Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников

1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе

1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста

1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников

1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников

Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада

2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников

2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников

2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений

Заключение

Список использованных источников

Основываясь на анализе теоретической литературы, в которой было выявлено, что очень важно предоставлять детям возможность взаимодействовать друг с другом в разных видах деятельности, в программе используются три вида деятельности: игровая, социально - коммуникативная (в формате упражнений) и продуктивная (в формате творческих занятий). Каждая встреча проходит с чередованием видов деятельности: игра - упражнение; игра - творческое занятие; упражнение - творческое занятие (например: занятие лепкой - подвижная игра).

В конце каждой встречи проходят беседы, которые организуются в кругу. На кругу ребенок делится своим впечатлением о прошедшей деятельности, может продемонстрировать продукт творчества и т.д. Эта форма дает ребенку возможность высказаться, он имеет возможность услышать разные точки зрения и понять то, что у его товарища может быть свое видение происходящего. Программа завершается созданием многофункционального места.

Цели программы:

  • развивать отношения сотрудничества между ребёнком и сверстником;
  • развивать умение устанавливать контакт и общаться со сверстниками;
  • создать в группе детей дружескую атмосферу взаимопомощи и доверия.

Детский сад, в котором проводилась экспериментальная программа, имеет следующие организационные условия: групповая комната объединяет в

себе спальню, обеденную и игровую зоны и составляет 59,31 м , из которых свободное место для передвижения и игр детей составляет 48 м . Количество детей в группе 28 человек. Детский сад функционирует полный день (12ч), из них 2,5 часа отводится на дневной сон. Занятия проходят в первой половине дня и продолжаются около 45 минут, с проведением 10 минутных перерывов. На самостоятельную деятельность детей отводится 2,5 - 3 часа.

В существующих условиях группы, при формировании малых групп, которые занимаются разными видами деятельности, разграничение пространства не всегда имеет возможность осуществления, интересы и деятельность детей постоянно «сталкиваются» между собой, поэтому и существует необходимость зонирования места: разделение помещения по деятельностям (зона для творческих занятий, зона уединения/тишины, зона свободной игры). При желании детей может быть организована другая зона. По особенностям помещения группы, выбранные зоны не могут располагаться в выбранном формате весь день, поэтому места детской деятельности необходимо формировать в первой половине дня и после сна (имеется необходимость, на время приема пищи и сна, перемещать зоны или убирать их, а после возобновлять).


Программа состоит из трех этапов.

Этап 1. Ориентировочный.

Продолжительность этапа 5 встреч.

Этап включает в себя игры на сплочение детского коллектива, игры на доверительные отношения детей, упражнения на эмоциональное раскрепощение. Упражнения, на которых дети могут рассказать о своих интересах, желаниях. А также творческие занятия, на которых у каждого ребенка одинаковые задания, но способы оформления они выбирают сами.

Этап 2. Конструктивно - формирующий.

Продолжительность этапа 9 встреч.

На этом этапе используются игры, которые носят импровизированный характер, где ребенок может проявить инициативу в выборе партнёров по игре, ситуации, где надо договориться с товарищем. Игры с невербальной коммуникацией, на которых дети, учатся выражать свои мысли через альтернативные способы. Упражнения, в которых происходит совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных). А также игры и упражнения, в которых дети проигрывают разные способы реагирования в конфликтных ситуациях, выражают отрицательные эмоции без оскорбления личности другого ребенка.

Этап 3. Завершающий

Продолжительность этапа 3 встречи.

На этом этапе в группе создается многофункциональный уголок - это уединенное место, в котором располагаются работы детей, сделанные в ходе программы, в этом месте дети могут в любой момент обговорить все свои сложности. Уголок имеет тканевые шторы, которые можно закрыть при желании ребенка, а можно оставить открытыми; для того, чтобы дети могли поговорить, обговорить свои планы или послушать успокаивающую музыку, в уголке имеются подушки, на которых они могут сидеть. Дальнейшее оформление уголка проходит по инициативе детей, они могут добавлять туда свои работы, коробочки таинственных вещей и т.д.

