Файл: Социальные проблемы муниципального уровня и пути их решения в современных российских условиях (Исследование социального развития города Химки).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Сущность и содержание управления социальным развитием на муниципальном уровне
1.2. Основные направления реализации муниципальной социальной политики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХИМКИ
2.1. Исследование социального развития города Химки
2.2. Проблемы реализации социальной политики в городе Химки
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ХИМКИ
Охрана здоровья жителей подразумевает регулярное осуществление профилактических мероприятий, раннюю диагностику заболеваний, лечение и диспансеризацию населения, проведение оздоровительной и реабилитационной работы. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья заключается в реализации комплексных экономических, социальных, правовых, культурных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических, профилактических мероприятий, ориентированных на предоставление всем без исключения жителям муниципального образования медицинской помощи в случае утраты здоровья. Организация медицинской помощи предполагает оказание медицинских услуг на уровне не ниже государственных минимальных стандартов, выполнение которых государство гарантирует.
Организация муниципального здравоохранения как важнейшей социальной отрасли подразумевает под собой создание развитой сети медицинских учреждений в пределах территории муниципалитета, их лекарственное, материально-техническое, технологическое, кадровое обеспечение. Необходимо соответствующее финансирование лечебно-профилактических и иных учреждений системы местного здравоохранения с оказанием качественных медицинских услуг по защите жизни и здоровья местных жителей. Указанные полномочия закреплены за органами администраций муниципальных районов и городских округов, которые осуществляют на своих территориях следующие функции:
1. Создание специальных подразделений (например, комитетов, департаментов) по выполнению специализированных функций управления организациями здравоохранения, что связано с набором персонала, обеспечением их взаимодействия и контроля над качеством оказываемых услуг медицинской и лечебно-профилактической деятельности.
2. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) при соответствующем обеспечении совре-менным транспортом и медицинском оборудовании.
3. Регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности особо опасных заболеваний.
Муниципальная власть должна принимать участие в развитии научных и образовательных учреждений медицинского профиля, поскольку именно они обеспечивают создание и распространение современных методов лечения, новых медицинских технологий, лекарственных средств, ква-лифицированных кадров. Очевидно, что такое содействие медицинской науке предоставит возможность для повышения качества жизни населения муниципального образования.
Еще одной немаловажной составляющей качества жизни населения является развитие образования населения. Поэтому вторым направлением в рамках обеспечения качества жизни местного населения необходимо выделить повышение качества деятельности муниципальных образовательных учреждений, а также образовательных организаций других форм собственно-сти на территории муниципалитета.
Образовательный уровень населения – один из стержневых параметров социально-экономического развития муниципального образования, детерминирующих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Для роста образовательного уровня населения требуется длительное по продолжительности время и значительные финансовые вложения[10]. Поэтому одной из крупных статей расходов местных бюджетов традиционно выступают расходы на образование.
Развитость институтов образования является важнейшим критерием качества жизни населения. В структуру системы образования входят дошкольное, среднее, среднее специальное, высшее профессиональное образование. Доступность данных уровней образования большей части населения муниципалитета подтверждает достижение нормального стандарта качества жизни. Высокое качество жизни подразумевает кроме перечисленных уровней образования обеспечение непрерывного профессионального образования. В целом к полномочиям органов муници-пального управления в данном случае относятся:
1. Обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, а также направлениям специальной профессиональной подготовки. Данные направления образовательной деятельности могут определяться особенностями муниципальной экономической системы и потребностями муниципальных организаций в профессиональных кадрах и специалистов в отдельных отраслях сельского хозяйства, промышленности и оказания услуг населению.
2. Оказание образовательных и воспитательных услуг населению по дополнительному обучению детей с необходимым присмотром за ними с целью формирования благоприятного для развития личной культуры досуга.
3. Проектирование, планирование и непосредственное регулирование процессов функционирования муниципальных образовательных организаций с обеспечением востребованным имуществом, финансовыми средствами и условиями деятельности в муниципалитете.
4. Обеспечение безопасности процесса обучения с охраной зданий образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий.
5. Учет детей, нуждающихся в специализированных курсах обучения в соответствии с их состоянием здоровья, что определяется соответствующими программами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В сфере образования важно сохранить паритет доступности всех социальных слоев и территориальных групп населения муниципального образования к качественному образованию. Основными приоритетами в данном случае выступают рост качества образовательных услуг на основе совершенствования материально-технического и кадрового потенциала образователь-ных учреждений, соблюдение принципа непрерывности образования, повышения профессиональной компетентности выпускников и эффективного использования их знаний для динамич-ного развития экономики и социальной сферы муниципального образования.
