Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников

1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе

1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста

1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников

1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников

Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада

2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников

2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников

2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений

Заключение

Список использованных источников

Для развития межличностных отношений более продуктивными видами деятельности дошкольников являются социально-коммуникативная, игровая и продуктивная. Именно на этих деятельностях основывается экспериментальная программа.

Игра в дошкольном детстве является пространством для детской совместности, развития умения общаться, учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умения настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Игра требует от ребенка инициативности, способности координировать свои действия с действиями сверстников. Межличностные отношения развиваются на основе совместной игровой деятельности. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам. Дети самостоятельно организуют свою деятельность для общего дела, распределяют между собой роли. [9, С.38]

Продуктивная деятельность является дополнительным пространством развития межличностных отношений в группе детей. Творческие встречи это место детского взаимодействия. Они могут быть организованны детьми самостоятельно или может быть проявлена инициатива педагога. В творчестве, так же как и в игре, у детей возникает желание воплотить задуманное, они начинают поиск средств, для осуществления своей идеи. Ребенок, в ходе создания творческого продукта со сверстником, учится договариваться, согласовывать свои задумки с другими. Творческие занятия могут быть представлены как совместные аппликации, рисунки, организация творческих мастерских по созданию атрибутов для проведения игр. Ребенок может почувствовать свою значимость в организованном действии, это может быть проявлено как вклад в групповую работу, так и помощь своему товарищу.

И последняя из выбранных деятельностей является социально - коммуникативная. Эта деятельность носит прямую цель: развитие отношений ребенка с взрослым и сверстниками. Она подразумевает налаживание контактов, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания. В рамках этой деятельности у детей есть возможность поиска своих способов взаимодействия с другими людьми, а также проживания и проигрывания разных способов реагирования в трудных, конфликтных ситуациях.


1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников

Группа детского сада является своеобразной малой группой и представляет раннюю ступень социальной организации, где у ребенка формируются первые отношения со сверстниками.

Существует много подходов, которые рассматривают стратегии и принципы воспитания, организацию пространства для гармоничного развития ребенка. В рамках изучаемой тематики, межличностных отношений, хотелось бы остановиться на некоторых идеях. [15, С.81]

Этологический подход обосновал шесть стратегий воспитания, в которых говорится об условиях формирования комфортных условий для ребенка и совместности детей:

  • поддержка естественной активности детей, через создание предметно-пространственных условий для общения и положительных эмоций;
  • обеспечение успеха, который позволяет ребенку положительно переживать усилия, напряжения, терпение;
  • признание правомерности всех действий, включая агрессивные. Для мотивации ребенка к дальнейшим усилиям и удовлетворения агрессивных импульсов в гуманном русле;
  • поощрение совместной деятельности детей (согласованная друг с другом активность).

Детский сад включает в себя: организационные и педагогические условия. Рассмотрим их более подробно.

Организационные условия пространства для развития позитивных межличностных отношений.

В санитарных правилах и нормативах для детских садов прописывается ряд требований, таких как: детский сад функционирует в режиме полного дня; на одного ребенка должно приходится не менее 2 квадратных метров в группе, максимальная продолжительность бодрствования детей 5,5 - 6 часов; 2 - 2,5 часа дневной сон; самостоятельная деятельность детей занимает не менее 3 - 4 часов; на образовательную деятельность отводится не более 25 - 30 минут.

Проблема структурирования помещения означает установление связи между неодинаковыми по размеру участками комнаты посредством различных мобильных элементов.

Учеными в ходе наблюдения было выявлено, что нахождение детей в форматах организационно структурированных мест, таких как: круг, полукруг, угол, углубление - способствуют спокойному отдыху, возникновению чувства защищенности, комфорта. Закрытые и прямоугольные фигурации, углубления, замкнутые пространства стимулируют концентрированную активность детей в парах и малых группах. Конфликтная зона может возникнуть при условии, если для оптимального перемещения между игровыми зонами у детей не будет достаточно свободного места, и двигательные передвижения детей будут сталкиваться между собой.


С. Байер-Климпфингер разработала «грамматику» структурирования помещения группы детского сада, в которой говорится, что: нишеобразные уголки, укрытия в виде углублений замкнутого пространства являются предпосылкой индивидуальной и групповой деятельности детей; для территориального разграничения помещения подходят полки, переносные и передвижные ширмы, ящики; для подвижных игр в комнате следует иметь зону свободного пространства. Организация общей игры для всех детей не требует жесткого территориального оформления, достаточно, чтобы педагог совместно с детьми передвинул и установил, как им надо, мебель.

Е. О. Смирнова, И. А. Котляр и М. В. Соколова в своей работе «Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии» рассматривают детскую площадку как пространство для детского развития, на котором разворачивается совместная деятельность. Общее зонирование площадки влияет на игровой и социальный потенциал детской деятельности.

