Файл: Социальные проблемы муниципального уровня и пути их решения в современных российских условиях (Исследование социального развития города Химки).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Сущность и содержание управления социальным развитием на муниципальном уровне
1.2. Основные направления реализации муниципальной социальной политики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХИМКИ
2.1. Исследование социального развития города Химки
2.2. Проблемы реализации социальной политики в городе Химки
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ХИМКИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Привлекательность любого муниципального образования, степень благополучия местного населения, тенденции его будущего развития детерминированы показателем качества жизни населения. На государственном уровне официально задекларировано, что повышение качества жизни населения является ключевым приоритетом социальной политики, на достижение кото-рого должно ориентироваться функционирование всей системы публичного управления.
Главным элементом в этой системе является муниципальное управление, органы которого напрямую взаимодействуют с населением подведомственной территории и сталкиваются напрямую с социальными проблемами горожан. Поэтому именно качество жизни выражает в полной мере результаты проводимой в муниципальном образовании социальной политики.
Социальная политика муниципального образования представляет собой сложную сово-купность задач органов публичного управления административного, экономического и правового характера, которые реализуются в социальной сфере и направлены на формирование и развитие благоприятных условий жизни населения. Для эффективной реализации функций местной администрации необходим всесторонний анализ проблем, связанных с жиз-нью населения, с разработкой и оказанием адекватных муниципальных услуг. Разработка муниципальной социальной политики проводится в контексте социальной политики государства, расширяя и детализируя каждое направление, опираясь на социально-экономические особенно-сти муниципального образования, местные традиции. На основе действующего федерального и регионального законодательства исполнительные органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений с целью решения конкретных социально-экономических проблем.
Муниципальная социальная политика ориентирована на предоставление населению не-обходимых условий жизни на данной территории, что связано с осуществлением деятельности органов местного самоуправления путем реализации соответствующих функций.
Цель работы – исследовать социальные проблемы муниципального образования на примере города Химки и разработать рекомендации, направленные на их решение.
Задачи работы:
- исследовать сущность и содержание управления социальным развитием в системе муниципального управления;
- выявить направления муниципальной социальной политики;
- дать характеристику социального развития г. Химки;
- выявить социальные проблемы города;
- определить пути решения социальных проблем города Химки.
Объектом исследования являются показатели социального развития города Химки.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе социального развития города Химки.
Теоретической основой исследования является совокупность научных представлений, концепций, теорий в области муниципальной экономики, муниципального развития, стратегического планирования и управления, труды ученых-экономистов, раскрывающие вопросы теории и практики формирования муниципальной социальной политики.
В методологическом плане исследование опирается на системно-структурный, причинно-следственный, ситуационный анализ.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативно-правовые акты РФ, г.о. Химки; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов в субъектах РФ; ресурсы сети Интернет (научные публикации и практические материалы, статистические базы данных, официальные сайты правительственных органов РФ, регионов, муниципальных образований, исследовательских организаций).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Сущность и содержание управления социальным развитием на муниципальном уровне
Российская Федерация, согласно ее Конституции, является социальным государством (см. статью 1). Соответственно органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить социальный характер проводимой в нашей стране политики. Однако, как пишет профессор Л. Н. Кочеткова, «… правовое закрепление социальных прав – хотя и важный, но всего лишь один из критериев социального государства»[1].
Российское государство (как любое другое государство мира) имеет большое количество социальных обязательств, которые одновременно выполнить крайне сложно. Приведем примеры выделения жилья ветеранам Великой Отечественной войны, действующим военнослужащим.
На возможности российского государства выполнять взятые на себя обязательства серьезное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис и последовавшие за этим санкции и контрсанкции. Очевидно, что в условиях уменьшения ВВП и вообще количества денег в стране, социальные возможности государств уменьшаются[2].
На наш взгляд, сложнее всего выполнить взятые на себя социальные обязательства как раз органам местного самоуправления. Причины: у этих органов в нашей стране самая маленькая база налогообложения, да и опыт социальной работы у них невелик[3].
Социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
Целью этой политики является повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.
Выделяют три уровня социальной политики:
- микроуровень – социальная политика фирм, корпораций, организаций;
- макроуровень – социальная политика страны и ее регионов;
- интеруровень – межгосударственная социальная политика.
Наиболее часто выделяемые функции социальной политики таковы: содействие развитию отношений справедливости в обществе; создание системы социальной защиты; создание условий для роста благосостояния; проведение политики доходов.
В структуре социальной политики обычно выделяют такие виды политик, как политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты. Как пишет российский ученый В. В. Кочетков «… к основным признакам социального государства относят, как правило, обеспечение достойной жизни и создание условий для свободного развития человека»[4].
Выделяют следующие основы социальной политики:
– трудовое законодательство;
– рынок труда;
– занятость населения;
– безработица;
– регулирование оплаты труда;
– производительность труда;
– социальное страхование;
– пенсионную систему;
– безопасность труда;
– повышение уровня жизни населения;
– демография и политика народонаселения[5].
В разных изданиях встречаются разные подходы к пониманию структуры социальной политики. Так, отмечаются такие ее показатели:
– повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;
– повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения;
– средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания;
– младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми;
– смертность от несчастных случаев, отравления и травм на 100 тыс. населения;
– удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания к общему числу семей с детьми;
– удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
– уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению[6].
В условиях демократизации общества и повышения роли местных органов власти в управлении муниципальными образованиями актуальными становятся вопросы управления социальным развитием территорий, в том числе городов. Управление городом – способ проведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы город как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач, но некоторые особенности процесса управления развитием муниципального образования присущи им всем.
Управление социальным развитием городов строится на основе самоуправления, которое представляет собой один из видов управления и имеет субъект и объект управления.
Главный субъект и одновременно объект самоуправления – население муниципального образования, которое в условиях реального самоуправления несет в себе совершенно новые качества, не свойственные понятию населения. Население, которое осуществляет местное самоуправление, по мнению ряда авторов, по существу находится на более высокой социальной ступени развития, поэтому это новое качественное состояние населения достойно отдельного термина. Население муниципального образования, которое осуществляет свое право на местное самоуправление, называется местным сообществом[7].
В целях обеспечения социального развития муниципального образования проводится разработки и реализации концепций, стратегий, программ и проектов. В соответствии с действующей Стратегией совершенствования региональной политики в Российской Федерации важное значение в комплексе стратегического планирования имеют стратегии социально-экономического развития территорий (субъектов РФ, муниципалитетов), которые направлены на формирование синергетического эффекта в результате объединения и взаимодополнения как количественных, так и качественных, а также территориальных характеристик развития. В разрабатываемых стратегиях развития территорий определяются наиболее перспективные экономические специализации, скоординированные направления развития производственной и социальной инфраструктур.
Стратегии социально-экономического развития территорий являются основой для разработки документов территориального планирования, в которых должно быть учтено планируемое размещение объектов экономики, а также производственной, социальной, инженерной, транспортной, логической и прочих инфраструктур.
1.2. Основные направления реализации муниципальной социальной политики
Муниципальная социальная политика ориентирована на предоставление населению необходимых условий жизни на данной территории, что связано с осуществлением деятельности органов местного самоуправления путем реализации соответствующих функций[8]. Данные функции следует разделить по нескольким направлениям, которые связаны с обеспечением развития жизни местного сообщества.
Важнейшей структурной составляющей качества жизни является здоровье населения. По-этому первым направлением в рамках обеспечения качества жизни местного населения выступает формирование инновационной инфраструктуры муниципального здравоохранения. Переход к высоким стандартам качества жизни в области повышения здравоохранения может быть осуществлен только через предоставление качественных медико-диагностических услуг, обеспечение санаторно-курортного лечения, доступности учреждений для занятий спортом и физической культурой, создание условий для активного отдыха[9].