Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм ( КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впоследствии благодаря четко выстроенной идеологии, понятных ценностях, и возникновении адекватного правового поля правовое сознание общества удалось вывести на новый уровень, удалось сплотить население и добиться всеобщего подчинения закону. В целом Советская власть успешно справлялась с соблюдением высокого уровня законности в стране, подчинения населением правовой системе. Общество получало понятные ему необходимые блага, взамен существовало в правовом поле. Тем не менее, ввиду неадекватных амбиций некоторых чиновников данная ситуация постоянно раскачивалась и появлялось недопонимание.

Так, серьезный разлад в общество вносили необоснованно жестокие репрессии и методы правового регулирования. В периоды обострения этих практик управления ситуацией в стране отношение к правовой системе у населения сильно менялось. Появлялся скепсис и страх перед возможной несправедливостью. Вследствие чего доверие к закону терялось, на него уже нельзя было положиться, людям приходилось придумывать способы обхода закона либо нарушать его в протестной форме.

Идеологический правовой нигилизм начал появляться и развиваться в СССР, когда общество стало постепенно узнавать о жизни капиталистических стран за «железным куполом» [4, c.8]. Люди не хотели больше мириться с тем, что за рубежом на полках в магазинах обилие продуктов, можно слушать разную музыку, носить разную одежду и многое другое. Начали появляться такие правовые нигилисты, как фарцовщики, спекулянты, валютчики. Все это изнутри разлагало советское общество, становилось очевидно, что социалистический строй себя изживает, появился запрос на капиталистические блага и свободы. Все дошло до того, что люди тайком слушали запрещенные радиостанции музыкальные группы.

На фоне такого диссонанса между законным полем и нарушающим все правовые нормы мышлением правовой нигилизм достиг своего пика при СССР и не снизился с появлением Российской Федерации. Здесь уже сыграл тот фактор, что многие советские люди не отказались от идей социалистического строя. Тем не менее все блага капиталистического общества впоследствии смогли снизить идеологический правовой нигилизм в России в конце 20 века.

Если обратиться к российскому обществу в 21 веке, то его идеологические формы девиантного поведения проявляются не так часто, как при распадах Царской России или СССР, и, хотя государству пока удается поддерживать необходимый уровень идеологической лояльности, правовой нигилизм такой формы все-таки присутствует. Проявляется он в основном в мирном протесте либо обширных не всегда мирных митингах, еще реже в жестоких формах, в частности в убийствах политиков и журналистов.


Таким образом, идеологический правовой нигилизм возникает в периоды масштабных потрясений в российской истории и чаще всего проявляется в мировоззренческом протесте и неподчинении закону. «… Речь здесь идет, с одной стороны, о недооценке одного типа правопонимания другим типом правопонимания, а с другой – об осознании недействительности, нереализованности в действительности своего собственного понимания права. Здесь одно право не признает другое, оценивает его как не право, а само себя находит воплощенным в жизни. Итак, правовой нигилизм есть результат оценки одной культуры другой» [11, c. 23]. Правовое мышление общества при этом испытывает кризис застоя, требует логического развития, а если ситуация в продолжительном отрезке времени не меняется, идеологические причины девиантного поведения систематизируются и перерастают в нигилизм.

Рассмотрим правовой нигилизм вследствие нравственно-психологических особенностей

Не всегда законы нарушаются из-за неграмотности, мировоззренческих взглядов или ввиду сложившейся вокруг человека ситуации. Зачастую правовыми нормами пренебрегают в своих личных целях – из-за корысти, жестокости или эгоизма. «Он проникает в сферу мироощущения как обычного гражданина, так и должностного лица, а также группы и общности людей. Поэтому причиненный им социальный вред носит многосторонний характер, выступает в обществе катализатором практически всех нарушений законности. Правовой нигилизм укрепляет в обыденном сознании человека мысль о возможности (полезности, эффективности) внеправового порядка. Он всегда влечет нарушение прав граждан, умаление чьих-либо интересов и в конечном счете к торжеству несправедливости. Одним из тяжелых последствий правового нигилизма выступает сознание реальной либо мнимой психологической ситуации, при которой реализация прав человека становится невозможной. Создается глубоко проникающий в сознание индивида стереотип и мышление – «полезности» злоупотребления правами и свободами» [17, c. 55]. Такой тип правового нигилизма представляется самым тяжелым и бороться с ним тяжелее, чем с остальными, потому что он воздействует на человека не извне, не со стороны общества, власти или религии, а изнутри, из-за нравственных особенностей.

Противодействовать такой форме правового нигилизма сложно, потому что человек зачастую знает, на какой риск перед санкциями идет, а, значит, он либо уверен, что наказание не последует, либо уже придумал, как его избежать [12, c. 333].


Эгоизм при правовом нигилизме проявляется, когда человек позволяет себе девиантное поведение без какой-либо цели. В таком случае в сознании появляется уверенность, что интересы всего остального общества подчинены интересам одной личности. Например, человека, который привык регулярно нарушать правила дорожного движения, не остановит страх перед возможным штрафом или лишением прав, вместо этого он проработает свой маршрут так, чтобы нивелировать возможность фиксации нарушения – притормозит перед постом или объедет участок с фиксирующими камерами. Также его не волнуют жизни и здоровье других участников движения, а также личное и государственное имущество.

Правовой нигилизм в следствие жестокости обусловлен психологическими особенностями человека, когда в его правовом сознании отсутствует уважение к чувствам других людей, и чтобы удовлетворить свои физиологические потребности он считает себя в праве манипулировать эмоциональным и физическим здоровьем других членов общества. Этот тип нигилизма, как и предыдущий, является наиболее опасным, потому что они возникают вследствие исполнения первичных нужд личности и пока они не будут удовлетворены, человек не сможет спокойно существовать. Бороться с ними также практически невозможно, потому что в таком случает придется бороться с сущностью личности.

