Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста
1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников
1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников
Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада
2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений
Введение
Тема становления межличностных отношений имеет большую актуальность в настоящее время, поскольку множество негативных явлений среди молодежи (жестокость, агрессивность, отчужденность и т.д.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Современные условия жизни требуют от людей умения включаться в разные отношения, взаимодействовать между собой, общаться, прибегать к совместной деятельности для достижения результатов и дальнейшего личностного развития, а также отстаивать свою позицию, не задевая при этом личностные качества другого человека. Именно эти условия предъявляют все более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. У многих дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, они не желают с ними играть и общаться.
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками помогает ребенку социализироваться, он учится отстаивать и выражать свое мнение, договариваться, решать конфликтные ситуации. Это позволяет ребенку без труда входить в новые коллективы и заводить новые знакомства, способствует социально-нравственному и личностному становлению ребёнка.
У младших школьников своевременно несформированное позитивное отношение к сверстникам приводит к тому, что большинство учеников избегают компании сверстников, не могут найти с ними общий язык, найти в сверстнике поддержку, общение сопровождается спорами и конфликтами. Это может вызвать низкий уровень адаптации ребенка к разным ситуациям, отстраненность от детского сообщества.
Поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию позитивных межличностных отношений со сверстниками у дошкольников.
Цель: исследовать особенности детских отношений в старшем дошкольном возрасте и условия их развития, складывающиеся в группе детского сада.
Объект: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет: условия развития позитивных межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников в детском саду развиваются позитивными, если:
- пространство группы организованно по зонам деятельности;
- у ребенка есть возможность взаимодействовать со сверстником в разных видах совместной деятельности;
- у детей есть возможность наблюдать и использовать разные способы поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений старших дошкольников;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть требования к условиям детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников;
- выявить степень сложившихся межличностных отношений у дошкольников, используя методы: наблюдения, проблемные ситуации, незаконченные истории;
- составить программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях детского сада;
- провести экспериментальное исследование разработанной программы.
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска; старшая группа. Методы исследования: теоретический анализ литературы; метод наблюдения; метод «проблемные ситуации» и «незаконченные истории».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
В раннем и дошкольном детстве у детей происходит первый опыт в отношениях с другими людьми.
Рассмотрим понятие межличностных отношений.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [16, С.693].
Компонентами межличностных отношений являются:
- когнитивный компонент (познание индивидуально - психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми);
- эмоциональный компонент (положительные или отрицательные переживания, возникающие при общении с другими людьми);
- поведенческий компонент (мимика, жестикуляция, речь и действия, выражающие отношения человека к другим людям, к группе).
Этапы развития межличностных отношений:
- знакомство - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга;
- приятельские отношения - формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение переживаний, эмоционального отклика);
- товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием . [4, С.670]
Многоуровневая структура межличностных отношений проявляется в коллективе, в котором присутствует: совместная деятельность; отношение каждого члена группы к совместной деятельности, ее целям и мотивам; проявление отношений в виде симпатий и антипатий. [13, С.67]
В отечественных исследованиях межличностные отношения дошкольников первоначально рассматривались в рамках социально- психологических исследований. В их работах основным предметом рассмотрения были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, и установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками. [26, С.61]
В последующих исследованиях авторы изучали влияние общения на становление детских отношений. Среди них можно выделить два основных теоретических подхода: концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и концепция рассмотрения взаимоотношений детей как продукта деятельности общения М. И. Лисиной.
А. В. Петровский рассматривал совместную деятельность как системообразующий признак коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности, изменяет себя и систему межличностных отношений. Совместная деятельность определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность. Именно в совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются. [20, С.41]
М. И. Лисина в своих работах рассматривала межличностные отношения как результат общения и его исходную предпосылку. Отношения формируются, реализуются и появляются во взаимодействии людей. Отношение может появляться и в отсутствии коммуникативных актов, его можно испытывать к отсутствующему и даже вымышленному персонажу, оно может существовать на уровне внутренней душевной жизни (переживания, представления). [17, С.41]
Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова на основе своих исследований сделали вывод, что специфика межличностных отношений заключается в неразрывной связи отношения человека к другому и к самому себе. Отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, которая вызывает разные виды взаимодействия. [23, С.77]
На основе анализа литературы можно сделать вывод, что многие авторы рассматривают проблему межличностных отношений, одни со стороны группы и коллектива, другие - со стороны личности, но в общем контексте под межличностными отношениями понимается взаимосвязь субъектов, которые проявляются в совместной деятельности и общении. Личностные характеристики человека определяют его стиль отношений к другим. Межличностные отношения имеют тройную составляющую: познание людьми друг друга, эмоциональные переживания и поведение людей в коллективе. Основы отношений закладываются в дошкольном возрасте.
