Файл: Порядок проведения приватизации (Понятие приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Понятие приватизационных отношений

В различных правовых источниках и специальной литературе, встречается понятие «приватизационные отношения». Но в доктрине существует вопрос о целесообразности выделения такого вида правовых отношений. В данном параграфе будет обоснована необходимость выделения правоотношений, складывающихся в сфере приватизации земельных участков в России, в качестве самостоятельной группы, а также рассмотрено их содержание. Но для того чтобы начать подробный анализ озвученной проблемы, для начала необходимо обратиться к основам теории права, чтобы уяснить необходимость выделения приватизационных отношений.

Видные правоведы в своих научных трактах свободно оперирует термином «правовые отношения» или «правоотношение», исследованию которых посвящены не только отдельные параграфы и главы, но и целые научные работы, монографии и статьи. Как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе имеются отличные друг от друга определения данной категории. Так, профессор М.Н. Марченко не дает четкого определения правовых отношений, а отмечает лишь следующее: «правовые отношения - лишь одна из сторон общественной жизни или отношений между людьми»[26]. Как верно отмечают Н.И.Матузов и А.В.Малько: «Право - особый регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку»[27].

Безусловно, правовые отношения могут возникнуть в любой сфере человеческой жизни, и сфера приватизации не является исключением. Ввиду этого, чтобы дать определение приватизационным отношениям, сначала выделим признаки[28], которыми обладает правовое отношение в целом. Во - первых, как уже было отмечено, любое правоотношение — это, прежде всего, общественное отношение, которое возникает между людьми и связано с их деятельностью и поведением. Во - вторых, правоотношением является такое отношение, которое возникает ввиду воздействия норм позитивного права на человеческое поведение[29], т.е. всевозможные метаморфозы, как то их возникновение, изменение или прекращение основано на норме права. Третьим признаком правоотношения является то, что оно представляет собой связь между людьми, которая возникает посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Наконец, правоотношение - это волевое отношение, что, в свою очередь, означает, что для его возникновения помимо нормы права, необходимо ещё и волеизъявление его участников, субъектов такого правоотношения. И, конечно, такое правоотношение подлежит охране и регулированию со стороны государства, которое, в конечном счёте, обеспечивает выполнение требований юридических норм.


Можно с уверенностью утверждать, что и приватизационные отношения отвечают всем вышеперечисленным признакам. Что же представляет собой приватизационное отношение? Исходя из названных признаков, а также используя понятие «приватизация», данное законодателем в статье 1 ФЗ о приватизации, можно заключить, следующие: приватизационное отношение - общественное отношение, складывающееся между покупателями государственного и муниципального имущества и государственными или муниципальными органами, наделенными властными полномочиями, в сфере возмездного (в случаях предусмотренных законом безвозмездного) отчуждения такого имущества способами, предусмотренными законом и в соответствии с ним.

Представляется необходимым заключить, что выделение отношений, которые складываются в сфере приватизации имущества, в качестве самостоятельной и целостно структурированной обособленной совокупности, является обязательным.

Приватизационные отношения, как и любые другие правоотношения, состоят из взаимосвязанных элементов, образующие в своей совокупности целостное отношение, урегулированное нормой права, к которым в теории права традиционно относят субъект, объект и содержание.

Итак, перейдем непосредственно к анализу элементов приватизационного правоотношения, и начнём с субъектов таких отношений, поскольку, как указывает В.М. Серых в своей работе: «Именно субъект характеризуется особыми свойствами и играет наиважнейшую, наиболее активную роль в генезисе самого правоотношения»[30]. Под субъектом в теории права понимаются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношения, т.е. могут быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

1.3. Субъекты приватизационных отношений

Перечень субъектов приватизационных отношений достаточно широк, и как, верно, отмечено Н.И. Матузовым: «в конечном счете, круг субъектов права зависит от воли государства»[31]. Несмотря на это для того, чтобы быть субъектом, в том числе приватизационных отношений, необходимо обладать определенными свойствами. К этим свойствам относится комплексное понятие правосубъектности, которое включает в себя наличие правоспособности и дееспособности[32]. В соответствии с данными категориями будет проведен дальнейший анализ субъектов указанных отношений.Но для начала, следует сказать о том, что всех участников приватизационных правоотношений можно разделить на две группы, к первой из которых относятся обладатели субъективных прав - покупатели государственного и муниципального имущества, а ко второй - участники, являющиеся собственниками такого имущества, а также наделенные юридическими обязанностями и государственно - властными полномочиями.


