Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика задачи, сущность, направления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так например эксперты неоднозначно оценивают «Маневр на нефтяном поле». Он предполагает снижение до нуля экспортной пошлины на нефть и повышением ставки НДПИ. При этом сохранятся существующие льготы. Эксперты отмечают, что проблему стареющих НПЗ новации только усугубят. Кроме того, в законопроект о маневре кабмин вставил пункты о повышении акцизов на бензин, табак, алкоголь. В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть, отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.[23] Бензин и дизельное топливо используется, почти во всех сегментах экономики и его повышение будет закладываться в себестоимость продукции.

Так же к одним из направлений современной финансовой политики относится страховая политика, которая направлена на пре­вращение страховой отрасли в стратегически значимый сектор эконо­мики, за счет повышение качества и расширение спектра страховых услуг. Осуществляется поддержка стабильности страхового рынка, производится увеличение дове­рия организаций и граждан к страховым услугам.

В сфере государственного долга финансовая политика направлена на укреп­ление позиции Российской Федерации как заемщика, для обеспечения гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэконо­мику. Долговая политика на внутреннем рынке капитала призвана обес­печить присутствие на нем широкого круга инвесторов, увеличить спрос на государственные ценные бумаги, способствовать повыше­нию резервного статуса рубля. Но санкции частично нивелировали результаты этой деятельности.

Осуществляется политика использования государственных гарантий в целях поддержки отечественных предпри­ятий, оказавшихся в сложных экономических условиях.[24]

Присоединение России к ВТО резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности. В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику. [25]


В банковском секторе в последние годы ярко прослеживается тенденция снижения количества кредитных организаций: за последние 8 лет с 1189 организаций до 834 организаций по состоянию на 1.01.2015 года (-30%). Таким образом, консолидация банковской системы имеет ряд выгод как для населения и банков, так и для экономики в целом. По нашему мнению, первостепенно не то, какое количество коммерческих банков функционирует в банковской системе страны, а финансовая устойчивость этих банков. Процесс реформирования банковской системы завершится, скорее всего, тем, что на рынке останутся здоровые конкурентоспособные игроки. Это сделает российский банковский сектор гораздо более мощным и устойчивым, оздоровит банковскую систему страны, укрепит доверие к банкам у населения и создаст условия для экономического роста.[26] Даже позитивные преобразования не всегда проходят без некоторых потерь, об одной из них было сказано раннее.

Наше государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей. Финансовая политика преследует цели повышения объема и эффективности использования этих финансовых ресурсов. Поэтому рост финансовой отдачи является так называемой лакмусовой бумажкой, которая служит для проверки результативности финансовой политики. При отказе от учета повышения эффективного использования финансовых ресурсов во время разработки и проведения финансовой политики возможно распыление средств, сокращение источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.[27] На данный момент грубую оценку эффективности финансовой политики можно отследить в динамике ВВП за последние годы: [28]

На графике видно, что идет постепенное восстановление былых позиций, особенно это хорошо видно в первом полугодие 2018 г. возможно новые преобразования позволят сохранить и усилить данный тренд.

До сих пор перед страной стоит много важных задач требующие оперативного и эффективного решения и роль финансовой политики РФ в решении этих задач огромна. Поэтому не должно быть импульсивных решений в виде, очередных погонь за сиюминутными доходами для покрытия бюджетных дыр, ведь они обычно приводят к негативным эффектам в будущем. Важно чтобы финансовая политика государства была более спланирована и спрогнозирована, опиралась на научный подход, чтобы давать положительные результаты от своей деятельности всему обществу. Ведь существуют риски, что чрезмерное увеличение налогов может заставить бизнес опять все больше уходить в теневой сектор экономики, а некоторых сворачивать бизнес. Население же в условия возрастающей нагрузки и сокращения доходов будет все больше экономить сокращая тем самым итак небольшой спрос внутренних товаров нарушая тем самым кругооборот финансово-товарных средств. Такая тенденция обычно приводит, за счет цепной реакции нарушенных распределительных связях, к еще большему кризису.


В последнее время есть позитивные шаги в государственной финансовой политики по развитию промышленности и сельского хозяйства, инновационной деятельности, решение проблем в социально-экономической сфере. Возможно эти шаги плюс грамотный расход накопленных в бюджете и фондах средст перевесят накопленные негативные тенденции и дадут положительный импульс развитию экономики в целом и позволят стране наконец выйдет из кризисной ситуации.

