Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сравнение налоговых систем России и США).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран
1.2. Специальные налоговые режимы в налоговых системах зарубежных стран
1.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства в зарубежных странах
Глава 2. Сравнение налоговой системы России и зарубежных стран
2.1. Сравнение налоговых систем России и США
2.2. Сравнение налоговых систем России, Германии, Японии и Франции
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
В США вместо НДС действует налог с продаж, взимаемый на уровне штатов - 4-5 % (средняя ставка) и от 8 % (максимальная ставка). Для предприятий Дании, обладающих материальными запасами, за которые следует уплачивать НДС, и имеющих годовой оборот, превышающий 20 000 датских крон, уплачивают налог по ставке 25 %. Необходимо отметить, что если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении имеет тенденцию к снижению, то в России – к возрастанию. Этот факт показывает неблагополучие налоговой системы в целом, процессе налогообложения и стремлении со стороны государства увеличивать налоговые поступления «любой ценой». Цена такой политики может быть очень высока: экономическая стагнация, инфляция, огромный рост цен на потребительские товары.
Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается.
Штаты не обладают полномочиями по установлению косвенных налогов – налога с оборота или НДС. Считается, что использование штатами таких налогов препятствовало бы свободе торговли на территории страны в целом, а это запрещено Конституцией США. Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в полной мере, поскольку около 70% налоговых поступлений проходят через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями[23].
Региональные власти определяют список возможных к установлению на их территории местных налогов (и иногда порядок их введения), а муниципалитеты принимают решения о введении налога. В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Подоходный налог взимается в 43 штатах США из 50. Ставки подоходных налогов, взимаемых штатами, как правило, существенно ниже ставок федерального подоходного налога. При исчислении налогооблагаемой базы осуществляется своя система вычетов и льгот. В России действует плоская шкала налога – основная ставка 13% от величины дохода. В Соединенных Штатах Америки применяются прогрессивные дифференцированные ставки подоходного налога в зависимости от размера дохода и категории налогоплательщиков (табл. 5).
Таблица 5
Дифференцированные ставки походного налога в США
Налоговая |
Налогооблагаемый головой доход, долл. США |
||
для одного субъекта |
для супружеской пары |
для родителя-одиночки |
|
10% |
0 - 9 075 |
0-18 150 |
0-12 950 |
15% |
9 076-36 900 |
18 151-73 800 |
12 951-49 400 |
25% |
36 901-89 350 |
73 801 - 148 850 |
49 401-127 550 |
28% |
89 351-186 350 |
148 851-226 850 |
127 551-206 600 |
33% |
186 351-405 100 |
226 851-405 100 |
206 601-405 100 |
35% |
405 101-406 750 |
405 101 -457 600 |
405 101-432 200 |
39,6% |
от 406 751 |
от 457 601 |
от 432 201 |
В США доходы физических лиц облагаются налогами штатов и местными подоходными налогами. В 7 штатах налог на доходы физических лиц фиксирован (не зависит от суммы дохода): Колорадо – 4,63%; Иллинойс – 5,0%; Индиана – 3,4%; Массачусетс – 5,3%; Мичиган – 4,25%; Пенсильвания – 3,07%; Юта – 5,0%. В 7 штатах подоходный налог отсутствует (Вашингтон, Невада, Аляска, Вайоминг, Техас, Флорида, Южная Дакота). В остальных практикуется взимание налога по прогрессивной шкале от 4,9% (Нью-Мексико) до 13,3% (Калифорния) [24].
В США к облагаемым налогом доходам относятся пенсии, пособия по безработице, проценты. В России эти доходы освобождаются от налогообложения. В США для правильного исчисления налогового вычета необходимо верно определить свой статус налогоплательщика. Существует 5 вариантов статуса налогоплательщика: не состоит в браке; состоит в браке (налоговая декларация совместно); состоит в браке (налоговая декларация отдельно); основной кормилец; вдова (вдовец) с ребенком-иждивенцем. Доход любого работника в США уменьшается на стандартный персональный вычет. Например, если работник не состоит в браке, годовой вычет в 2013 г. составлял 6 100 долл. Также существует личное освобождение (сумма содержания членов семьи) для работника и зависит от количества иждивенцев, если работник живет один, то оно составляет 3 900 долл.
В Соединенных Штатах Америки, как и в России, есть вычеты на медицинские расходы, образование, на уплату дополнительных взносов в пенсионный фонд. Таким образом, ставки налога на доходы физических лиц в США значительно варьируются в зависимости от суммы дохода и штата проживания. Например, работник Техаса с доходом 9 000 долл. обязан уплачивать налог по ставке примерно 10%, работник же Калифорнии с доходом 410 000 долл. – около 53% от заработной платы.
В России работодатель выступает налоговым агентом и перечисляет удержанную сумму НДФЛ в бюджет. Физические лица подают декларацию о доходах в том случае, если претендуют на полный или частичный возврат ранее уплаченного НДФЛ.
В США каждый работник обязан сам раз в год подавать налоговую декларацию.
В России при становлении налоговой системы применялась прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ, но в 2001 г. была отменена. В Государственную думу периодически поступают законопроекты о возвращении прогрессивных ставок НДФЛ, мотивируя тем, что дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ является более справедливой по отношению к налогоплательщикам. Однако этот вопрос остаётся дискуссионным не только в России, но и в зарубежных странах[25].