Когда человеком в его решении нарушить закон руководствуется корысть, у государства появляются шансы влияние такого правого нигилизма уменьшить. Если вероятность и сила негативных последствий от наказания для личности будут более существенные, чем размер и вероятность возможной полученной выгоды, правонарушение не наступит. Тем не менее, отсутствие нарушения закона не говорит об адекватном правовом сознании, а лишь означает, что когда желание возможной выгоды превысит возможный ущерб, то нарушение случится.

В отношении правового нигилизма вследствие нравственно-психологических особенностей у власти есть только один путь действия – создание адекватной законодательной системы и усовершенствование правоохранительной деятельности для недопущения возникновения прецедентов такого девиантного поведения [30, c. 97].

Рассмотрим правовой нигилизм вследствие исторических особенностей.

Русский народ всегда отличался сильной верой в бога, религия была тесно связана со всеми аспектами жизни общества и государства в целом. Более того, церковные законы исторически были важнее правовых рамок. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютно ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей» [13, c.170].


Понятия «правды», «справедливости» были основными ориентирами для общества, на основе этих понятий в Царской России управлялась страна. Это было логично, с учетом того, что монарха считали чем-то сверхъестественным, а людьми с таким низким правовым мышлением было проще управлять.

Концепция антиправового морализма руководствовалась тем, что правовые нормы созданы, описаны и закреплены людьми, при этом не существует людей, которые никогда не грешили, значит, все законы, созданные рукотворно, – несправедливы. Исходя из этого, достойны к выполнению только библейские наказания. В частности, такой точки зрения придерживался Л.Н. Толстой, который являлся анлилегалистом.

Тем не менее, Империя распалась, но советской власти не удалось привить всенародный атеизм, влияние церковных законов оставалось значительным. Ситуацию усугубляли моменты, когда официальные законы не соответствовали понятию «правда», авторитет права мгновенно падал, снижалась вера в то, что правовыми методами можно решить тот или иной вопрос. Тогда на передний план опять выходили нравственность и мораль, возникал конфликт в восприятии общества за санкции, возникающие при различии между правом и «правдой».

В современной России влияние церкви на общество постоянно растет, в том числе благодаря лояльной консервативной позиции власти. Быть верующим сейчас престижно, соответственно престижно поступать по «правде» и «совести». В то же время российское законодательство основывалось не на отечественных особенностях, а на общеевропейских правовых принципах. «Итак, будущее русского государства преподносится нам как форма порядка жизни, не просто авторитетно предписанная, но принятая живым правосознанием возможно большего числа русских граждан. В этом мы противоположность формальной культуре права, свойственной Западу, верны заветам христианства, связующего все внутренней жизнью духа и выращивающего все из внутренней жизни» [15, c. 48].

Вследствие чего опять происходит разрыв между правовым сознанием и нравственным мировоззрением, основанным на морали.

Правовая культура в России исторически подвергалась негативному воздействую со стороны многих факторов: политические интересы власти, влияние церкви, экономические потрясения. Правовой нигилизм при этом существовал всегда и в разных проявлениях. «Право в России отвергалось по самым разным причинам: во имя самодержавии или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или марксистского равенства» [31, c.25]. В некоторые периоды он практически исчезал, в другие проявлялся максимально обширно.


Одной из причин существования юридического нигилизма является традиционно низки уровень менеджерского звена в законодательной и правоохранительной системах государства. «Ни в одной стране мира нет такого обилия законов, как в России. Однако ничего хорошего от этого нет и следа» [14, c. 375]. В то же время очень важным фактором в правовом сознании общества является уровень доверия к правовой системе, если законы не работают – доверия нет. Если поправки к конституции принимают не профессиональные политики, а артисты и спортсмены, - доверия нет. «Живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь, силу; так что государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического, нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от национального характера» [15, c. 47].

В то же время такой бич российской культуры, как коррупция, также играет важную роль в формировании правового мышления. Если есть возможность любую проблему решить взяткой, уважения к закону не будет, если власть сама будет вымогать взятку, уважения к ней не будет. В рейтинге самых коррумпированных стран Россия делит места рядом с самыми бедными развивающимися странами, а в новостях каждый день можно увидеть, как очередной чиновник украл бюджет небольшого города. Поэтому, когда обыватель видит разгул взяточничества, каждую жизненную проблему он будет решать соответствующим неправовым методом.

Немаловажным фактором развития и усугубления правового нигилизма в современной России является романтизация девиантного поведения в культуре. Например, художественные фильмы и телесериалы, а также течения в музыкальной среде, описывающие правила и порядки преступной жизни. Особое влияние это оказывает на молодое поколение, когда их неокрепшие умы сталкиваются с проблемами взрослой жизни, и, чтобы пойти по способы наименьшего сопротивления, выбирают правовой нигилизм.

Способствует разложению правового сознания также и влияние церкви. В России, где исторически сложилась прочная связь между обществом и верой, даже 3 четвери века закрепленного государством атеизма не смогли нарушить эту нить. В то же время церковные законы и правовая система в России, созданная по западным образцам, во многих аспектах не соотносятся, тем самым вызывают диссонанс в сознании общества. «… Русский менталитет неадекватно воспринимает ценности правовой культуры общества… Это происходит, поскольку данные социально-правовые ценности для российской ментальности нетрадиционны. Они не стали «родными» для российского сознания, что объясняется его нерациональностью» [16, c. 39]. Ситуацию усугубляет лояльная к церкви позиция власти.