Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
1.Подготовительный этап. На первом этапе проводился отбор испытуемых, подготовка тестовых материалов, было организовано место и время проведения диагностического исследования.
2. Проведение диагностики. На данном этапе сотрудникам БОУ г. Москвы «Средняя общеобразовательная школа №15» были предложены 2 методики и тестирование, направленные на изучение стиля поведения в конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе.
3.Анализ результатов исследования и выводы. На данном этапе была проведена обработка полученных данных исследования. Полученные данные были проанализированы и сделаны выводы.
Важная часть методического раздела программы сбора социологических данных – это обоснование методов сбора эмпирических данных. В настоящем исследовании мы использовали анкетирование – метод получения первичных данных посредством письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование – это самый распространенный вид социологического опроса на практике.
Точность выборки определяется в 5 процентов, что есть стандартным уровнем для таких исследований. Уровень значимости составляет 0,05.
Анкетирование проводили на рабочем месте педагогов БОУ г. Москвы «СОШ №15».
В исследовании участвовало 30 человек в возрасте от 25 до 50 лет, все женщины.
Предполагается 2 группы мероприятий, в связи с классификацией конфликтов, метод исследования: опрос (администрация), анкетирование (сотрудников).
Для изучения стиля поведения в конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе применялись следующие методики:
- Анкета «Психологический климат в трудовом коллективе».
В анкете – 22 вопроса, где среди ответов нужно было выбрать самый подходящий вариант для испытуемого.
Обработка результатов. Оригинальность ответов оценивается, исходя из всего массива данных, и подсчитывается по формуле:
где: Or – оригинальность данного типа ответа;
x – количество ответов данного типа;
Хmax – максимальное количество ответов в типе.
При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.
Далее согласно ключу, все ответы разделялись на категории:
- положительные ответы;
- удовлетворительные;
- отрицательные ответы.
На основании полученных результатов строится диаграмма, отражающая общее число положительных, удовлетворительных и отрицательных ответов.
Образец анкеты представлен в Приложении 1.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 – отрицательные оценки; от -0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе.
- Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте».
Испытуемым предлагалось проанализировать свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с их участием, и оценить их по пятибалльной шкале.
Далее вычислялось среднее арифметическое значение по каждому испытуемому. При этом обработка результатов осуществлялась по следующей шкале:
- более 3 баллов – испытуемый обладает достаточными навыками рационального поведения в конфликте;
- 3 и менее баллов - испытуемый не обладает достаточными навыками рационального поведения.
Образец анкеты представлен в Приложении 2.
3. Шкала оценки психологического климата в коллективе.
Испытуемым предлагалось оценить, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в коллективе.
Образец анкеты представлен в Приложении 3.
Также была рассчитана смета расходов на проведение исследования. Смета расходов на проведение исследования представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Смета расходов на проведение исследования
Показатели |
Количество |
Цена, руб. |
Бумага ( пачка - 500 листов ) |
1 |
200 |
Ксерокопирование |
240 |
2400 |
Конверты |
30 |
600 |
Всего |
3200 |
Сумма, необходимая для проведения части исследования составляет 3200 руб.
2.2. Результаты исследования
В результате изучения стиля поведения в конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе были получены следующие результаты.
По анкете «Психологический климат в трудовом коллективе» получены следующие результаты.
При соотношении оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – нами получено такая характеристика психологического климата в коллективе, как неопределенный (противоречивый). Основными слагаемыми данного психологического климата являются: наличие межгрупповых и межличностных противоречий (49% опрошенных); проблемы разобщенности в коллективе (37% опрошенных); отсутствие системы справедливого решения социальных проблем (34% сотрудников).
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Слагаемые психологического климата в коллективе
Низкая степень многообразия моделей морально-психологического климата свидетельствует о недостаточной степени реализации социально-психологического потенциала каждого отдельного члена коллектива, о низкой личностной направленности его атмосферы.
Исследование показало, что коллектив сохраняет хорошую нацеленность на конечный результат в условиях давления внешней и внутренней среды организации. 68% респондентов заинтересованы в повышении эффективности и результативности работы, однако считают, что для этого не сформированы необходимые условия.