2.2. Сравнение налоговых систем России, Германии, Японии и Франции
Рассмотреть налоговые системы стран: Германии, Японии, Франции.
Начнем с рассмотрения налоговых систем Германии и России. Системы налогообложения можно считать трехуровневыми. В России - федеральный, региональный и местный бюджеты, а в Германии – федеральный, земельный и общинный бюджеты. При этом в Германии происходит распределение налоговых поступлений, если точнее, то все крупные налоговые поступления формируются сразу в два или три бюджета. Например, возьмем подоходный налог с физических лиц, который распределяется таким образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% – в бюджет соответствующей земли и 15% – в местный бюджет. В России трехуровневое бюджетное распределение налогов происходит иначе, в значительном количестве налоговые поступления распределяются в федеральный бюджет: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. В региональный бюджет поступления возникают от уплаты: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. А местный бюджет состоит из: земельного налога и налога на имущество физических лиц. По нашему мнению, было бы целесообразнее распределять в процентном соотношении всевозможные налоговые поступления по всем уровням бюджетов. Например, налог на добычу полезных ископаемых отчисляется только в федеральный бюджет, но не нужно забывать, что добыча полезных ископаемых происходит в конкретном регионе определенной местности, но это почему-то не учитывается[26].
В России все налогоплательщики отчисляют в бюджет одинаковые пропорции от своих доходов на основании законодательства, чего нельзя сказать о Германии, так как там имеет место прогрессивная налоговая система, то есть чем выше доход, тем выше ставка налога, подлежащая уплате. Минимальная ставка составляет – 14%, максимальная – 45%. Также, следовало бы отметить, что супруги и многодетные семьи платят меньшую сумму налога, чем бездетные и одинокие лица.
На наш взгляд, это справедливый подход, но в России, прежде чем иметь возможность реализации прогрессивной налоговой системы, важно провести автоматизацию и модернизацию налогового администрирования. В частности, создать и внедрить новые автоматизированные системы, наподобие системы управления рисками - «СУР АСК НДС-3». Это новая программа, которая имеет возможность выявлять однодневные фирмы и тех, кто пытается воспользоваться незаконными вычетами по налогу на добавленную стоимость (НДС). Программа сверяет составленный плательщиком НДС, собирая данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. При несоответствии показаний программа выясняет, корректно ли контрагенты отразили документы и насколько правомерны действия покупателя и его желание получить вычет. Если бы можно было данным способом отслеживать уплату и других налогов, то в России применение прогрессивной ставки налогообложения было бы приемлемо. Также, немаловажным является тот факт, что многие обеспеченные слои населения находят возможности «уходить» полностью, или частично от уплаты некоторых налогов, скрывают свои доходы, и применение прогрессивной ставки налогообложения только усугубит ситуацию[27].
Далее, хотелось бы отметить, что налоговая система Германии уделяет большое значение принципу справедливости и прозрачности распределения доходов в обществе. В России принцип справедливости уплаты налогов серьезно нарушается, и для того, чтобы Россия вышла на уровень Германии, необходимо обеспечить соблюдение данного принципа. При этом, на данный момент в процесс капиталообразования, государство старается вовлекать массы населения в виде держателей ценных бумаг – акций, облигаций, а также собственников недвижимости, что позволяет несколько расширить налогооблагаемую базу и тем самым снизить налоговую нагрузку на предприятия. Что в очередной раз доказывает благоприятное отражение на перераспределении налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами при внедрении прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.
Таблица 6
Процентные ставки по наиболее значимым налогам с юридических лиц Германии и РФ
Налог |
Германия |
Россия |
Налог на прибыль |
25 |
20 |
Налог на доходы физических лиц |
0-51 |
13;15;30;35 |
НДС (Налог с продаж) |
7;16 |
0;10;20 |
Налог на имущество физических лиц |
1-2,1 |
0,1-2 |
Рассмотрим налоговую систему Японии, которая на наш взгляд, имеет много общего с Россией.
Управление в Японии находится в юрисдикции Министерства финансов, что характерно и для России.
Систему государственных налоговых органов страны Японии возглавляет Национальное налоговое управление, то есть центральный аппарат, на который в свою очередь возложены функции по сбору, начислению, а также пресечению случаев уклонения от уплаты общегосударственных налогов и сборов. В России подобным органом является Федеральная налоговая служба. Хотелось бы обратить внимание на то, что в Японии система налоговых органов составляет три уровня по признаку подчиненности. Первый уровень занимает Национальное налоговое управление, на втором уровне находятся Районные управления, а на третьем Налоговые инспекции. Данная характерная черта наблюдается и у Российской налоговой системы, где первый уровень в системе принадлежит Федеральной налоговой службе, второй уровень Управлению федеральной налоговой службы, а третий налоговым инспекциям[28].
Несмотря на данное сходство, механизм обнаружения налоговых правонарушений построен в Японии иначе, нежели в Российской Федерации.
Получается так, что в Японии Районные управления в своём штате держат специальных следователей, обязанностями которых являются сбор информации и расследование случаев нарушения налогового законодательства, а в Российской Федерации налоговые нарушения в основном можно выявить с помощью выездных специально организованных камеральных проверок.
Налоговые органы в России наделены большей свободой действий по отношению к налогоплательщику, чем в Японии. Выявлением и расследованием фактов уклонения от уплаты налогов занимаются штатные следователи, и для того, чтобы только начать расследование, заведомо должна быть основательная доказательная база и факты правонарушения.