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования в финансовой политике РФ

На сегодняшний момент ситуация в стране не самая простая. Самой очевидной причиной тут можно назвать падение цен на нефть. Так как экономика страны все еще сильно зависит от энергоносителей и мировых цен на них. Но более серьезная проблема состоит в том, что цена вряд ли восстановится до пиковых уровней, в краткосрочной перспективе, хотя на данный момент времени, некоторое падение уже отыграно, но остаются реальные риски нового еще большего падения. А если посмотреть на ситуацию с валютным курсом, то ожидаемым становится падение объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет. Банки же попадут в непростую ситуацию из-за необходимости выплачивать долги в валюте. [29]

Так как финансовая политика включает в себя ряд механизмов по регулированию социально-экономического состояния и ее основой является бюджетная политика. В настоящее время проблема сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов стоит особо остро, так как экономическая ситуация в стране и в мире в целом является крайне неблагоприятной. В последнее время государству все чаще приходилось прибегать к такому финансовому механизму как государственные займы и эмиссия ценных бумаг, с целью продажи их за рубеж и на внутренний рынок. Однако, ситуация может измениться вследствие сокращения расходов и поднятия ставки налогообложения, увеличения базы эмиссионных и не эмиссионных источников покрытия бюджетного дефицита. Проблема недостатка средств Федерального бюджета кроится в его планировании на предстоящий период. Поэтому перед Министерством Финансов стоит глобальная задача — наиболее эффективное и грамотное планирование бюджета, с учетом всех прогнозов экономического состояния в мире.[30]


Кризис пока продолжается и стоит отметить, что за кризисные годы, из-за все более снижающихся доходов, выросла закредитованность не только у государства и его компаний, но и у населения, и частных фирм.

Так с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 года задолженность физлиц по кредитам выросла на 19,7% в годовом исчислении (до 13,5 трлн рублей). Ипотечных кредитов в денежном выражении за первые полгода было выдано на 69% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Все чаще происходящее называют новым «кредитным бумом», что не вполне корректно, поскольку темпы роста розничного кредитования по-прежнему отстают от пиковых значений прошлых лет. Но в условиях стагнирующей экономики и вялого роста доходов населения этого может быть достаточно, чтобы вызвать лавину неплатежей и спровоцировать масштабный банковский кризис.

Одна из наиболее тревожных тенденций состоит в том, что россияне часто берут кредиты для покрытия старых долгов. Почти каждый второй россиянин имеет два и более непогашенных кредитов. Типичная история таких займов выглядит так: человек берет ипотеку, исправно вносит по ней процентные платежи, но делает это за счет розничных кредитов.

Хотя рост закредитованности на 20% сам по себе не является запредельным, все зависит от возможности населения обслуживать этот долг. Основной аргумент в пользу того, что рынок розничного кредитования в скором будущем ждет «перегрев», простой: ставки по кредитам выше, чем рост номинальных доходов населения. Это означает, что граждане все большую часть своего дохода вынуждены тратить на обслуживание долга, а такая ситуация чревата формированием кредитного пузыря.

Глобальное решение проблемы «кредитного бума» только одно: экономический рост, который повысит благосостояние населения и позволит людям обслуживать долги за счет собственных доходов. Но последние экономические инициативы властей, от повышения НДС до «пенсионной реформы», решительно ставят на таком варианте крест.[31]

Так же многие эксперты считают, основные проблемы финансовой политики в России это: несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности. Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности. При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих ее субъектах. В то же время только централизованно их разрабатывать исключено, поскольку не могут быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в селах, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке.


Такие условия, как выделение интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристика перспективных и близких задач с определением сроков и методов их решения помогут разработать механизм реализации финансовой политики и дать объективную оценку финансовой политике правительства и рекомендаций по ее корректировке. [32]

Особо важную роль играет корректировки в налоговом законодательстве. Низкий показатель сбора налогов — это не только укрывание прибыли налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов через недостатки, содержащиеся в правовых актах, а главное — постоянное сжатие налогооблагаемой базы в результате сокращения реального валового внутреннего продукта. В настоящее время основная производительная сила общества — человеческий ресурс — не располагает возможностью удовлетворения социальных потребностей, а также своего нормального расширенного воспроизводства, тем самым образуется «порочный круг» где: нет спроса на продукцию, нет доходов, нет развития производства, нет накоплений нет инвестиций, неуклонно растет импорт. Вследствие чего, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает курс национальной валюты, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость экономики от иностранного капитала. Это еще одна важная социально-экономическая проблема государства, оказывающая влияние на финансовую, бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику. Все возможности снижения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. На современном этапе речь лишь может идти об оптимизации расходно-доходных статей бюджетов всей бюджетной системы. Необходимо не забывать об обязательстве обслуживания государственного долга. Важнейшая задача всех ветвей государственной власти, это принятие эффективных, а главное незамедлительных решений по принятию конкретных статей бюджета, а также внесение и рассмотрение нормативных документов регулирующих финансовую политику в целом. Реальный бюджет — это возможность исполнения и контроля за исполнением статей расходов бюджета, которая отражает реальное состояние экономики. [33]

Одной из главных причин для внесения изменений в финансовую политику является повышение инфляции, рычагом для которой могут выступать ряд факторов, снижается покупательная способность населения, ликвидность денег и долговых обязательств, а также падение национальной валюты по отношению к зарубежной. Активный рост совокупного предложения в настоящее время может обеспечить только инвестирование в финансовую сферу, за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.