Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика задачи, сущность, направления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
Для формирования стабильного экономического состояния необходимо рационально сокращать долю государственного сектора в экономике, т.к. они менее эффективны чем частный сектор, с дальнейшим расширением инвестиционной базы в малый бизнес и наукоемкое производство.
Крайне важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в поле зрения макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.[34] Ведь добросовестный налогоплательщик — это основа формирования государственного бюджета.
Еще одна из важных проблем федерального бюджета, это повышение отдачи частной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Настоящие положения могут быть закреплены в договорах, имеющих юридическую, а главное экономическую силу. Также существует необходимость обеспечения поступления более высоких дивидендов в федеральный бюджет от использования государственной собственности. В этом случае верным решением будет, организовать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка — Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы. А также, сформировать систему доверительного управления пакетами акций, создать полный перечень объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях.
Следует обеспечить подтверждение прав Российской Федерации на зарубежную собственность и максимизация эффективности от ее использования. В самом процессе формирования бюджета на всех уровнях особое значение имеет их кассовая активность. В ходе финансового менеджмента в денежных потоках государства возникают временные кассовые разрывы. Таким образом, снижение остатков на отдельных бюджетных счетах возможна только с переходом к единому счету Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Совокупность подобных ресурсов могла бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. Для всей казначейской системы требуется незамедлительное реформирование, с целью максимизации ее самостоятельности. Немаловажным, а также необходимым считается обращение внимания финансовой политики и денежно-кредитной на современное геополитическое состояние соседних стран. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ. Для эффективной стабилизации всей экономической и финансовой системы необходимо: а) обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; б)реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; в)установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке и другое.[35]
Характеризуя состав расходов бюджетной системы РФ, Н. И. Химичева указывает, что в связи с переходом к рыночной экономике он существенно изменился: уровень бюджетного финансирования отраслей экономики снизился из-за приватизации большинства предприятий, по-прежнему высокими остаются ассигнования на социально-культурную сферу и науку, в то же время непропорционально последним растут расходы на содержание государственного и муниципального аппарата. Хотя обеспечение полноценной социальной поддержки населения с помощью увеличения государственных гарантий, должно являться приоритетным направлением деятельности социального государства, которым согласно ст. 7 Конституции, является и Российская Федерация. Обеспечение справедливого перераспределения денежных активов должно являться одной из основных функций государственного бюджета. Таким образом, в социальном государстве бюджетные ассигнования в социально-важные отрасли должны являться одними из приоритетных статей расходов. К сожалению, в настоящий момент в связи с кризисными явлениями в России наблюдается обратная динамика. Согласно заявлению министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова от 16.04.2016 г. Минфин РФ подготовил поправки в Закон о бюджете на 2016 год. Изменения предполагают сокращение незащищенных расходов на 10 процентов.[36]
В данном документе говорится об оптимизации численности и структуры медицинского персонала при сохранении доступности и качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, учитывая значительный удельный вес расходов на заработную плату в общем объеме расходов на здравоохранение. При внимательном прочтении указанного пункта, возникают вполне обоснованные опасения новой волны сокращения медицинского персонала, что в итоге приведет к падению качества медицинских услуг в связи с увеличением имеющейся и в настоящее время перегрузки сотрудников здравоохранения. В сфере образования планируется сбалансированное снижение с 2017 года контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета через механизм снижения соотношения численности студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации, с 800 (установленного действующим законодательством) до 750, с одновременным завершением формирования эффективной системы выдачи образовательных кредитов абитуриентам и студентам, мотивирующей их к получению профессии. Указанные меры, направленные на снижение бюджетных расходов, вполне вероятно станут причиной снижения уровня доступности высшего образования для молодого поколения. [37]
Такое сокращение расходов на социальные проекты, может крайне негативно сказаться в будущем на развитие всей страны.