В работе авторы рассматривают разные варианты детских площадок. Не каждая детская площадка предоставляет детям возможность организовывать свою деятельность и активно общаться со сверстниками. Так, традиционная детская площадка (четко огороженная, с металлическим оборудованием - горка, качели, турник) стимулирует у детей соревновательность и поощряют одиночную игру. Система площадок «нового поколения», называемая «площадки приключений», больше стимулируют сюжетно-ролевую игру и социальную активность. На таких площадках дети имеют возможность реализовывать свои замыслы, исследовать свои возможности в совместной со сверстниками продуктивной деятельности. Особенности таких площадок: разделение территории на области; разные возраста; принцип добровольности (свобода игр и занятий; свобода в образовании групп; свобода в выборе материала; свобода перемещения по площадке); место уединения, закрытое от посторонних; наличие впадин, возвышенностей, траншей. Такая форма организации деятельности детей отвечает их потребностям в игре, экспериментировании, общении и свободном движении .

Принципы организации детской игровой площадки:

  • Возрастные особенности: площадка должна ориентироваться на потребности детей в игре, экспериментировании, творчестве, общении, активном движении и отдыхе.
  • Высокая игровая ценность: разнообразие и продолжительность игровых действий (неоформленные объекты и материалы - песочницы, лазательное оборудование; а также ландшафт - горки, впадины, кусты и деревья).
  • Открытость объектов: самостоятельный выбор деятельности ребенка. Открытые объекты позволяют производить с ними разные манипуляции (например: домик, в котором можно играть, разворачивать игровые сюжеты; лазить, общаться, экспериментировать).
  • Поддержка допустимого риска - как пробного действия.
  • Учет уровней активности посетителей: площадка предполагает активные действия, возможность для уединения, наблюдения со стороны и отдыха.

Таким образом, структурирование пространства групповой комнаты должно иметь:

  • разделение помещения на зоны. Каждая из зон соответствует определенному виду деятельности;
  • все игровые зоны должны быть открытыми не только для доступа, но и для вариативного оформления. Могут быть использованы различные разделительные элементы (передвижные стенки, растения, жалюзи, ткани);
  • зона многофункционального характера со свободным доступом к ней всех детей для отдыха, уединения, обсуждения планов и т.д. Она должна находиться в спокойном месте. Это может быть ниша рядом с окном, стена с тканевыми аппликациями, сделанными детьми. Обязательно следует определить место для сидения (например, ковер на полу);
  • предметно-пространственная организация группы должна быть нацелена на пробуждение у детей фантазии и воображения (скрытые уголки, темный туннель для лазания и т.д.);
  • предоставление детям возможности создавать импровизированные пространственные структуры. Их можно использовать в течение определенного времени, затем менять (постройка из крупного картона, коробок);
  • в центре комнаты должна быть немебелированная свободная зона, где дети могут, не мешая друг другу, образовывать группы, передвигаться, избегая конфликтных ситуаций.

Педагогические условия для развития позитивных межличностных отношений у старших дошкольников.

Одним из условий плодотворного педагогического взаимодействия является наличие положительного эмоционального настроя, доверия, взаимоуважения, обеспечивающих определенное равенство позиций педагога и ребенка, их сотрудничество.

Под позицией педагога подразумевается его педагогические представления о деятельности дошкольников, его «инструменты» для создания комфортных условий детского взаимодействия.

Педагог учит детей вступать в непосредственные контакты друг с другом, развивает чувство совместности и готовности взаимодействовать с товарищем. Такие отношения, в которых каждый ребенок мог бы внести в деятельность свою часть, выполнять свои функции, овладеть навыками коммуникации и способности разрешать конфликты. На этапе формирования отношений нужно разделять большие детские группы на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Очень важно чтобы ребенок не боялся обратиться за помощью, как к педагогу, так и к своему товарищу.

Роль взрослого:

  • создавать благоприятные условия для развития детских отношений;
  • способствовать формированию малых групп, пребывание в которых связано с желанием и положительными чувствами;
  • поддержка инициатив детей в разных видах деятельности;
  • оказание помощи в реализации игровых замыслов (передвинуть кровати, сдвинуть стулья и т.д.);
  • демонстрировать детям разные способы реагирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Вывод: для развития позитивных межличностных отношений для детей необходимо организовывать условия, в которых создана эмоционально комфортная обстановка для общения, где дети не боятся обращаться к взрослому и сверстнику. Позиция педагога должна базироваться на поддержке детской деятельности. Группа детского сада должна иметь структурированное пространство, т.е. оформлена по принципу разделения на разные зоны, где каждая соответствует определенному виду деятельности. Все игровые зоны должны быть открытыми не только для доступа, но и для вариативного оформления. В центре комнаты должна быть немеблированная свободная зона, где дети могут, не мешая друг другу, образовывать группы, передвигаться, избегая конфликтных ситуаций.

Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада

2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников

Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №206 г. Красноярска. В исследовании участвовало 10 детей. . Возраст испытуемых от 5 до 6 лет. Дети, принимающие участие в исследовании, посещают старшую группу детского сада.

Цель: исследовать особенности детских отношений в старшем дошкольном возрасте и условия их развития, складывающиеся в группе детского сада.

Объект: межличностные отношения старших дошкольников.

Предмет: условия развития позитивных межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников в детском саду развиваются позитивными, если:

  • пространство группы организованно по зонам деятельности;
  • у ребенка есть возможность взаимодействовать со сверстником в разных видах совместной деятельности;
  • у детей есть возможность наблюдать и использовать разные способы поведения в конфликтных ситуациях.