Третьим направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения является муниципальное регулирование процессов использова-ния и охраны объектов культурного наследия, имеющих историко-архитектурное, художественное, научное и мемориальное значение для местной культуры и поддержания местных уникальных традиций, функционирования учреждений различных организационно-правовых форм в сферах охраны здоровья, образования и развития личности, культуры и охра-ны историко-культурного наследия, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культурно-массовой работы по месту жительства, деятельность которых призвана обеспечить комплексное повышение качества жизни населения. В сфере физической культуры и массового спорта востребовано планирование физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в соответствии с финансовыми возможностями муниципального бюджета.
Четвертым направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения выступает обеспечение занятости местного населения по вопросам участия жителей в общественных работах. Преимущественное право на участие в таких работах имеется у безработных граждан, которые не получают пособия по безработице и состоят на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Пятым направлением функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения следует указать организацию электро-, тепло-, газо- и водоснаб-жения населения, водоотведения; сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; библиотечного обслуживания населения.
Общим важнейшим элементом пяти указанных направлений функций органов местного самоуправления по повышению качества условий жизни населения выступает качественное предоставление различных муниципальных услуг. В этом контексте одним из важнейших направлений повышения комфортности жизнедеятельности населения выступает перевод оказания муниципальных услуг в электронную форму, что обеспечивает ускоренный порядок перемещения различных сведений при соответствующем электронном контроле уровня качества и сроков оказания данных услуг. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде существенно повышает их доступность, снижает коррупционные рис-ки, сокращает временные и финансовые затраты государства и граждан.
Определяя стратегию социальной политики муниципального образования в качестве актуальных вопросов социального развития, без решения которых невозможно обеспечить его устойчивое развитие, можно выделить: проблему бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты; проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и гарантий подрастающему поколению[11].
Выводы
Муниципальная социальная политика – это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения муниципального образования, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
Целью этой политики является повышение качества жизни населения муниципального образования, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.
Исполнительные органы местного самоуправления играют важную роль в социальном развитии муниципальных образований, так как именно исполнительные органы реализуются принятые на государственном и муниципальном уровне решения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХИМКИ
2.1. Исследование социального развития города Химки
Химки – это город (с 1939) в Московской области России. Он является одним из крупнейших городов-спутников Москвы. Его население – 239 967 чел. (сведения 2016 года). Химки является третьим по населению подмосковным городом после Балашихи (428 400 чел.) и Подольска (293 765 чел.) и по численности населения на 1 января 2019 г. он находился на 81 месте из 1112 городов Российской Федерации[12].
Фактически все эти годы (за небольшим исключением) население г.о. Химки очень динамично росло. За 15 лет население городского округа почти удвоилось.
В Администрации городского округа Химки образовано специальное структурное подразделение, непосредственно предназначенное для решения социальных проблем горожан[13] - Управление социальной политики, замыкающееся на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики, культуры и спорта[14].
Кроме того, анализ структуры Администрации г.о. Химки Московской области, полагаем, позволяет выявить в ней еще несколько подразделений, которые не могут «остаться в стороне» от решения социальных проблем:
– отдел по делам несовершеннолетних (также замыкается на заместителя главы администрации по вопросам социальной политики, культуры и спорта);
– территориальное управление микрорайона Клязьма – Старбеево (здесь и далее все управления замыкаются на заместителя главы администрации по вопросам жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства);
– территориальное управление микрорайона Подрезково;
– территориальное управление микрорайонов Сходня – Фирсановка;
– территориальное управление микрорайона Левобережный;
– территориальное управление микрорайонов Новогорск – Планерная.
Далее приведем некоторые статистические данные, характеризующие социальную обстановку в г.о. Химки Московской области (по данным сайта «Градотека 2.0»):
– число лечебно-профилактических организаций – 12 единиц;
– численность врачей (без зубных): в муниципальных организациях здравоохранения 416 чел.; в негосударственных лечебно-профилактических организациях – 90 чел.; в организациях здравоохранения – 90 чел.;
– привлекательность городской среды составляет показатель 31,9 (28-е место в России);