Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста
1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников
1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников
Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада
2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений
В соответствии с задачами наша работа состояла из следующих этапов:
- Этап диагностики - предварительный мониторинг и специальный подбор учащихся в группу. Констатирующий (начальный) этап включает в себя диагностику исходного уровня отношений у детей старшего дошкольного возраста. Предварительная диагностика позволяет выявить круг проблем и подобрать максимально эффективные упражнения и игры. На этом этапе производится разработка программы, определяется форма работы, проводится подбор методов.
Методы исследования межличностных отношений у старших дошкольников: «Наблюдение», «Проблемные ситуации» и «Незаконченные истории».
Методы исследования были выделены из работы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция».
- Метод «Наблюдение».
Метод позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Такой метод позволяет более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам.
Метод наблюдения не был взят в первоначальном виде, как представлено у Е. О. Смирновой, а нами были разработаны собственные параметры для стандартизированного наблюдения, отвечающие на поставленные задачи.
Помимо работы Е. О. Смирновой мы опирались на «наблюдательные практики» Т. В. Фуряевой.
Из работы следует, что наблюдение следует осуществлять в течение недели по 20-30 минут (в нашем исследовании три дня в неделю); в процессе наблюдения необходимо фиксировать, что делает, говорит ребенок, какие предпочтения, интересы он обнаруживает, насколько он включен в деятельность. В протоколе наблюдения обязательно указываются: номер, дата, общая ситуация, начало и конец наблюдения; имена детей, номер детского сада; характер позиции взрослого (участие или только наблюдение). Самыми важными являются записи того, что реально происходит, что делают дети, что они говорят. Предметом наблюдения являются разные виды деятельности детей. Наблюдение осуществляется в «свободном» режиме, в повседневных ситуациях, результаты наблюдения должны быть зафиксированы документально. Наблюдение обсуждается и оценивается совместно при обсуждениях в педагогическом коллективе.
В нашем варианте наблюдения мы рассматриваем ребенка с разных позиций: его отношение к взрослому - интерес к его действиям, относится ли он к нему как к регулировщику норм поведения или как к тому взрослому, у которого можно узнать много интересной информации; отношение к сверстнику - здесь мы рассматриваем, как ребенок видит сверстника (партнер, друг, временный участник игры), интерес к тому, что делает сверстник, желание и готовность откликаться на предложения сверстника. В такой таблице наблюдения в каждой из позиций отмечается количество «проялений», т.е. сколько раз ребенок обратился к взрослому и по какому вопросу, сколько раз он выбрал в игру постоянного друга или выбирал разных сверстников и т.д.
- Метод «Проблемных ситуаций».
Этот метод создает перед ребенком естественную ситуацию, в которой возникает такая проблема, как: поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт. Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
В ходе проведения были использованы три проблемные ситуации: строитель, мозаика, солнышко. Дети проходили задания по парам, чередуясь между их выполнением. Все дети с большим удовольствием приняли участие в решении предложенных «проблемных» ситуациях, но по отношению к действиям сверстника вели себя по-разному.
- Методика «Незаконченные истории»
Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, которые читаются ребенку и ему предлагается их завершить. Подробное описание в приложении Б.
При анализе ответов детей следует обращать внимание на такие аспекты: как ребенок относится к сверстникам; отдает ли кому-то предпочтение и почему; оказывает другому помощь, по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует; как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
В методе «Проблемные ситуации» и методике «Незаконченные истории» отношения детей друг к другу оценивались по следующим критериям:
- Участие в действиях сверстника:
- отсутствует - нет оценок;
- низкая - негативные оценки (ругает, насмехается);
- средняя - демонстративные оценки (сравнивает действия
партнера с собой, говорит о себе);
- высокая - позитивные оценки (одобряет, дает советы,
подсказывает).
- Интерес ребенка в действиях сверстника:
- отсутствует - не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами;
- низкая - беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
- средняя - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника;
- высокая - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
- Готовность ребенка откликаться на предложения сверстника. Проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
- отсутствует - ребенок не отвечает на предложения сверстников;
- низкая - ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
- средняя - ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;
- высокая - ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.
2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников
Рассмотрим особенности межличностных отношений у исследуемой группы детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение проводилось за реальным взаимодействием детей в свободной обстановке и на организованных занятиях. Длительность наблюдения 8 дней, участвовало 10 детей.
В ходе наблюдения указывалось количество проявлений у детей выделенных параметров. И после при расчете за 100% бралось количество дней наблюдения на количество детей в эти дни. Интенсивность проявления не учитывалась.
Результаты исследования по методике «Наблюдение» в параметре «Варианты отношения дошкольника к взрослым» представлены на рисунке 1 .
Рисунок 1. Результаты по параметру «Варианты отношения дошкольника к взрослым»
Параметр «интересует» отображает отношение ребенка к педагогу как к человеку, занимающемуся интересным, волнующим действием; параметр «регулирует» отображает отношение к педагогу как человеку, который производит воспитательную функцию, регулирует и устанавливает нормы поведения детей; параметр «знает» отображает место педагога в жизни ребенка, как ресурс, т.е. ребенок может узнать у педагога новую информацию, спросить ответ на волнующий вопрос.