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста
Рассмотрим возрастные особенности развития межличностных отношений.
Младший дошкольный возраст (2 - 4 года).
В этом возрасте сверстник не занимает в жизни ребенка главную роль. Для ребенка достаточно, чтобы сверстник присоединился к его играм, поддержал его веселье. Дети взаимодействуют друг с другом в различных шалостях, бегают друг за другом, каждому ребенку важно привлечь к себе внимание. Общение ситуативно, оно зависит непосредственно от окружающей обстановки и действий партнера.
Средний дошкольный возраст (4 - 6 лет).
В середине дошкольного возраста у ребенка происходит «переосмысление» позиции сверстника в его жизни. Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве (распределение игровых ролей, функций, учет действий и воздействий партнера). На этом же этапе возникает потребность в уважении и признании сверстника. Резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. Содержанием общения становится совместная деятельность. Игра становится содержательным моментом, в которой дети начинают учиться согласовывать свои действия с поступками других детей. Кроме этого в детском общении появляются элементы конкуренции и соревновательности. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи - нескрываемую радость. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. [5, С.107]
Старший дошкольный возраст.
К 6-7 годам у детей меняется отношение к сверстникам. Они взаимодействуют между собой, не завися от внешней ситуации, т.е. обладают внеситуативным общением, содержание которого отвлекается от наглядной ситуации.
К 6 годам возрастает эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстника. Часто вне игры, дети стараются помочь друг другу. Они могут увидеть в сверстнике не только его игрушки, но и партнера по игре, замечать его промахи и успехи. Также просматриваются ситуации поддержки и защиты детьми друг друга, но при этом сохраняются элементы конкурентности и соревновательности.
В этом возрасте начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми, которые возникают на основе общения. Детские выборы основываются на внешних качествах сверстника, на личностных характеристиках. Комфортное нахождение ребенка в садике, отношение к группе и общее эмоциональное самочувствие зависит от сформированности отношений ребенка со сверстниками. Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в отношениях, ему необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. [22, С.78]
По определению педагогов дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. [6, С.102]
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. У каждого ребенка формируются свои способы взаимодействия и общения. Одной из важных задач старшего дошкольного возраста является развитие и приобретение навыков социального взаимодействия, умение заводить друзей.
Итак, в старшем дошкольном возрасте ребенок способен к сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. Продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Этот возраст является благоприятным для освоения ребенком социальных моделей взаимодействия. Одной из потребностей ребенка этого возраста становится общение и стремление к совместным действиям со сверстниками. Дети, взаимодействуя между собой, учатся распределять обязанности, согласовывать свои действия, уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников
Под средствами понимается прием, способ действия для достижения планируемых результатов.
Согласно ФГОС ДО, дошкольное детство сопровождается следующими видами деятельности:
- Социально - коммуникативная, направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения. Пример деятельности: коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие навыков взаимодействия), проигрывание способов реагирования в трудных ситуациях или решение конфликтов.
- Познавательно - исследовательская деятельность предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений об особенностях природы. Пример организации деятельности: опыты, исследования, создание тематических книг.
- Игровая - форма деятельности, в которой дети проектируют отношения, роли, деятельность из реальной жизни взрослых. Может иметь следующие формы: сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры- импровизации, инсценировки и другие.
- Художественно-эстетическая деятельность предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; восприятие музыки, художественной литературы.
- Продуктивная деятельность включает приобщение к изобразительному искусству. К этому виду деятельности относится рисование, лепка, аппликация, свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).
- Физическая деятельность направлена на приобретение опыта в двигательной деятельности. Развитие координации движения и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук.