Файл: Детерминанты эмоционального выгорания сотрудников банковских организаций и пути его коррекции и профилактики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы. Опираясь на поставленные задачи, удалось конкретизировать научное представление о содержании понятия «синдром эмоционального выгорания» работников банковской сферы. Под данным термином следует понимать многосторонний процесс, вид профессиональной деформации личности, при котором работник, во время выполнения своих обязанностей, тесно общается с людьми. Симптомы данного синдрома проявляются, в первую очередь, в эмоциональной, личностной и когнитивной сферах работника.

При описании влияния банковской сферы деятельности на психологическое состояние работника в данной сфере удалось выявить, что основными внутренними факторами эмоционального выгорания являются: эмоциональная ригидность, интенсивное восприятие и переживание профессиональной деятельности, слабая мотивация самоотдачи, нравственные дефекты и дезориентация личности работников. СЭВ возникает на разных этапах профессионального развития банковских работников, но преимущественно при длительном стаже работы увеличивается склонность к выгоранию. Это происходит за счет требований, которые возлагают на работника, стресса, активного межличностного общения, соблюдения этических принципов, требований знания актуальной информации по своей работе. С годами эмоциональное напряжение растет и на ее основе происходит психическая истощаемость в процессе работы, что ведет к эмоциональному выгоранию. Этот вывод подтверждает гипотезы о том, что СЭВ развивается в процессе длительной профессиональной деятельности банковских работников, и что на его формирование влияют организационные характеристики деятельности банковских работников.

Проведя обзор исследований синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы, удалось обнаружить существование некоторой зависимости уровня выраженности эмоционального выгорания от особенностей демографических показателей и личностных характеристик банковских работников в профессиональной деятельности. Суть данной зависимости заключается в том, что более склонными к развитию уровня эмоционального выгорания являются люди, у которых менее выражена стрессоустойчивость. А так же люди неуверенные в себе, неудовлетворённые отношением к работе, плохо адаптирующиеся к другим людям и своему коллективу, а так же женщины без высшего образования. Это подтверждает гипотезу о том, что на формирование СЭВ оказывают влияние личностные качества банковских работников.


Таким образом, эмоциональное выгорание банковских работников развивается в процессе длительной профессиональной деятельности, на его формирование влияют организационные характеристики деятельности и личностные качества банковских работников.

Заключение

В данной курсовой работе обобщены результаты различных теоретических и эмпирических исследований, изложены основные выводы, которые подтверждают гипотезы, изложенные ранее.

Причинами эмоционального выгорания банковских работников являются:

1) длительная профессиональная деятельность;

2) низкая стрессоустойчивость;

3) эмоциональная ригидность;

4) напряжение в профессиональной деятельности;

5) активное межличностное общение;

6) повышенная ответственность и многие другие.

Важно заметить, что многие авторы, говорят об эмоциональном выгорании не только как о деформации, которая негативно сказывается на профессиональной деятельности банковских работников, но и как о психологическом защитном механизме, который влияет на личность сотрудников.

Эмоциональное выгорание активируется комплексами факторов, включающие индивидуально-психологические особенности банковского работника и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. После рассмотрения факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем сделать вывод, что многие исследования не дают ответа на вопрос, что является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Решение этих проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по профилактике выгорания.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания распространен в профессиональной деятельности банковских работников. Необходимо, чтобы при первых симптомах СЭВ работники получали меры по профилактике выгорания, такие как: регуляция эмоционального и физиологического возбуждения, релаксация посредством аутогенной тренировки и другие (Мельницкая, 2013). Так же необходимо, чтобы рабочая нагрузка постоянно контролировалась как работниками, так и руководителями рабочего процесса.

Список литературы

  1. Авдеева И.А. Место профессиональной этики в системе этического знания // Вестник Тамбовского университета. Кафедра философии и культурологии. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. – С.106-117.
  2. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб: Питер. – 1999.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. – С. 336.
  4. Иванова А. Характерные черты банковского работника [Электронный ресурс]// Банковский информационный портал 2010-2016 URL: http://банк-инфо.рф/bank-teoriya/bank-professions/bankovskii-rabotnik.html (дата обращения: 02.04.2017).
  5. Кузьма Т. И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 533-535.
  6. Макарова Г.А. «Синдром эмоционального выгорания»// «Психотерапия» № 11– 2003 – 10 стр. А4.
  7. Мандель Б.Р. Психология стресса / /Флинт – 2014 – С. 73-91.
  8. Мельницкая Т.Б. Методическое пособие. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция. – Калуга – 2013. – С. 11-12.
  9. Орел В.А. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы //Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография /под ред. Лукьянова В.В., Водопьяновой Н.Е., Орла В.Е, Подсадного С.А., Юрьевой Л.Н., Игумнова С.А; Курск. гос. ун-т. – Курск – 2008. – С. 55.
  10. Панкратова И. А. Взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у менеджеров банка // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 – 2013 – С. 1-7.
  11. Пионтковская Ю. А. Проблема эмоционального выгорания банковских работников// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов 2011 –ISSN 1991-3087.
  12. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014 – № 1 – С. 93-102.
  13. Ялома Н. А. Синдром выгорания и стресс в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений и служащих банка// Сборники конференций НИЦ Социосфера №18 – 2011 – С. 79-82.
  14. Aguwa E.N., Nduka I., Arinze-Onyia S.U. Assessment of burnout among health workers and bankers in Aba south local government area, Abia state, South East Nigeria //Nigerian Journal of Clinical Practice – 2014 –Vol. 17 (3) – P. 296-302 – Doi: 10.4103/1119-3077.130229.
  15. Belias D., Koustelios A., Sdrolias L., Koutiva M. & Eleni Z. Job burnout Greek bank employees: a case study// International Journal of Human Resource Management and Research – Vol. 3 – Issue 2 – 2013 – P. 105-120.
  16. Freudenberger J. Staff Burn-Out. –1974.
  17. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed. J.W. Jones – Park Ridge, IL: London House – 1982 – P. 30-53.

Приложения

Приложение 1

Опросник выгорания К. Маслач и С. Джексон (Maslach Burnout Inventory, MBI).
(Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

Стимульный материал

(Таблица 1.1)

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

Продолжение приложения 1

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

8.Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

Продолжение приложения 1

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех


Продолжение приложения 1

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами

Продолжение приложения 1

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Таблица (1.2)

Субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма балов

Эмоциональное истощение

1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20

54

Деперсонализация

5, 10, 11, 15, 22

30

Профессиональная успешность (редукция персональных достижений)

4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

48

Продолжение приложения 1

Уровни показателей выгорания

Таблица (1.3)

Субшкала

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Шкальные оценки

1 балл

2 балла

3 балла

5 баллов

Эмоциональное истощение

Мужчины

5-15

16-24

25-34

Больше 34

Женщины

6-16

17-25

26-34

Больше 34

Деперсонализация/ цинизм

Мужчины

2-4

5-12

13-15

Больше 15

Женщины

1-4

5-10

11-13

Больше 14

Профессиональная успешность

Мужчины

37-48

34-28

27-23

22 и меньше

Женщины

37-48

35-28

27-22

21 и меньше


Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания

Таблица (1.4)

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

Крайне высокая степень

3-4 балла

5-6 баллов

7-9 баллов

10 баллов и больше

Приложение 2

Опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».

Стимульный материал

(Таблица 2.1)

Вопросы

Да

Нет

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Продолжение приложения 2

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.