Файл: Порядок проведения приватизации (Понятие приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не вызывает сомнений тот факт, что объектом приватизационных отношений выступает имущество, но не любое, а лишь то, которое находится в государственной и муниципальной собственности. Ранее мною уже было отмечено то, какое имущество является государственным, а какое имущество признается муниципальным. Возникает другой вопрос: какое конкретно имущество является объектом отношений, возникающих при отчуждении государственной и муниципальной собственности, и всё ли такое имущество может быть приватизировано? Прежде чем дать однозначный ответ на поставленный вопрос, сначала необходимо охарактеризовать земельный участок, который является одним из самых специфических объектов приватизации. Специфический характер данного объекта заключается в самом назначении земли, которая выполняет всемирные как социальные и экологические, так и экономическую функции. Кроме того, как отмечает Андреев Ю.Н.: «земля является условием существования всего человечества, обладает только ей присущими атрибутивными качественными признаками: неповторимостью, невоссоздаваемостью, незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, плодородием, многообразием ландшафта, рельефа, почвенного покрова, растительности, качества»[45]. Что же представляет собой земельный участок? ЗК РФ гласит: «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (п. 3 ст. 6 ЗК РФ ).

Вернемся к поставленному ранее вопросу и определим, какие именно земельные участки могут быть объектом приватизационных отношений, а какие не подлежат приватизации. Для ответа на этот вопрос думается уместным вывести классификацию, основываясь на понятие оборотоспособности.

В ГК РФ сосредоточены общие вопросы об оборотоспособности объектов[46], в соответствии с которыми можно заключить, что по общему правилу объекты являются свободными для оборота, а исключения из этого правила могут быть установлены лишь законом, что должно быть прямо указано в нормативном акте. Что же касается земельных участков, то ввиду их исключительной значимости, оборотоспособность земель должна быть установлена непосредственно земельным законодательством[47].


Под оборотоспособностью земельных участков понимается такое его свойство, «которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению)»[48].

На основании рассмотренного понятия будет уместным разделить все земельные участки на три группы.

Первую группу представляют земельные участки, которые не подлежат приватизации, к данной группе, во - первых, относятся земельные участки, изъятые из оборота. Такое имущество, как указано в ЗК РФ, не может быть предоставлено в частную собственность и не может быть предметом сделок по отчуждению. Следует отметить, что в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, который бы содержал исчерпывающий перечень объектов, оборот которых не допускается. Общие положения об имуществе, изъятом из оборота, содержатся в положениях ГК РФ (ст. 129 ГК РФ), а также в нормах Закона N 178 (ст. 3 ФЗ N 178) и ЗК РФ.

Анализируя действующее законодательство, можно сделать вывод о наличии обширного перечня имущества, изъятого из оборота. Применительно к земельным участкам, в нормах ЗК РФ сказано, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (п.6 ст. 95 ЗК РФ). Исключение из оборота таких земель обусловлено соблюдением принципа приоритета охраны земли как важнейшей составляющей окружающей среды[49]. Изъятыми также признаются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружениями, где размещаются Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы, в которых размещены военные суды, земельные участки под объектами организаций федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и др. (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).

Также ЗК РФ установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, которая установлена на основании норм Водного кодекса, поскольку береговая полоса является объектом, предназначенным для общего пользования, а также запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования[50].


Исходя из изложенного можно заключить, что если на земельном участке находится один из перечисленных объектов, то он считается изъятым из оборота и его приватизация, также как и иные сделки, направленные на их отчуждение, запрещена.

Положения, в которых имеется запрет на приватизацию земель, могут содержаться и в других, помимо Земельного кодекса, нормативных актах. Например, прямой запрет на приватизацию земельных участков предусмотрен в ФЗ «Об охране окружающей среды»[51], в ФЗ «О территориях опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации»[52].

Примерный перечень имущества, в том числе земельных участков, приватизация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ N 2284[53].

Во - вторых, к объектам, не подлежащим приватизации, относится имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законодатель вновь лишь указывает на то, что принадлежность определенных объектов государству и муниципальным образованиям должна быть прямо закреплена в Федеральном законе (ст. 212 ГК РФ). Так, в соответствии с Законом о недрах: «Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью» (ст. 1.2 Закона о недрах). В правовом акте содержится прямой запрет на совершение отчуждения таких объектов в любой форме. Положения Лесного и Водного кодексов также указывают на принадлежность лесного фонда и водных объектов РФ. Перечень объектов, которые могут принадлежать на праве собственности только РФ, также весьма широк и разнообразен[54].

Ко второй группе относятся земельные участки, ограниченные в обороте, приватизация которых возможна только в том случае, если это предусмотрено Законом. В положениях ЗК РФ приведен перечень земельных участков, чей оборот ограничен.