В соответствии с ФЗ о приватизации: «Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица» (ст. 5 ФЗ № 178-ФЗ). Следует отметить, что в литературе достаточно часто критикуется использование термина «покупатель»[33], поскольку из норм самого Закона о приватизации видно, что не всегда договор купли - продажи является тем гражданско - правовым договором, на основании которого государственное или муниципальное имущество переходит в частную собственность[34]. Законодатель пошёл по более простому пути и использует метод исключения, определяя субъектов, которые не могут являться участниками приватизационных отношений. Таких «исключительных субъектов» в соответствии с действующим приватизационным законодательством можно для удобства разделить на три группы, к первой из которых относятся организации, осуществляющие свою деятельность в следующих организационно - правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридическое лицо любой организационно - правовой формы, если в его уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Т.е. в данном случае законодатель запрещает передавать в собственность указанных субъектов государственное или муниципальное имущество в порядке приватизации. Такое ограничение вполне обоснованно, поскольку при наличии возможности такого отчуждения пропадает смысл приватизации, т.к., по сути, имущество перейдет от публично - правового образования к такому же публично - правовому субъекту.

Ко второй группе исключительных субъектов законодатель относит отдельные категории как физических, так и юридических лиц, которые в принципе не могут быть участниками гражданских отношений[35]. Анализируя действующее законодательство, можно прийти к выводу, что такие ограничения не редкость и содержатся во многих законах. Приведу несколько примеров. ЗК РФ гласит, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). Следовательно, это ограничение распространяется и на случаи приватизации таких земельных участков. ГК РФ содержит следующее ограничение: «Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица» (п. 6 ст. 98 ГК РФ). Таким образом, если такое акционерное общество создано вышеуказанным способом, то оно не может быть субъектом не только гражданских отношений, но и приватизационных отношений соответственно.


К третьей группе законодатель относит акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которым предписан запрет на участие в приватизации в качестве покупателей в случае, если они являются покупателями своих долей или своих акций в уставных капиталах, подлежащих приватизации. В качестве гарантии такого запрета в ФЗ о приватизации закреплено правило, согласно которому претенденты на участие в торгах, прежде чем их признают участниками, должны подтвердить свое право быть полноценным участником, покупателем приватизируемого имущества.

Как видно, далеко не любые физические и юридические лица могут выступать в качестве покупателей отчуждаемого государственного и муниципального имущества. Но кто всё - таки может являться покупателем впроцессе приватизации? Частично ответ на данный вопрос был дан выше, когда речь шла о комплексном понятии правосубъектности.

Итак, обращаясь к нормам ГК РФ, а именно, к главе 3, посвященной физическим лицам, можно заключить, что законодатель признает правоспособность за всеми гражданами в равной степени, и такая способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности возникает с момента рождения. Полной гражданской дееспособностью лицо наделяется по достижении им совершеннолетия, а в некоторых случаях ранее указанного момента (ст. 21, 27 ГК РФ). Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что для гражданина, чтобы стать потенциальным субъектов приватизационных отношений, по общему правилу достаточно лишь достичь 18-го возраста.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть и юридические лица. Участие таких субъектов в приватизационных отношениях также основано на понятии правосубъектности, которое, в отличие от физических лиц, как законодателем, так и доктриной воспринимается как целостное и не разбивается отдельно на право-, и дееспособность. Правосубъектным юридическое лицо становится с момента государственной регистрации, а точнее с момента внесения сведений о создании или реорганизации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц[36].

