Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений дошкольников

1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе

1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного возраста

1.3 Педагогические средства формирования межличностных отношений у дошкольников

1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников

Глава 2. Изучение формирования межличностных отношений дошкольников в условиях группы детского сада

2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у дошкольников

2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников

2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных межличностных отношений

Заключение

Список использованных источников

Сравнение результатов контрольного и констатирующего эксперимента показало, что после формирующих занятий развития позитивных межличностных отношений у детей произошли существенные изменения, и наметилась положительная траектория для дальнейшего развития. Поведение детей во время исследования на контрольном этапе качественно отличалось от поведения в начале эксперимента.

  • В решении конфликтных ситуаций преобладают словесные договоренности, при возникших сложностях детьми составляются правила: например, «Я играю с этой куклой 10 минут, а после играешь ты». Это говорит о том, что детям важно пробовать и проживать разные способы выхода из ситуаций. Установленные правила между детьми, о которых дети могут договариваться как с педагогом, так и самостоятельно, помогают регулировать им внутренние отношения и соблюдать свои личные границы и границы другого.
  • Взрослый выступает как носитель интересной информации. В качестве носителя норм поведения проявляется в меньшем количестве. Это значит, что предоставление возможности детям самостоятельно обсуждать между собой возникающие затруднения в совместной деятельности, и не вмешиваться без необходимости, дает детям возможность формировать свои способы взаимодействия с другими людьми.
  • Ребенок выбирает сверстника как партнера по деятельности, с которым они вместе решают, как будет проходить игра. Ребенок смотрит на сверстника с заинтересованностью. Его товарищ выступает как соучастник деятельности, с которым можно осуществлять задуманные идеи.
  • Дети с готовностью откликаются на предложения сверстников, при интересующей их деятельности. Они готовы присоединяться к совместной

деятельности с одной стороны, а с другой стороны они учатся высказывать свои предложения, выдвигать разные идеи.

Заключение

В процессе теоретического изучения проблемы межличностных отношений было установлено, что тема становления позитивных отношений имела и имеет большую актуальность, многие исследователи в своих работах затрагивали эту тему. Они рассматривали вопросы, связанные с условиями формирования отношений у детей, особенности их становления, какие причины у негативно сложившихся отношений.

Нами было рассмотрено понятие «межличностные отношения». Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.


Формирование межличностных отношений следует начинать со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться устойчивые взаимоотношения среди детей, большую значимость для ребенка имеет эмоциональное благополучие в кругу сверстников, для ребенка сверстник выходит на первый план. Наблюдая за своими товарищами, дети пытаются понять себя, они выстраивают свою модель отношений.

У ребенка отношения со сверстниками могут носить отрицательный характер, этому могут предшествовать ряд причин, начиная от негативно прожитого опыта предыдущих отношений, заканчивая напряженными отношениями в семье. Но, так как многие дети посещают детский сад, а значит, большую часть своего времени они проводят в кругу сверстников и воспитателя, то задача взрослого в жизни детей - создать комфортные условия для развития позитивных отношений, чтобы дети не боялись контактов друг с другом, могли поделиться своими эмоциями, понять настроение своего товарища.

В рамках детского сада существует много факторов, которые приходиться учитывать для работы с детьми. Это содержание образовательных программ, которые предусматривают, что ребенок в этом возрасте уже должен готовиться к школе; режим дня детей, в котором на самостоятельную активность ребенка выделяется от часа до двух; пространство группы, которое во многом ограничивает детей в своей активности из-за нехватки места, создавая собой зоны конфликта, и индивидуальные особенности детей, которых в группе обычного детского сада примерно двадцать пять.

Итак, проведенное исследование позволило выделить следующие особенности для развития позитивных межличностных отношений:

  • Пространство группы имеет прямое влияние на формирование межличностных отношений. Для детей необходимо создавать зонирование помещения, со свободной зоной активности, чтобы не происходило столкновения детских интересов, а они сосредотачивались в своем месте.
  • Необходима поддерживающая позиция взрослого, который обеспечивает благоприятные условия для развития детских отношений; поддерживает инициативу детей, демонстрирует разные способы реагирования в ситуациях и оказывает помощь в реализации игровых замыслов.
  • Детям необходимо взаимодействовать друг с другом в разных видах совместной деятельности, в каждой из которых проявляются разные аспекты отношений.
  • У детей должна быть возможность проживания разных способов решения трудных ситуаций.