Следует подчеркнуть, что на практике ни раз подвергались сомнению соответствие Конституции РФ того или иного основания, которое ограничивает земельный участок в свободном обороте. Но Конституционный Суд РФ высказал достаточно однозначную позицию по данному вопросу. Высшая судебная инстанция указала: «статья 36 Конституции РФ, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности, одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, они определяются законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. При этом право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[55]. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что положения, перечисляющие основания ограничения земельных участков в обороте, не могут быть рассмотрены с точки зрения нарушения конституционных прав граждан. Но далеко не все судьи КС РФ столь однозначны в рассматриваемом вопросе. Так, в 2013 г. при вынесении Определения Конституционным Судом РФ в ходе рассмотрении дела о несоответствии основания, ограничивающего оборот земельных участков в границах закрытых административно - территориальных образованиях, ст.55 Конституции РФ, судьей КС РФ Гаджиевым Г.А. было высказано особое мнение, в соответствии с которым судья указал: «Обнаруживается неопределенность в вопросе о том, насколько необходимым, адекватным и достаточным является установленное ЗК РФ общее ограничение на оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях»[56].


Помимо норм ЗК РФ в положениях других Законов также содержатся нормы об ограничении оборотоспособности тех или иных земель[57].

Помимо этого, законодатель исключает возможность иностранных граждан, иностранных организаций, лиц без гражданства, а также организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных организаций и лиц без гражданства составляет более 50%, обладать на праве собственности землями сельскохозяйственного назначения, а значит, установлен запрет и на их приватизацию указанными субъектами.

Земельные участки, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте, могут свободно отчуждаться их собственником, а значит, быть объектом приватизационных отношений.

Третьим элементом приватизационных отношений является их содержание. Следует отметить, что в теории права вопрос о том, что представляет собой содержание правового отношения, относится к числу остро дискуссионных[58]. В указанных мною ранее трудах Лазарева В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н. указывается на двойственный характер содержания правового отношения - юридическое и материальное содержание. И если юридическое содержание говорит Алексеев С.С.: «представляет собой возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от определенных действий обязанного лица»[59], то под материальным содержанием следует понимать, как верно отмечает Карташов В.Н.: «не просто поведение (деятельность) его участников, а правовое поведение (юридическую деятельность) субъектов»[60]. Именно такая позиция кажется наиболее убедительной, ввиду чего и приватизационные отношения имеют двоякое содержание. Несмотря на это, в данной работе при рассмотрении содержания приватизационных правоотношений акцент будет сделан на характеристике именно юридического содержания, поскольку фактическое наполнение представляет собой реальные действия субъектов таких отношений, в которых реализуются их права и обязанности.

Ранее в работе было сказано, что управомоченным субъектом является покупатель государственного или муниципального имущества. Именно покупатель наделяется обширными правами в ходе приватизации, начиная от права на подачу заявки на участие в торгах (если имущество продается на аукционе), поскольку в результате приватизации заключается договор купли- продажи, то покупатель приватизируемого имущества имеет право требовать передачи такого имущества в сроки, указанные в договоре, а в случаенеисполнения указанной обязанности, управомоченный субъект может воспользоваться правом использовать силу государственного принуждения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения противоположной стороной своей обязанности;


Кроме того, следует обратить внимание на то, что некоторыми элементами субъективного права может обладать как покупатель, так и продавец приватизируемого имущества. Для наглядности приведу следующий пример: в случае установления обременений при использовании приватизированного земельного участка, его новый собственник обязан соблюдать установленные ограничения, а, соответственно, бывший собственник имеет право требовать от покупателя такого соблюдения. Такие обременения могут устанавливаться в различных целях, в том числе в целях обеспечения возможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением или установлением сервитута, в целях беспрепятственного прохода, проезда через земельный участок, установление на нём межевых, иных знаков и т.д.

Ввиду публичности приватизационных отношений большинством юридических обязанностей обладает само государство в лице соответствующих органов. Указанные обязанности закреплены, прежде всего, в Законе о приватизации. Ранее было отмечено, что реализация государственной политики в сфере приватизации, возложена на Правительство РФ, полномочия которого в данной сфере определены в ФЗ N 178. К таким полномочия, в частности, относятся: «формирование состава имущества, как подлежащего приватизации, так и не подлежащего приватизации; планирование и правовое регламентирование процедур приватизации федерального имущества; контроль за приватизацией федерального имущества и отчетность по результатам приватизации федерального имущества перед Государственной Думой РФ; руководство работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации» (ст. 6 ФЗ N 178). Более наглядно эти полномочия будут изучены в рамках рассмотрения процедуры приватизации.

Кроме того, в соответствии с ФЗ о приватизации Правительство РФ вправе поручить юридическим лицам организовывать продажу от имени РФ приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца (абз. 3 ч. 1 ст.6 ФЗ N 178). Перечень таких организаций, которых на сегодняшний день насчитывается всего 22, приведен в Распоряжении Правительства РФ[61]. Несмотря на это, Правительство РФ лишь делегирует таким организациям функции по продаже, оставляя за собой решение основополагающих вопросов.

Полномочия Росимущества и его территориальных органов закреплены в Положении о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом[62]. Помимо того, что Росимущество осуществляет полномочия собственника имущества государства, управляет и распоряжается таким имуществом, на данный орган возложены и ряд других организационных обязанностей, к которым относятся: подготовка плана (программы) приватизации и подготовка решения об условиях приватизации федерального имущества, которые впоследствии утверждается Правительством РФ, подготовка отчёта о результатах приватизации, который должен обязательно содержать информацию о приватизированных объектах за определенный период Также Росимущество является тем государственным органом, на который возложены полномочия по защите имущественных и иных прав РФ как собственника имущества при управлении федеральным имуществом и его приватизации не только на территории РФ, но и за рубежом.