Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика задачи, сущность, направления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 90-х годах, с переходом нашей страны на рыночные отношения, государство столкнулось с новыми формами ведения хозяйствования и управления финансами. За годы прошедшие с 90-х государственный аппарат приобрел много новых навыков и опыта в управлении. Но как обычно всегда бывает, пока копится опыт, происходят ошибки и неэффективные шаги в управлении.

Экономика страны пережила много проблем и кризисных явлений: поэтому многие субъекты хозяйствований были вынуждены уходить в теневую экономику, коррупция стала считаться «почти нормой», бизнес процессы слабо регулировались, а налогообложение выполняло свои функции частично, почти во всех компания была практика ухода от налоговых платежей, скрытие доходов. Законодательство, в том числе и финансовой сфере было слабо проработано, коррупционные схемы и лоббизм также мешали нормальному проведению финансовой политики, образовалась зависимость от цен на сырьевые ресурсы, проблемы ударили и по располагаемым доходам населения. В разной степени активности эти проблемы остаются и по сей день.

Так же мировой кризис оказал крайне негативное влияние на экономику России, но он указал, какие имеются слабые стороны финансовой системы государства. Главными последствиями кризиса стали высокий уровень безработицы, инфляции и темпы падения экономических показателей. В особенности сократился уровень ВВП, произошло значительное падение курса рубля по отношению к доллару и евро, выросли процентные ставки по кредитам и займам.

В связи со старыми проблемами и новыми вызовами у государства возникает необходи­мость более жесткого вмешательства в экономику и проведению более грамотной финансовой политики - это объясняется тем, что рыночный механизм не дает необходимые для общества балансированного распределения ресурсов и доходов между всеми членами общества. В ежегодных президентских посланиях озвучиваются, ряд мер по решению проблем в экономике и перспективному развитию. Призванные вывести страну на новый уровень развития и решить накопившиеся проблемы. Поставленные задачи требуют все больше средств на их выполнение и сейчас идет активный их поиск и внедрение методов наполнения бюджета. Ведь от размера бюджета и эффективности его использования зависит развитие всей страны.

В данный момент бюджетная политика России направлена на решение следующих основных задач:

  • обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, представленных в указах Президента РФ;
  • оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);
  • развитие программно-целевых методов управления (базой для планирования бюджета должны стать программы, проводимые государством);
  • обеспечение сбалансированности пенсионной системы;
  • развитие налоговой системы России и повышение ее конкурентоспособности.

Для снижения угроз несбалансированности федерального бюджета проводится подготовка основных направлений бюджетной политики проводимая на основе объективных экономических прогнозов. Такой метод позволяет увеличить точность планирования бюджета на долгосрочную перспективу. Также он позволяет прогнозировать часть рисков, которые образуются из-за принимаемых решений. Проводится политика повышения устойчивость национальных финансов. Однако ряд экспертов считают, что падение курса рубля, связано больше с внутренними причинами, нежели с внешними. В первую очередь это вызвано тем, что ЦБ России активно отзывал лицензии у частных банков. По оценкам Минфина, шоковый эффект от санкций в этой сфере составил 2 % ВВП.

Сейчас бюджетная политика РФ направлена на сокращение уровня нефтегазового дефицита, за счет развития других секторов экономики. В частности происходит формирование финансовой базы для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному, социально ориентированному типу развития экономики, создание необходимых предпосылок для подержания высоких темпов экономического роста в долгосрочном периоде, повышения уровня благосостояния населения и экономической стабильности.[14]

В Российской Федерации основным инструментом вмешательст­ва государства в рыночную экономику является регулирование де­нежного предложения посредством накопления или расходования го­сударственных финансовых резервов. Накопление финансовых резервов сопровождается изъятием избыточной денежной ликвидно­сти в бюджетную систему с помощью налогов и заимствований внут­ри страны, а расходование — погашением внутренних заимствований и наращиванием бюджетных расходов.

Политика в ряде отраслей экономической деятельности реализуется по нескольким направлениям, в том числе:

• государственная поддержка инновационных проектов и современ­ной инновационной инфраструктуры связана с расходами на: фе­деральные целевые программы инновационной направленно­сти; фундаментальные, прикладные исследования гражданско­го и военного назначения; создание и развитие национальных университетов; поддержку создания инновационной инфра­структуры (технопарков, инжиниринговых центров, центров трансфера технологий, наукоградов и др.);

• регулирование ключевых отраслей промышленности и агропро­мышленного комплекса, таких как авиастроение, судостроение, атомная энергетика и др.;

• развитие транспортной системы страны предполагает рас­ходы на:


— строительство и реконструкцию автомобильных дорог обще­го пользования федерального значения, капитальный ремонт автомобильных дорог административных центров Россий­ской Федерации;

— капитальный ремонт объектов инфраструктуры железнодо­рожного транспорта общего пользования;

— обеспечение доступности внутренних региональных и мест­ных перевозок пассажиров воздушным транспортом на тер­ритории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Даль­невосточного федеральных округов;

— обеспечение безопасности населения на транспорте, прежде всего судоходства на внутренних водных путях, на метропо­литене и других видах общественного транспорта;

• развитие оборонно-промышленного комплекса включает расходы на финансовое обеспечение государственной программы воору­жения, целью которой является комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники.

Политика в области межбюджетных отношений связана с необ­ходимостью осуществлять территориальное перераспределение бюд­жетных средств, поскольку имеются значительные различия в соци­альных и экономических условиях между отдельными регионами. Главной целью межбюджетного регулирования является создание стабильной системы распределения и перераспределения финансо­вых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы и отдельными му­ниципалитетами, обеспечивающей максимально эффективное ис­пользование финансовых ресурсов для предоставления государствен­ных и муниципальных бюджетных услуг.

