Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества необратимы, и решение проблем управления качеством является приоритетным направлением государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции между предпринимателями, внедрению инноваций, повышению уровня безопасности жизни, здоровья граждан.
Через рынок товаров и услуг идет процесс удовлетворения повседневных потребностей населения и в данном процессе торговля занимает главное место. При приобретении потребителем товара оканчивается цепочка движения «производитель - посредник - продавец - потребитель». Товар выбывает из сферы коммерческой деятельности и переходит в собственность конкретного гражданина. Торговля призвана удовлетворять ежедневные потребности всего населения нашего государства в товарах повседневного спроса и длительного пользования. И, безусловно, регулирование отношений в этой сфере приобретает особое значение, особенно в части защиты прав потребителей, поскольку потребитель наиболее незащищенный участник рынка продукции и услуг.
Осознание необходимости усиления охраны прав и интересов потребителей в условиях перехода к рыночной экономике дало толчок активизации работы по созданию специального законодательства о защите прав покупателей товаров и потребителей услуг.
Целью данной курсовой работы является изучение прав покупателей и рассмотрение ответственности производителей перед потребителями за качество продукции.
Для достижения поставленной цели надо решить ряд следующих задач:
- охарактеризовать качество продукции как правовую и экономическую категорию;
- изучить права покупателя и эффективность защиты данных прав в контексте качества, ценности и стоимости изделия
- разработать мероприятия по повышению ответственности производителей перед потребителями за качество продукции;
- рассмотреть повышение эффективности правового регулирования качества продукции.
Предметом исследования выступает спектр прав покупателей (потребителей товаров и услуг).
Объектом данной работы являются нормативно-правовые акты и правоприменительная практика, регулирующая развитие законодательства о защите прав потребителей.
Методологическая база работы представлены историко-правовым, технико-юридическим, сравнительно-правовым методами.
Историография защиты прав потребителей достаточно обширна. Различные аспекты правового регулирования, классификации прав потребителей, юридической ответственности продавца (изготовителя) и различных способов защиты прав потребителей подробно рассматриваются такими исследователями, как Г.Р. Гафарова, А.В. Селянин, В.Н. Ткачев, М.Ю. Челышев; регулирование вопросов защиты прав потребителей в торговой сфере – Ю.Н. Марочкина, А.М. Андрияхина, Е.Н. Пименова, Н.А. Кирсанова, И.Д. Еналеева. В.В. Богдан изучает гражданско-правовые способы защиты прав потребителей. Е.В. Науджина рассматривает административные меры защиты прав потребителей.
Структурно исследование представлено введением, двумя главами, содержащими подпункты, заключением и списком использованных источников.
1. Теоретические основы исследования ответственности производителей перед потребителями за качество продукции
1.1. Качество продукции как правовая и экономическая категория
Качество — это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Как отмечает в своей работе Г.Р. Гафарова - «качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество» [16, с. 21].
Правовой аспект качества относится к выработке нормативно-технической документации, порядку ее разработки, утверждения, внедрения, выполнения и учета. Конституция Российской Федерации относит стандарты к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Законодательную и нормативную базу национальной системы управления качеством составляют федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.
Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет правовые основы, участников, правила разработки и добровольность применения стандартов в Российской Федерации [7]. Реформа технического регулирования заменяет государственную систему стандартизации на национальную систему, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг [17, с. 45].
ГОСТ 15467—79 трактует качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [12].
В последней версии международных стандартов по ГОСТ Р ИСО 9000−2001 качество определяется как степень соответствия присущих характеристик, отличительных свойств, оцениваемых качественно или количественно предполагаемым или обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям [13].
Большинство трактовок категории «качества» было обобщено Международной организацией по стандартизации: качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо [19, с. 30].
Таким образом, с правовой точки зрения качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям установленным в нормативно-технической документации.
Концепция развития национальной системы стандартизации одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 №266-р. Стратегическими целями развития национальной системы управления качеством определены: повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внешнем рынке; обеспечение научно-технического прогресса, обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности и содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран [14].
Концепция всеобщего управления качеством во всем мире заменила маркетинговую концепцию управления бизнесом и определила главным принципом ориентацию на потребителя. Необходимо построить специальную систему для управления качеством, состоящую из взаимосвязанных элементов: организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Система качества реализует политику организации в области качества.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни [8].
Продавец или исполнитель обязан передать потребителю товар, выполнить работу оказать услугу качество которых соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям.
1.2. Правовое регулирование прав покупателя и ответственности производителей перед ними за качество продукции
Действующее российское законодательство в области защиты прав потребителей представлено достаточно большим массивом нормативных актов. Базовым является Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором предусмотрен определенный перечень прав потребителей, указаны механизмы их защиты.
В соответствии Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ [8, ст. 1].
Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» [7], Федеральный закон от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [6], Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5], Федеральный закон от 13 марта 2006 г. «О рекламе»[9].
Важные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения потребителя и продавца в сфере торгового обслуживания, также следующие:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [10];
Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденные Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. № 160;
ГК РФ дает определение договора купли-продажи, определяет основные права и обязанности сторон по данному договору, устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предоставленных сторонам правомочий [2].
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ даны разъяснения по многим вопросам, возникающим при рассмотрении этой категории дел: разъяснено, какие отношения регулирует законодательство о защите прав потребителей, дан примерный перечень договоров, из которых возникают эти отношения, как соотносятся между собой нормы ГК РФ, Закона о защите прав потребителей и специальное законодательство, регулирующее отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, и другие вопросы, возникающие при разрешении этой категории дел.
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами Закона РФ «О защите прав потребителей»
Согласно преамбуле Закона он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и их изготовителях (продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В Законе понятие «потребитель» раскрывается как гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; понятия «изготовитель», «продавец» – организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи [8].
Рассматривая права потребителей, законодатель одновременно предусматривает и варианты их правовой защиты различными отраслями права. В основном выделяют гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой способы защиты.
Характер Закона о защите прав потребителей с точки зрения его отраслевой принадлежности можно признать комплексным. Большинство содержащихся в нем норм права являются гражданско-правовыми. В законе встречаются нормы иной отраслевой принадлежности, в частности, процессуальные, административно- и государственно-правовые [8, п. 5 ст. 17; ст. 40-45].
Так как непосредственно затрагиваются права потребителя на безопасность товаров, следовательно, защита прав потребителей – это объект уголовно-правовой охраны. Уголовно-правовая защита прав потребителей осуществляется УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции не отвечающих требованиям безопасности [3, ст. 238].