С другой стороны, субъектом приватизационных отношений выступает продавец государственного и муниципального имущества. Государство действует через свои органы и соответствующих должностных лиц. А поскольку в результате приватизации происходит отчуждение имущества, являющегося собственностью РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то правами продавца соответственно наделены органы федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. Положения ГК РФ гласят: «от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» (ст. 125 ГК РФ). В сфере приватизации от имени РФ действует Правительство РФ, которое является высшим государственным органом исполнительной ветви власти. Рамочная компетенция Правительства РФ определена ФКЗ[37], в соответствии с которым на высший орган исполнительной власти возложены не только полномочия по руководству федеральными министерства и ведомствами, но и организация внутренней политики, осуществление регулирования социально - экономической сферой, формирование государственных целевых программ, что непосредственно связано и с процессом приватизации. Следовательно, именно Правительство РФ «призвано реализовать единую государственную политику в сфере приватизации»[38].


Несмотря на то, что высшему коллегиальному органу исполнительной власти отведена решающая роль в области приватизационных отношений, данный орган не является единственным органом, который обладает широким перечнем функций в указанной сфере. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ[39] Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы, подведомственное Минэкономразвития, является федеральным органом государственной власти, осуществляющее полномочия собственника государственным имуществом, расположенного на территории субъектов РФ.

Как было отмечено ранее субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют относительную самостоятельность в сфере приватизации. Сам законодатель в ФЗ N 178 лишь акцентирует внимания на том, что указанные органы сами определяют свою компетенцию в соответствующих нормативных актах.

Так, Законом Томской области о приватизации в качестве продавца выступает: «специальный уполномоченный орган по управлению областным государственным имуществом»[40], которым является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области.

Кроме того, законом Томской области N 64 в качестве органов государственной власти, обладающих определенными полномочиями, также названы Законодательная Дума Томской области, обладающая схожими функциями с функциями Правительства РФ, Контрольно - счетная палата обладает ревизионными полномочиями и реализует контроль за приватизацией, Губернатор, а также Администрация Томской области.

В ранее упомянутом Решении «Об утверждении положения о порядке приватизации муниципального образования «Город Томск», принятым городской Думой, также названы органы местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества и определена их компетенция. Так, уполномоченным органом по распоряжению муниципальной собственностью является Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, действующий на основании Положения N 683[41], также Администрация и Дума г. Томска наделены функциями по вопросам приватизации.

Перейдем к характеристике объекта приватизационных отношений. Как верно отмечено В.В. Лазаревым: «Вопросы, связанные с объектом правового отношения, являются самыми сложными во всей теории правоотношения»[42]. Ученый акцентирует внимание на том, что в теории и в науке существует слишком много различных положений, дающих ответ на вопрос, что представляет собой объект, и все эти положения не воспринимаются единодушно. Существование различных точек зрения по поводу того, что представляет собой объект правоотношения, можно свести к двум основным теориям. Первой является монистическая теория, в соответствии с которой единственным объектом любого правоотношения, в том числе и приватизационного, является поведение человека, точнее действия самих субъектов. Так, Н.И. Матузов пишет: «Действия субъектов являются единственным объектом правого отношения, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие»[43]. Согласно второй теории - плюралистической - объекты правоотношений настолько разнообразны, насколько разнообразные общественные отношения, подпадающие под регулирование правовых норм. Данную позицию разделяют большинство ученых, поскольку она является более реалистичной и именно она отражает всё многообразие существующих правовых отношений и соответствующих им объектов. Действительно, человеческое поведение может быть объектом отношений, урегулированных правом, но вряд ли такие действия всегда являются единственным возможным объектом, а иногда такие действия вообще не подпадают под понятие объекта. Как указывает В.В. Лазарев: «Если считать единственным объектом всех правоотношений поведение индивида, то невозможно выяснить смысл и назначение подавляющего большинства правоотношений, у них иной объект»[44]. Думается, что данная теория наиболее уместна для восприятия такого сложного теоретического явления, как объект.