Можно выделить несколько базовых принципов межбюджетного регулирования:

• разграничение доходов между уровнями бюджетной системы осуществляется на основе разграничения расходных полномо­чий (а не наоборот);

• стабильность распределения финансовых ресурсов;

• предсказуемость изменения отдельных элементов системы межбюджетного регулирования;

• прозрачность и публичность процесса распределения финансо­вых ресурсов;

• формализованность расчетов по распределению межбюджетных трансфертов;

• минимизация объема перераспределяемых финансовых ре­сурсов.

На современном этапе бюджетная политика в сфере межбюджет­ных отношений сосредоточена на решении следующих задач: коррек­тировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Рос­сийской Федерации в целях повышения ее эффективности; создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов; совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.


В среднесрочной перспективе налоговая политика заключается в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. [15]

В настоящее время с целью дополнительного финансирования бюджета проводится реформа в налоговой системе. Вот некоторые планы по налоговой реформе на текущий 2018 год и будущие периоды:

Единый социальный налог. В прошлом вычисления производились следующим методом: чем выше заработная плата, тем меньше денег перечислялось в налоговую инспекцию. Теперь будет использоваться другая схема. В прошлых годах: малый оклад облагался налогом в размере 26%, большой – 10%. Теперь независимо от уровня заработной платы все будут платить 30%.

Цель нового налога заключается в следующем: все должны платить одинаково. Иначе возникает несправедливая ситуация, когда кто-то платит много, а кто-то мало, хотя уровень получения дохода значительно больше. Поэтому государство планирует создать новые отделы, которые будут заниматься отслеживанием перечислений, задействовав при этом непосредственно представителей налоговой службы, а не лиц других организаций.

Вводятся дополнительные строки в чеке при оплате коммунальных услуг и индексация всех платежей. Это оплата за вывоз. Его величина будет зависеть от разных критериев. Устанавливать их будет каждый регион самостоятельно.

Ожидается рост НДФЛ для всех граждан. Цель изменений – чем больше человек имеет прибыли, тем больше он должен отдавать государству. Поэтому вполне вероятно повышение 13-процентной ставки до 15. Изменения будут касаться и штрафов, которые заметно увеличатся. Хотя правительство пока эту идею не приводит в действие, все чиновники поддерживают ее единогласно.

Увеличение налога на недвижимость. Во внимание теперь будет приниматься кадастровая стоимость участка. Так как при составлении договора купли-продажи цена могла быть заниженной, теперь будет применяться одинаковая стоимость для всех владельцев недвижимости. Новый налог будет отправляться непосредственно в местный бюджет, а с каждым последующим годом – увеличиваться на 20%.

Налог за неимение официального рабочего места. Все больше разговоров возникает у представителей высших органов о том, что работать должны все. Поэтому рассматривается вопрос, чтобы ввести новый налог в размере 14% для тех, кто не имеет официального рабочего места. Данная методика еще требует доработок, так как есть определенные категории неработающего населения. Но в скором времени можно смело ожидать нововведений и в данной области.[16]


С 2019 года будет введен повышенный налог на добавленную стоимость.[17]

Законом (в целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки) предусматривается закрепление тарифа страхового взноса в ПФР на уровне 22% на бессрочный период (действующие положения НК РФ устанавливают тариф указанного взноса в размере 26% с 2021 года).[18]

Идет активное снижение и оптимизация расходов государства по социальным направлениям (образования, медицина, пенсионный фонд и т.д.). Так госдума в третьем чтении поддержала законопроект о пенсионной реформе — с учетом поправок, предложенных президентом. Теперь поправки рассмотрит Совет Федерации.[19]

Ведутся активные обсуждения по дополнительным налоговым сборам с добывающих и обрабатывающих предприятий. Например правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2019 году.[20]

Повышение акцизов - с начала 2018 г. выросли ставки акцизов по автомобилям мощностью от 150 лошадиных сил. Повысятся с июля 2018 г. и акцизы на табачные изделия. В то же время, по акцизам на топливо с 1 июля 2018 г. ожидается снижение, что должно повлиять и на понижение стоимости бензина.

Повышение ЕНВД - С 1 января 2018 года на 4 процента повышен ставка ЕНВД. Налог повышен приказом Минэконоразвития от 30.10.2017 № 579. В расчете налога участвует коэффициент инфляции под названием К1. В 2014-2016 годах этот коэффициент не поднимали и он составлял 1,798. В 2018 году он составил 1,868. Зная это нетрудно посчитать, что с 2018 года вмененщики будут платить ЕНВД почти на 4% больше, чем в 2017 году. Такое же приблизительно повышение ожидается и в 2019 году для ЕНВД. Повышение налогов для ИП С 1 января 2019 года взносы ИП за себя увеличатся. Взносы  в ПФР составят 29 354 рублей, а в ФФОМС — 6 884 рублей.[21]

Таможенные пошлины - вводятся в действие изменения по таможенным сборам в отношении товаров, которые приобретаются гражданами РФ в иностранных интернет-магазинах (Решение ЕЭК от 20.12.2017 № 107).

Курортный сбор - с 2018 года начинается действие норма Закона от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ, которым вводится обязательный сбор с лиц, отправившихся на отдых в одну из четырех курортных зон: Республику Крым; Алтайский край; Краснодарский край; Ставропольский край.[22]

В разработках находятся и ряд других налогов и сборов на бизнес и частных лиц. Налоги и сборы увеличиваются почти во всех сферах экономики, все больше возрастает нагрузка на бизнес и граждан. На большие цели нужны большие средства, главное чтобы данные шаги в итоге не привели к дисбалансу в экономике, существенного разгону инфляции и её негативным последствиям.