Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика задачи, сущность, направления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
К источникам финансирования государственных инвестиций относятся:
- Средства государственного бюджета;
- Финансовые ресурсы государственных целевых фондов;
- Средства государственных предприятий и учреждений;
- Кредитные ресурсы, привлеченные государственными органами управления;
- Другие источники.[6]
Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического развития определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.
Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.[7]
Социальна политика — это воздействие государства на социальные процессы, протекающие в обществе с помощью административных, бюджетных и законодательных мер.
История подтверждает, что устойчивость всей экономике придает социально-устойчивое положение всех членов общества, их социальная стабильность. Во всех странах, независимо от уровня развития, социальный фактор экономического развития является условием экономического прогресса, а также внутренним моментом устойчивого экономического роста.
Содержание социальной политики заключается в поддержании бесконфликтных отношений между социальными группами и внутри них, обеспечении минимально необходимого уровня благосостояния и обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности их экономической деятельности.
Неравенство доходов, порождаемое рынком, различия в социальном и экономическом положении людей, неравномерность распределения благ являются постоянными факторами социально-экономического развития государства. В экономике всегда существуют следующие социальные проблемы:
- как осуществить социально справедливое распределение благ;
- каким путем удовлетворить социальные потребности людей;
- как добиться того, чтобы увеличение благосостояния происходило в меру увеличения эффективности экономики.
От успешности решения данных проблем зависит характер и особенность развития общества, его социальная устойчивость и благополучность.
К основным направлениям социальной политики относят:
- Система пенсионного страхования.
- Государственная политика в области образования детей и взрослых.
- Система здравоохранения.
- Социальная помощь (система помощи бедным группам населения).
- Государственная политика на рынке труда.
- Программы помощи фермерам и др.[8]
Для управления процессом финансовых отношений государство использует различные экономические методы, стимулы и санкции. Для придания им обязательного характера государство оформляет их в законах и нормативных актах. Так разрабатываются связи и система обеспечивающая эффективность проведения финансовой политики.
Такая система, в экономической литературе называется "финансовый механизм". Это совокупность форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения поставленных задач.
Механизмом регулируется: финансовое планирование; управление финансами; проведение финансового контроля; другие формы. [9]
Государство располагая финансовыми ресурсами, от различных видов деятельности и налогов образует доходы, обеспечение различных своих потребностей образует расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете. Это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансирования функций государства и органов местного самоуправления. На что потратить и откуда взять решается планированием госфинансов и содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений. В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов. Основные задачи планирования государственных финансов:
- расчет размера финансовых ресурсов по источникам их получения;
- определение объема и направлений использования финансов;
- согласованность материальных и финансовых ресурсов;
- формирование условий для эффективного управления финансами.
Выделяют несколько видов планирования госфинансов: по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; по целевой ориентации и инструментарию: стратегическое и оперативное. Методы государственного финансового планирования: метод экстраполяции (используется для отражения динамики показателей финансового плана); нормативный метод (применяются различные нормы и нормативы); метод математического моделирования (имитация экономических явлений в форме финансовых моделей); балансовый метод (согласование размеров финансовых средств с источниками их формирования); бюджетирование (ориентация на результат).[10]
В управление, воздействии на объект для достижения определенного результата, нуждаются все сферы человеческой деятельности. Управление финансами - это воздействие на финансовые отношения. Оно осуществляется через финансовую политику с помощью разнообразных приемов и методов, например стимулов и санкций.
Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений например к объектам относятся: финансы юридических лиц, государственные финансы, муниципальные финансы.
Субъекты управления - те организационные структуры, которые осуществляют управление. Это финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, финансовые органы на местах.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами представляет финансовый аппарат. В России функции управления финансами осуществляют:
-
- Президент РФ;
- Государственная Дума ФС РФ;
- Совет Федерации ФС РФ;
- Правительство РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральное казначейство РФ;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- Банк России;
- Счетная палата РФ;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.[11]
Государственный финансовый контроль нужен для определения отклонений от принятых стандартов и законов, проверки эффективности расходования материальных ресурсов на максимально возможной ранней стадии, что позволило бы принять корректирующие меры, а в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.[12]
Развитие государства так же связано с типом текущей финансовой политики существуют следующие типы:
1. Классическая - авторы А. Смит и Д. Рикардо. Основное направление такой политики - это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.
2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) - это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.
Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.
Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы. В связи с этим главным механизмом регулирования становятся налоги (налог на доходы физических лиц, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов); государственный кредит, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
3. Планово-директивная финансовая политика (авторы - В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.
Цель директивной финансовой политики - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. [13]
В мире, на текущий момент времени, у большинства стран финансовая политика основана на различных концепциях государственного регулирования экономики. Но постоянно ведутся научные исследования для обоснованной текущей концепции развития финансов. Это нужно для определения реальной необходимости в реализации подготовленной финансовой политики, и если надо ее то корректировки и выработки новых методов исходя из меняющихся условий.
Так же финансовая политика используется для сглаживания циклических колебаний экономики (экономический спад/кризис, депрессия (отсутствие роста), оживление (незначительный рост), экономический подъем). Путем перераспределения общественного богатства. В зависимости от стадии экономического цикла государство использует различные методы финансовой политики (сдерживающий или стимулирующий подход).
В периоды спада/кризиса, когда происходит: рост инфляции, сокращается товарооборот за счет уменьшения доходов и платежеспособного спроса населения, уменьшается инвестиционная активность, возрастает уровень безработицы. В этот период государство должно использовать стимулирующую финансовую политику направленную на повышение деловой активности за счет снижения налогов, введения субсидий и льгот, поддерживать социально значимые отрасли экономики.
Когда же экономика выходит из кризиса, растет деловая активность, растут доходы предприятий и населения, увеличивается товарооборот. Государство с целью накопления стабилизационных фондов, предотвращения перегрева экономики должно применять сдерживающую финансовую политику увеличивая собираемость налогов, погашать долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику.
В современном мире экономика страны тесно взаимосвязана с обще мировой экономикой это подтверждают влияние различных кризисов проходивших в США, Азии, Европе на другие страны. Растущая в мировой экономике неопределенность, торговые войны, конфронтации различных стран с последующим введением санкций и многие другие кризисные явления будут требовать от финансовой политики новые подходы в решение этих проблем. Поэтому финансовая политика, все больше нуждаться в увеличении свое эффективности. Необходимо составлять более точные сценарии и прогнозы экономического развития, и их последующее компьютерное моделирование, развитии качественных статистических и аналитических центров, повышении квалификации служащих. Также для стимулирования научных прогнозов, нужно более щедро материально заинтересовывать и активнее привлекать институты. Так же реализация финансовой политики должна предусматривать все более увеличивающийся рост финансовых ресурсов, у всех субъектов хозяйствования, для преодоления негативных циклических процессов.
Глава 2. Проведение финансовой политики в России
Современная государственная финансовая политика России направлена на более жесткое регулирование большинства сфер хозяйствования страны, на увеличение налоговых сборов, на выполнения старых и новых указов президента РФ. Некоторые задачи связаны с пока еще остающимися проблемами от перехода нашей страны на рыночные отношения и новыми вызовами со стороны мирового сообщества (санкции, кризисы, и т.д.).