После организации уголка проводится оценка эффективности и обсуждение итогов проведенной работы с педагогом.

Подробное описание программы представлено в приложении В.

2.4 Результаты исследования уровня межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Результаты исследования уровня межличностных отношений после проведения формирующего эксперимента в сравнении с исходным уровнем показали изменения на всех рассмотренных областях.

Результаты диагностики межличностных отношений до и после проведения развивающей программы по всей группе по методу «наблюдение».


Наблюдение проведено в течение 8 дней. В ходе повторного наблюдения по параметру «варианты отношения дошкольника к взрослым» зафиксированы изменения, которые представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Сравнение показателей по параметру «Варианты отношения дошкольника к взрослым»

Интерес к действиям педагога вырос на 0,25%. Дети по-прежнему увлечены тем, чем занят педагог, и какие виды деятельности он предлагает. Снижена позиция взрослого как носителя образцов поведения для «непослушных» детей на 4,75 %. Дети стараются сами разрешить возникшие недопонимания, и в случаях недоговоренности обращаются за помощью к взрослому. Отношение к взрослому как человеку, который знает много интересного, или может подсказать, где это можно найти увеличилось на 4,5%.

Сложившиеся предпочтения ребенка к сверстнику после проведения экспериментальной программы отражены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Сравнение показателей по параметру «Варианты отношения дошкольников к сверстникам как партнерам по игровой деятельности»

Показатель «сверстник - партнер» изменился на 5,5%. Дети стали выбирать товарищей по группе в качестве соучастника к деятельности, они выбирали игру, реализовывали вместе сюжет. При творческой деятельности дети не боялись просить помощи друг у друга, и сами ее оказывали при такой просьбе. Появилось желание создавать совместные творения (например, два мальчика сделали книжку про спасательный транспорт).

Показатель «Выбор постоянного друга» изменился на 1%. На этом этапе дети, которые привыкли к своему постоянному другу, не изменяли своему выбору, лишь в редких случаях могли позаниматься с другим сверстником.

Показатель «Временный участник деятельности» изменился на 0,2%. Дети выбирают временного товарища в ситуативной импровизационной деятельности, которая не продолжается продолжительное время.

Показатель «Ребенок предпочитает играть один» изменился на 3%. Дети, которые предпочитали играть в одиночку, периодически включались в совместную деятельность. У них ярко выражен интерес в происходящие действия детей. Был случай, когда девочка, ранее не проявлявшая активности со сверстниками, предложила совместную игру, инициативу которой поддержал другой ребенок.

Результаты отношений ребенка к сверстнику после проведения программы отражены на рисунке 7.


Рисунок 7. Сравнение показателей по параметру «Отношения со сверстником»

У дошкольников повысился интерес к тому, какой деятельностью занят его сверстник. Они интересуются разными моментами: « - А что ты делаешь?; - Это ты подаришь маме?; - А где будет жить твоя собачка?» (Интерес в действия сверстника увеличился на 3,5%).

Желание и готовность откликаться на предложения сверстника изменилось на 2%.

Учет действий партнера изменился на 0,25 %. Некоторые дети начали интересоваться у товарища « - Согласен ли ты играть эту роль, или ты бы хотел другую?».

Результаты по методике «незаконченные истории» и методу «проблемные ситуации».

В параметре «Участие в действиях сверстника» в ходе повторного исследования была замечена динамика: на 2% изменилось отсутствие показателя, дети, которые не взаимодействовали со сверстниками, начали постепенно включаться в их деятельность. На 15% снизились негативные проявления детей к своим сверстникам, во многих случаях дети пробовали договориться и не применять агрессию. На 5% снизилось такое проявление, как сравнение с собой, дети чаще стали проявлять очередность в высказываниях, не перебивая мысли своего товарища. И на 22% увеличились позитивные стороны взаимодействия детей, они оказывали помощь друг другу, не смеялись над неудачами. Результаты представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 .Сравнение показателей по параметру «Участие в действиях сверстника»

Интерес в действия сверстника приобрел следующий вид: дети все чаще интересовались занятиями друг друга, могли проявлять пристальное наблюдение, предлагать новые идеи для деятельности. Результаты отображены на рисунке 9.