С другой стороны, в коллективе отсутствует чувство единства и взаимодействия между его членами, господствуют местнические интересы, о чем сообщают более 60% опрошенных. Причин этому явлению несколько: многолетняя привычка жить интересами только своего маленького коллектива, не сопоставляя свои проблемы и удачи с жизнью организации в целом; отсутствие чувства общности взглядов; агрессивно-давящий стиль работы руководства, предполагающий воздерживаться от инициатив, неспособность нести ответственность.
В целом в коллективе выявлена положительная производственная установка (70% опрошенных), однако у 30% респондентов выявлено неопределенное (противоречивое) отношение к работе. С отрицательным значением исследуемых не оказалось, что говорит о благоприятной обстановке в данном коллективе, где правильная организация труда и каждый четко выполняет свои обязанности.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2. Отношение к работе
При этом коллектив довольно-таки сплочен, но в определенных направлениях, таких как работа, в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, желание работать дальше. Ответы на 4 вопрос показали, что 86% исследуемых назвали официального руководителя – лидером.
В результате теста «Самооценка рационального поведения в конфликте» получены следующие результаты.
У 60% испытуемых выявлен достаточный уровень рационального поведения в конфликте. У 40% испытуемых выявлен не достаточный уровень навыков рационального поведения в конфликте.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 3.
Рис.3. Уровень рационального поведения в конфликте
По шкале оценки психологического климата в коллективе получены следующие результаты.
В целом большинство респондентов (80%) оценивают климат в коллективе как положительный, и лишь 20% - как неопределенный.
90% опрошенных отмечают, что в коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. 10% опрошенных считают, что преобладает подавленное настроение.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 4.
Рис.4. Настроение в коллективе
50% опрошенных считают, что в коллективе присутствуют доброжелательные взаимоотношения. 25% отмечают, что членам коллектива нравится проводить время вместе, участвовать в совместной деятельности. 10% считают, что члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. 5% отметили, что в коллективе присутствует конфликтность и антипатии.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 5.
Рис.5. Отношения в коллективе
40% респондентов отметили, что коллеги искреннее рады их успехам и сопереживают неудачам. 40% считают, что коллеги относятся к успехам или неудачам равнодушно. 20% думают, что успехи вызывают зависть, а неудачи злорадство.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 6.
Рис.6. Отношение к удачам
30% отметили, что коллеги воспринимают адекватно, «считаются» с мнением других. 40% опрошенных отметили, что коллеги вообще не принимают «чужое» мнение. 30% считают, что коллеги равнодушны к мнению других.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 7.
Рис.7. Отношение к мнению других
Итак, в результате изучения психологического климата в коллективе были получены следующие результаты. Нами получена такая характеристика психологического климата в коллективе, как неопределенный (противоречивый). Основными слагаемыми данного психологического климата являются: наличие межгрупповых и межличностных противоречий (49% опрошенных); проблемы разобщенности в коллективе (37% опрошенных); отсутствие системы справедливого решения социальных проблем (34% сотрудников). Низкая степень многообразия моделей морально-психологического климата свидетельствует о недостаточной степени реализации социально-психологического потенциала каждого отдельного члена коллектива, о низкой личностной направленности его атмосферы.
Исследование показало, что коллектив сохраняет хорошую нацеленность на конечный результат в условиях давления внешней и внутренней среды организации. 68% респондентов заинтересованы в повышении эффективности и результативности работы, однако считают, что для этого не сформированы необходимые условия. С другой стороны, в коллективе отсутствует чувство единства и взаимодействия между его членами, господствуют местнические интересы, о чем сообщают более 60% опрошенных. Причин этому явлению несколько: многолетняя привычка жить интересами только своего маленького коллектива, не сопоставляя свои проблемы и удачи с жизнью организации в целом; отсутствие чувства общности взглядов; агрессивно-давящий стиль работы руководства, предполагающий воздерживаться от инициатив, неспособность нести ответственность. В целом в коллективе выявлена положительная производственная установка (70% опрошенных), однако у 30% респондентов выявлено неопределенное (противоречивое) отношение к работе. С отрицательным значением исследуемых не оказалось, что говорит о благоприятной обстановке в данном коллективе, где правильная организация труда и каждый четко выполняет свои обязанности.
У 60% испытуемых выявлен достаточный уровень рационального поведения в конфликте. У 40% испытуемых выявлен не достаточный уровень навыков рационального поведения в конфликте.