В ходе проведения наблюдения нами было выделено следующее: у детей присутствует высокая привязанность к педагогу, они проявляют интерес к его действиям и стремятся участвовать в том, чем он занят (занимает 28,75%).
Также взрослый интересен ребенку как человек, у которого можно узнать новую информацию, или услышать увлекательный рассказ на интересующую ребенка тему (занимает 20%). Кроме этого дети зачастую прибегают к воспитателю как к регулировщику норм поведения, при этом, не пробуя самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, зная, что можно возложить эту функцию на взрослого (занимает 32,5%).
Результаты по параметру «Варианты отношения дошкольников к сверстникам как партнерам по игровой деятельности» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.Результаты по параметру «Варианты отношения дошкольников к сверстникам как партнерам по игровой деятельности»
В ходе проведения наблюдения по параметру «Варианты отношения дошкольников к сверстникам как партнерам по игровой деятельности» нами были выявлены следующие детские предпочтения: 7,5% детей выбирают сверстника как партнера, т.е. соучастника выбранной деятельности; 27,5% - выбирают постоянного друга, и не рассматривают другого участника к своей деятельности; 39,80% - выбирают временного участника деятельности, они не стремятся удержать своего сверстника выбранной деятельностью и с легкостью переходят к игре другого, даже если сами были инициаторами игры; 25% - предпочитают играть одни, оставаясь в стороне от других детей, в частности это относится к застенчивым детям, у которых присутствует такое качество, как замкнутость и отсутствие инициативности, они не знают, как решить сложные ситуации и поэтому стараются их избегать.
Результаты по параметру «отношения со сверстниками» отображены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты по параметру «отношения со сверстниками»
Важный момент, который был отмечен в ходе наблюдения это то, что у детей присутствует интерес к действиям сверстника (37,5%), у них наблюдались периодически пристальные наблюдения за действиями сверстника, а также они задавали разные вопросы и интересовались, что будет дальше. Дети готовы откликаться на предложения своих товарищей (41,25%), они принимают его игру или предлагают свой вариант.
Еще один критерий, который мы рассматривали, это «учет действий партнера», у детей присутствует крайне редко (13,75%), в этих случаях дети могли договориться между собой и учесть пожелания друг друга. В большинстве случаев один ребенок предлагает игру и решает, кем будет играть его сверстник, а при отказе они прекращают играть. При возникших затруднениях дети чаще обращаются к взрослому.
Результаты по методике «незаконченные истории» и методу «проблемные ситуации» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты по методике «Незаконченные истории» и методу «Проблемные ситуации»
По параметру «интерес в действиях сверстника» были выявлены следующие особенности: 10% детей не обращают внимание на сверстника, смотрят по сторонам или занимаются своими делами; 45% проявляют интерес к сверстнику, изредка смотрят на его работу; 30% ребят периодически пристально наблюдают за действиями сверстника и 30 % спрашивают у товарища отдельные вопросы или комментируют его деятельность. Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника наблюдалось у 15 %.
Данные по параметру «участие в действиях сверстника». У 5 % детей отсутствует какое-либо оценивание своего товарища; 35% проявляют негативные высказывания, могут смеяться над ошибками или неловкими ситуациями; у 45% присутствуют демонстративные оценки, они говорят о себе, стремятся привлечь внимание взрослого и обесценить сверстников, а также часто решают трудные ситуации через «жалобы» взрослому на сверстника; и у 15% присутствуют позитивные оценки, они одобряют, дают советы, подсказывают и помогают.
У большинства детей преобладал негативный эмоциональный фон в общении со сверстниками, которое сопровождалось недовольством, грубыми высказываниями, игнорированием действий или желаний партнеров.
Полученные результаты по параметру «Готовность откликаться на предложения сверстника». В исследуемой группе детей у 10 % не наблюдается ответная реакция на предложения сверстника, в 60% ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; в 30% ребенок изредка отвечает на предложения сверстников, и не наблюдается случаев, когда ребенок с удовольствием может откликнуться на инициативу сверстника.
Для уточнения полученных результатов использованы экспертные оценки воспитателей, которые непосредственно работают в группе детей.
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений
Для проведения формирующего эксперимента была составлена программа развития позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Для составления программы использовались работы Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой, О.В.Хухлаевой и работа К.Фопель.
Длительность программы составляет три месяца (17 встреч), встречи проходят 1 - 2 раза в неделю, их продолжительность длится не более 40 минут.
Программа состоит из трех блоков, которые выделены на основании разделения О. А. Карабановой этапов в игровой терапии:
- ориентировочный этап: знакомство, мероприятия на сплочение;
- конструктивно-формирующий этап: актуализация переживаемых детьми чувств, сочувствие другому, способы решения конфликтных ситуаций;
- обобщающе-закрепляющий этап. Производится обсуждение итогов проведенной работы.