Рисунок 9 . Сравнение показателей по параметру

«Интерес в действия сверстника»

Готовность откликаться на предложения сверстника. Дети отвечают на предложения сверстников присоединиться к совместной деятельности.

Ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру (снизилось на 20%). Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников (увеличилось на 6%). Ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия (увеличилось на 19%). Результаты на рисунке 10.

Рисунок 10. Сравнение показателей по параметру «Готовность откликаться на предложения сверстника»


В ходе исследования нами были замечены особенности поведение трех детей. У двух детей часто проявлялось агрессивное поведение. После проведения экспериментальной программы в поведении этих детей были замечены положительные изменения.

Е. О. Смирнова выделяет два проявления агрессии: вербальную и физическую. Вербальная агрессия может быть косвенной (обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы; демонстративный крик), агрессивные фантазии типа « - Я тебя догоню и покусаю!» и прямой (оскорбления и унижения другого, дразнилки). Физическая агрессия может быть косвенной (принесение материального ущерба через физические действия: разрушение продуктов деятельности, порча вещей) и прямой (нападение и нанесение физической боли).

1 ребенок - мальчик. На протяжении наблюдения в поведении были замечены такие моменты, как: повышенная частота агрессивных актов с преобладанием физической агрессии по отношению к сверстнику при несоответствии с его мнением или в отказе принять в игру, а именно: причинение вреда деятельности (ломал постройки, забирал игрушки, причинял физический вред другим детям). Он часто провоцировал конфликты в своей группе.

Исходя из этого, в программу развития позитивных межличностных отношений был внесен еще один пункт: при возникновении болезненных, обидных моментов, совершенных одним ребенком по отношению к другому, учить останавливать «опасный» инцидент и выражать свои чувства (например, «- Федя, мне так было неприятно/ больно»).

После проведения программы, на повторном исследовании у ребенка были замечены проявления других форм общения со сверстниками (6 позитивных проявлений из 10). Он обращался к сверстникам за помощью, и при отказе не нападал на сверстника, а обращался к другому ребенку. При проявлении отрицательного отношения, дети произносили ему, что они чувствуют, и он прекращал свои воздействия. При игре сверстников он просил разрешения вступить в нее (ранее входил в ее состав без каких-либо вопросов).

  1. ребенок - мальчик. По отношению к детям проявлял косвенную вербальную агрессию, она была направлена на обвинения и угрозы сверстнику. Не принимал позицию и чувства другого ребенка. При несоответствии его взглядов угрожал сверстнику, применяя агрессивные фантазии (« - Я ткну тебе в глаз!»; « - Я тебя покусаю»). Забирал у детей игрушки, говоря, что они принадлежат ему. После проведения программы, перед тем как взять чью-либо игрушку, мальчик начал спрашивать разрешения у владельца. При этом, обговаривались правила игры (например: обращаться с игрушкой аккуратно, после игры возвращать назад владельцу). Снизилась агрессия по отношению к детям.
  2. ребенок - девочка. На всем периоде наблюдения предпочитала индивидуальную игру, сторонилась сверстников. При обращении к ней как взрослого, так и сверстника - отводила взгляд и старалась отойти. При нестандартной для нее ситуации обижалась на сверстников или плакала. У нее был замечен интерес к деятельности других детей: она периодически пристально смотрела на них, но не подходила. После проведения программы были замечены изменения: при обращении к девочке, она не стремится «уйти», старается ответить, хотя на это требуется некоторое время. При заинтересовавшей её деятельности может спросить разрешения вступить в игру (только к девочкам, играющим по двое). Замечены случаи проявления ее инициативы в качестве пригласившей другую девочку в свою игру.