Проведя данную экспериментальную программу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что межличностные отношения дошкольников развиваются позитивными, если пространство группы организованно по зонам деятельности, у ребенка есть возможность взаимодействия со сверстником в разных видах совместной деятельности и у детей есть представление о разных способах реагирования в конфликтных ситуациях.


Список использованных источников

  1. Абдрахманова Г.М. Особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста//В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. Н. Васильева. 2016. С. 15-19.
  2. Агафонова Т.П. Возможности ролевой игры в формировании позитивных межличностных отношений у старших дошкольников//Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 1-2 (17-18). С. 60-63.
  3. Агафонова Т.П. Оценка результативности применения ролевой игры как средства формирования позитивных межличностных отношений у старших дошкольников//В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 13-19.
  4. Брюхова А.А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения//Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 668-670.
  5. Гаврилова Т.Г., Табакаева И.В., Кудрявцева Е.Ю., Соколова И.А. Формирование культуры общения дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ//В сборнике: Диалог культур и толерантность общения Сборник статей по материалам III Межрегиональной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 102-108.
  6. Галимская О.Г., Волошина Л.Н., Арсеенко Е.А. Оценка готовности старших дошкольников к общению и взаимодействию в процессе освоения спортивных игр//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 102.
  7. Дзидзоева С.М., Накусова О.Н. Педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в поликультурной образовательной среде//Реферативный журнал Научное обозрение. 2016. № 5. С. 33-35.
  8. Долгова А.А., Рязанова С.Н. Оптимизация межличностных отношений дошкольников как психолого-педагогическая проблема//В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы II международной научно-прак
  9. Зайцева К.Н. Формирование сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду//В сборнике: Дошкольное образование: опыт и перспективы развития Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 36-38.
  10. Зимоздра Н.П. Игры с песком как средство самовыражения и формирования межличностных отношений дошкольников//В сборнике: Образовательные инновации: опыт и перспективы сборник материалов межрегиональной (с международным участием) заочной научно-практической конференции. под ред. Е.А. Рязанцевой. 2016. С. 82-86.
  11. Зотова И.В., Умарова А.М. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками//Проблемы современной науки и образования. 2017. № 14 (96). С. 88-91.
  12. Зотова И.В., Умерова М.С. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста//Наука, техника и образование. 2017. Т. 2. № 5 (35). С. 57-60.
  13. Калмыкова Е.А., Агафонова И.А. Проблемы межличностного взаимодействия дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками//Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-8. С. 65-68.
  14. Клепцова Е.Ю., Фуфачев Н.Н., Балабанов А.А. Психологическое сопровождение дошкольников в формировании гуманных межличностных отношений//В сборнике: Семья и ребенок: проблемы возрастного развития Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи. 2016. С. 61-64.
  15. Крижевская А.М. Важность формирования навыков положительных отношений у дошкольников//В сборнике: Развитие образования в России: проблемы и перспективы сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 76-81.
  16. Кузнецова Е.В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре//Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 692-694.
  17. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - Москва, 2015.-345с.
  18. Манаенкова М.П., Гурова Д.А. Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников с взрослыми и сверстниками//В сборнике: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 231-236.
  19. Николаев Е.В., Николаева И.И. Исследование межличностных отношений детей дошкольного возраста//Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 91-94.
  20. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. - Москва: Политиздат, 2014.-354с.
  21. Романова Т.В., Павлова И.Н. Роль игры в коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста//В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития сборник научных статей. 2018. С. 157-165.
  22. Смирнова, Е. О. Виды игры дошкольника. / Е.О.Смирнова // Современное дошкольное образование. Теория и практика - 2014. - №6. - С.74-78.
  23. Смирнова, Е. О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е.О.Смирнова, У.Рахимова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - С.76-79.
  24. Теселкина Е.Н. Межличностное общение дошкольников//В сборнике: инструменты и механизмы современного инновационного развития сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 50-52.
  25. Хуторянская Т.В. Особенности взаимосвязи межличностных отношений и умственного развития старших дошкольников//В сборнике: Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 958-962.
  26. Челяпина Ю.И. Особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста//В сборнике: Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2018. С. 60-62.