Решение обозначенной проблемы видится в перераспределении доходной части бюджета за счет средств, выделяемых по содержанию государственного аппарата и установления презумпции невозможности уменьшения процентного соотношения социальной статьи расходов бюджета по отношению к иным расходным статьям. Среди иных проблем связанных с расходованием бюджетных средств полагаю необходимым выделить следующие: – нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств и другие бюджетные нарушения; – проблемы, связанные с привлечением к ответственности лиц допустивших нецелевое расходование бюджетных средств; – отсутствие ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств; – несвоевременное освоение уже выделенных бюджетных средств; – несбалансированность бюджета. В условиях ограниченности источников доходов бюджета и постоянного возрастания потребностей государства, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особую роль приобретает именно рациональное расходование средств бюджетов. Именно поэтому в большинстве развитых стран, которые столкнулись с необходимостью поиска финансовых ресурсов для выполнения постоянно растущих социальных обязательств в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, реформы государственного управления во многом были связаны с перестройкой в первую очередь системы управления государственными расходами. Повышение эффективности бюджетных расходов становится одной из важнейших задач правительств многих стран, и Россия не является исключением, и именно в данном направлении и должно развиваться национальное бюджетное законодательство.
На современном этапе так же в числе наиболее острых проблем реализации бюджетного процесса и осуществления расходования бюджетных средств выделяется проблема установления и повышения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Несмотря на значительное число судебных дел по нецелевому использованию бюджетных средств, судебная практика по делам о привлечении к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств недостаточно широка. Бюджетные учреждения зачастую освобождаются от ответственности ввиду малозначительности совершенных правонарушений. К числу прочих бюджетных нарушений относятся так же невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (306.5 БК РФ); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ); нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (ст. 306.7 БК РФ).[38]
В продолжение исследования проблем расходования бюджетных средств следует отметить, что при реализации контрольных мероприятий уполномоченными органами зачастую выявляются нарушения ст. 34 БК РФ. В данной статье закреплен принцип результативности и эффективности расходования бюджетных средств. Следует отметить, что основной проблемой все же является отсутствие ответственности: российским законодательством (ни административным, ни бюджетным, ни уголовным) не установлена какая-либо ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. В связи с этим для повышения эффективности расходования бюджетных средств должны быть внесены изменения в бюджетное (глава 30 БК РФ), уголовное (глава 30 УК РФ) и административное законодательство (глава 15 КоАП РФ) в части определения понятия неэффективного использования бюджетных средств и установления ответственности за него.[39]
Еще одна проблема исполнения расходной части бюджета, заслуживающая освещения в данной работе, выражена в несвоевременном освоении бюджетных средств. Следует отметить, что данная проблема является одним из основных факторов замедляющим реализацию множества государственных программ. До настоящего времени каких-либо масштабных и эффективных мер в этом направлении не принято. Таким образом, требуется разрешение вопроса об ужесточении ответственности за несвоевременное освоение бюджетных средств вплоть до установления административной ответственности путем внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.[40]
Президент Российской Федерации В. В. Путин 13 июля 2016 года в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам уже не в первый раз призвал «достигать практических результатов, кардинально повышать эффективность расходов»,[41] что в условиях сокращения доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленного продолжающимся экономическим кризисом, является важнейшим фактором достижения целей социально-экономического развития страны.
Вызывает вопрос соразмерность установленных санкций, поскольку небольшой размер санкций не будет выполнять ни карательную, ни превентивную функцию. Довольно сложно предположить ситуацию, при которой грозящий штраф в 50 тысяч рублей остановит возможного правонарушителя.[42]
Большинство выше перечисленных проблем должен решать государственный финансовый контроль, который является неотъемлемой частью системы государственного управления. И в настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.
Ключевыми задачами государственного финансового контроля на современном этапе являются:
- выявление фактического состояния дел;
- сопоставление конечного результата с намеченными целями;
- оценка ситуации и выбор в случае необходимости корректирующих мер.
Стоит отметить тот факт, что современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации требует серьезного совершенствования. Отсутствие отлаженного механизма государственного финансового контроля оказывает негативное влияние на эффективность функционирования всей структуры государственной власти, создает благоприятные условия для процветания коррупции – основной болевой точки российского государства; препятствует достижению стратегических целей, стоящих перед страной.
О необходимости построения действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет уже давно. Существует огромное количество научных трудов, публикаций, посвященных данной проблеме. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно действующей системы государственного финансового контроля и ее совершенствования до сих пор стоит не перестает быть актуальным.[43]
Еще одна из важных задач государственного контроля за проведением финансовых операций является борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем. Возможность осуществления значительных взносов в наличной форме и снятия наличных с банковских счетов приводят к свободному переливания капитала по финансовому рынку в уголовный сектора и наоборот. Хотя государство предприняло ряд мер по сокращению банков занимающихся обналичиваем средств принятых мер пока еще не достаточно.[44]
Исходя из всего выше сказанного финансовая политика РФ должна найти ответы на такие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики, с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.[45]