формирование инфраструктуры рынка труда, подготовки рабочих кадров. Особое место занимают проблемы усовершенствования структуры занятости, изменения ее форм и путей исполнения, недопущения массовой безработицы. Здесь обнаруживается необходимость экспертизы целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям[18].

Политика доходов содержит в себе создание уловий, действующих на формирование цены труда, динамику труда и отраслевую дифференциацию с целю стимулирования роста цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Нужно четко понять, что настоящее управление трудовыми взаимоотношениями и вообще трудом становится возможным лишь при должном формировании социального партнерства, а результативность осуществляемых программ будет обусловливаться коллективными действиями государственных институтов всех ступеней и ветвей власти, социальных организаций трудящихся и бизнес–структур.

Тяжесть корректировки реформ должна сдивнуться, с одной стороны, на реорганизацию в сфере труда и социально–трудовых отношений, с другой – на гарантию действительного приоритета отраслей социальной сферы, которые должны обеспечить гарантию воспроизводства работника, который способен своим трудом создать достойный уровень жизни.

Потребность в выработке ключевых подходов к решению вопросов, которые относятся к третьему блоку, обусловлена не только тем, что в настоящее время в социальной защите нуждается большой процент населения г. Химки, но и условием, что нынешняя система льгот и гарантий обнаруживается несостоятельной. Такая система ведет не только к малоэффектиности государственных расходов на социальную помощь, но и входит в разногласие с общим вектором реформирования социальных связей. До сих пор определяющая роль в сборе и распределении местных бюджетов была отведена государственным структурам власти федерального и местного уровня[19].


Видится рациональным разделение функционально направленных, комплементарных институтов социальной зашиты, обеспечивающих:

  • социальные гарантии, сформированные на принципах равноправия и общей доступности национальных систем здравоохранения, образования и социального страхования;
  • социальную помощь, обеспечивающую поддержку наиболее уязвимых и нетрудоспособных категорий граждан.

Когда социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, то социальная помощь обязана носить персонифицированный характер. Для это необходимо:

  • строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;
  • переход к адресной помощи как отдельному гражданину, так и семье;
  • четкое разграничение причин нуждаемости, в том числе отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но сознательно не желающим делать этого;
  • перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления с передачей им соответствующих функций и средств на реализацию данной задачи.

Соответственно, социальная помощь нуждающимся категориям граждан будет иметь смысл только в том случае, если она будет удовлетворять базовые потребности человека. Из этого вытекает необходимость не использовать минимальную оплату труда как средство регулирования уровня социальных пособий и сменить его прожиточным минимумом с учетом территориальных отличий.

Поэтому в первую очередь следует:

  • точно обозначить рамки снабжаемых государством основных социальных гарантий;
  • обеспечить важнейшие приоритеты государственной социальной политики, которая ориентирована на развитие среднего класса при персонифицированной помощи малоимущим и прогрессивной налоговой шкале для обеспеченных слоев населения;
  • обдумать определенные инструменты ослабления противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, заложенных в самой идее социального государства;
  • оставить во власти государства возможность определять границы как социализации, так и возможного уровня либерализации и открытости экономики на каждом определенном этапе.

Самоустраняясь от процессов координации важных социально-значимых вопросов, государство пытается найти решение довольно широкого круга задач с помощью рыночных методов, при этом перекладывая ответственность на органы местного самоуправления, а также на самого человека. Такой характер действий актуален для современых рыночных экономик. Поэтому формирование системы гражданского общества является важным условием повышения ответственности граждан за свое материальное благополучие. Для сравнительного выравнивания социальной ситуации в г. Химки рационально обозначить только минимальные стандарты на основные виды социального обслуживания населения, по которым реализовывается политика финансового выравнивания. Здесь следует: осуществить выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов; выполнить поддержку социальных реформ; суметь адаптировать социально-значимые реформы.


Особое значение в данной ситуации приобретает программно–целевой метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На современном этапе таких проблем, находящихся в тесной взаимосвязи между собой, должно быть порядка 15–20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно–коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования). По любому из направлений нужны разработки специализированных проектов, которые учитывают местные социальные показатели. Поэтому в разряд основополагающих задач нормотворческой деятельности следует произвести следующее:

  • вернуть в практику социального планирования разработку проектов социальных реформ на основании долговременных многоаспектных народнохозяйственных проблем;
  • организационно упорядочить разработку фундаментальных актов, обеспечивающих нормативную основу для внедрения социальных реформ.

Выводы

Значимость социальной сферы сложно переоценить. Независимо от своих локальных особенностей социальная политика всегда остается частью политики государства, которое своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально–экономических потрясений в обществе.

Важнейшим приоритетом всех уровней публичного управления рассмат-ривается повышение качества жизни населения. Для достижения данного приоритета необходимы целенаправленные действия со стороны органов публичной власти, ориентированные на рост уровня благосостояния населения, поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья населения, улучшение его уровня образованности. Повышение качества жизни населения обеспечивается на основе комплексного регулирования социально-экономических отношений со стороны органов местной администрации с учетом имеющихся материальных средств и финансовых ресурсов в соответствии с потребностями местного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Муниципальная социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения муниципального образования, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Целью этой политики является повышение качества жизни населения муниципального образования, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.