Файл: Детерминанты эмоционального выгорания сотрудников банковских организаций и пути его коррекции и профилактики.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 380
Скачиваний: 7
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы. Опираясь на поставленные задачи, удалось конкретизировать научное представление о содержании понятия «синдром эмоционального выгорания» работников банковской сферы. Под данным термином следует понимать многосторонний процесс, вид профессиональной деформации личности, при котором работник, во время выполнения своих обязанностей, тесно общается с людьми. Симптомы данного синдрома проявляются, в первую очередь, в эмоциональной, личностной и когнитивной сферах работника.
При описании влияния банковской сферы деятельности на психологическое состояние работника в данной сфере удалось выявить, что основными внутренними факторами эмоционального выгорания являются: эмоциональная ригидность, интенсивное восприятие и переживание профессиональной деятельности, слабая мотивация самоотдачи, нравственные дефекты и дезориентация личности работников. СЭВ возникает на разных этапах профессионального развития банковских работников, но преимущественно при длительном стаже работы увеличивается склонность к выгоранию. Это происходит за счет требований, которые возлагают на работника, стресса, активного межличностного общения, соблюдения этических принципов, требований знания актуальной информации по своей работе. С годами эмоциональное напряжение растет и на ее основе происходит психическая истощаемость в процессе работы, что ведет к эмоциональному выгоранию. Этот вывод подтверждает гипотезы о том, что СЭВ развивается в процессе длительной профессиональной деятельности банковских работников, и что на его формирование влияют организационные характеристики деятельности банковских работников.
Проведя обзор исследований синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы, удалось обнаружить существование некоторой зависимости уровня выраженности эмоционального выгорания от особенностей демографических показателей и личностных характеристик банковских работников в профессиональной деятельности. Суть данной зависимости заключается в том, что более склонными к развитию уровня эмоционального выгорания являются люди, у которых менее выражена стрессоустойчивость. А так же люди неуверенные в себе, неудовлетворённые отношением к работе, плохо адаптирующиеся к другим людям и своему коллективу, а так же женщины без высшего образования. Это подтверждает гипотезу о том, что на формирование СЭВ оказывают влияние личностные качества банковских работников.
Таким образом, эмоциональное выгорание банковских работников развивается в процессе длительной профессиональной деятельности, на его формирование влияют организационные характеристики деятельности и личностные качества банковских работников.
Заключение
В данной курсовой работе обобщены результаты различных теоретических и эмпирических исследований, изложены основные выводы, которые подтверждают гипотезы, изложенные ранее.
Причинами эмоционального выгорания банковских работников являются:
1) длительная профессиональная деятельность;
2) низкая стрессоустойчивость;
3) эмоциональная ригидность;
4) напряжение в профессиональной деятельности;
5) активное межличностное общение;
6) повышенная ответственность и многие другие.
Важно заметить, что многие авторы, говорят об эмоциональном выгорании не только как о деформации, которая негативно сказывается на профессиональной деятельности банковских работников, но и как о психологическом защитном механизме, который влияет на личность сотрудников.
Эмоциональное выгорание активируется комплексами факторов, включающие индивидуально-психологические особенности банковского работника и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. После рассмотрения факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем сделать вывод, что многие исследования не дают ответа на вопрос, что является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Решение этих проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по профилактике выгорания.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания распространен в профессиональной деятельности банковских работников. Необходимо, чтобы при первых симптомах СЭВ работники получали меры по профилактике выгорания, такие как: регуляция эмоционального и физиологического возбуждения, релаксация посредством аутогенной тренировки и другие (Мельницкая, 2013). Так же необходимо, чтобы рабочая нагрузка постоянно контролировалась как работниками, так и руководителями рабочего процесса.
Список литературы
- Авдеева И.А. Место профессиональной этики в системе этического знания // Вестник Тамбовского университета. Кафедра философии и культурологии. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. – С.106-117.
- Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб: Питер. – 1999.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб: Питер, 2009. – С. 336.
- Иванова А. Характерные черты банковского работника [Электронный ресурс]// Банковский информационный портал 2010-2016 URL: http://банк-инфо.рф/bank-teoriya/bank-professions/bankovskii-rabotnik.html (дата обращения: 02.04.2017).
- Кузьма Т. И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 533-535.
- Макарова Г.А. «Синдром эмоционального выгорания»// «Психотерапия» № 11– 2003 – 10 стр. А4.
- Мандель Б.Р. Психология стресса / /Флинт – 2014 – С. 73-91.
- Мельницкая Т.Б. Методическое пособие. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция. – Калуга – 2013. – С. 11-12.
- Орел В.А. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы //Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография /под ред. Лукьянова В.В., Водопьяновой Н.Е., Орла В.Е, Подсадного С.А., Юрьевой Л.Н., Игумнова С.А; Курск. гос. ун-т. – Курск – 2008. – С. 55.
- Панкратова И. А. Взаимосвязь эмоционального выгорания и представлений о профессиональной этике у менеджеров банка // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 – 2013 – С. 1-7.
- Пионтковская Ю. А. Проблема эмоционального выгорания банковских работников// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов 2011 –ISSN 1991-3087.
- Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014 – № 1 – С. 93-102.
- Ялома Н. А. Синдром выгорания и стресс в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений и служащих банка// Сборники конференций НИЦ Социосфера №18 – 2011 – С. 79-82.
- Aguwa E.N., Nduka I., Arinze-Onyia S.U. Assessment of burnout among health workers and bankers in Aba south local government area, Abia state, South East Nigeria //Nigerian Journal of Clinical Practice – 2014 –Vol. 17 (3) – P. 296-302 – Doi: 10.4103/1119-3077.130229.
- Belias D., Koustelios A., Sdrolias L., Koutiva M. & Eleni Z. Job burnout Greek bank employees: a case study// International Journal of Human Resource Management and Research – Vol. 3 – Issue 2 – 2013 – P. 105-120.
- Freudenberger J. Staff Burn-Out. –1974.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed. J.W. Jones – Park Ridge, IL: London House – 1982 – P. 30-53.
Приложение 1
Опросник выгорания К. Маслач и С. Джексон (Maslach Burnout Inventory, MBI).
(Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Стимульный материал
(Таблица 1.1)
Никогда |
Очень редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
|
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным |
||||||
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» |
||||||
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу |
||||||
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела |
Продолжение приложения 1
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним |
||||||
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться |
||||||
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами |
||||||
8.Я чувствую угнетенность и апатию |
||||||
9. Я уверена, что моя работа нужна людям |
||||||
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю |
Продолжение приложения 1
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня |
||||||
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление |
||||||
13.Моя работа все больше меня разочаровывает |
||||||
14. Мне кажется, что я слишком много работаю |
||||||
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам |
||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
Продолжение приложения 1
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе |
||||||
18. Во время работы я чувствую приятное оживление |
||||||
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного |
||||||
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе |
||||||
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами |
Продолжение приложения 1
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Таблица (1.2)
Субшкала |
Номер утверждения |
Максимальная сумма балов |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 |
54 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
30 |
Профессиональная успешность (редукция персональных достижений) |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
48 |
Продолжение приложения 1
Уровни показателей выгорания
Таблица (1.3)
Субшкала |
Группы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий уровень |
Шкальные оценки |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
5 баллов |
|
Эмоциональное истощение |
Мужчины |
5-15 |
16-24 |
25-34 |
Больше 34 |
Женщины |
6-16 |
17-25 |
26-34 |
Больше 34 |
|
Деперсонализация/ цинизм |
Мужчины |
2-4 |
5-12 |
13-15 |
Больше 15 |
Женщины |
1-4 |
5-10 |
11-13 |
Больше 14 |
|
Профессиональная успешность |
Мужчины |
37-48 |
34-28 |
27-23 |
22 и меньше |
Женщины |
37-48 |
35-28 |
27-22 |
21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Таблица (1.4)
Низкая степень |
Средняя степень |
Высокая степень |
Крайне высокая степень |
3-4 балла |
5-6 баллов |
7-9 баллов |
10 баллов и больше |
Приложение 2
Опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание».
Стимульный материал
(Таблица 2.1)
Вопросы |
Да |
Нет |
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
||
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
||
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). |
||
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
||
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
||
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. |
||
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
||
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
||
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. |
||
10. Моя работа притупляет эмоции. |
||
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. |
Продолжение приложения 2
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. |
||
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
||
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
||
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. |
||
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. |
||
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. |
||
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
||
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
||
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
||
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. |
||
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
||
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
||
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. |
||
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |