Файл: Процессы принятия решений в организации (Разработка и принятие решений в ООО ПКФ «Термодом»).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и процесс принятия управленческих решений
1.1. Понятие и виды управленческих решений
1.2 Процесс принятия управленческого решения
1.3 Методы принятия управленческих решений
2. Разработка и принятие решений в ООО ПКФ «Термодом»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Процесс разработки и принятия управленческих решений в ООО ПКФ «Термодом»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Принятие решений является центральным элементом управленческой деятельности. Принятием решений - особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий.
Такой подход не раскрывает содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Актуальность курсовой работы объясняется еще и тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления.
Разработка и принятие управленческих решений это сложный процесс, который состоит из ряда стадий и этапов. А начинается все с формулирования проблемы и заканчивается совершением действий, которые должны решить эту проблему. На процесс принятия управленческих решений влияет много факторов как внешней, так и внутренней среды организации, и еще не стоит забывать о влиянии личностных качеств руководителя, принимающего решения, условия неопределенности и риска, в которой принимается решение, информационное обеспечение процесса принятия управленческого решения и множество других факторов.
Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.
Технологии разработки управленческих решений в значительной степени определяют эффективность управления организационным, технологическим, инновационным, ресурсным, информационным потенциалом современных организаций и представляют собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, которые обеспечивают разработку и реализацию управленческих решений. При этом алгоритм разработки и принятия управленческих решений с соответствующими целями, задачами, методами, способами и инструментами воздействия может быть весьма различным.
Теоретической основой курсовой работы выступила учебная и научная литература авторами которой являются: Баринов В. А., Харченко В. Л., Гапоненко Т. В., Мильнер Б. З., Фатхутдинов Р. А., Кнышова Е.Н. и др.
Практическая значимость заключалась в определении стратегии, основанной на дифференциации управленческих решений, что обеспечивает оптимизацию процесса принятия управленческого решения в организации.
Целью курсовой работы являлось разработка рекомендаций по совершенствованию технологий управленческих решений в ООО ПКФ «Термодом».
Для ее достижения было решено следующие задачи:
- раскрыты понятия «процесс принятия решений», «методы оптимизации»;
- выяснены теоретические аспекты поставленной проблемы;
- изучены методические основы исследования проблемы технологий разработки управленческих решений;
- проведен анализ технологий разработки принятия управленческих решений;
- разработаны мероприятия и рекомендации по совершенствованию технологий управленческих решений.
Объектом исследования являлись сотрудники организации ООО ПКФ «Термодом». Предметом исследования выступили технологии принятия управленческих решений.
1. Понятие и процесс принятия управленческих решений
1.1. Понятие и виды управленческих решений
Управленческая деятельность по своим функциям, общественной значимости, интеллектуальным, психофизиологическим нагрузкам является одной из самых сложных и ответственных ввиду ее социальной обусловленности и вариативности принимаемых специалистом решений, основанных на профессиональном опыте и личностной компетентности в поле действия социально-нравственных норм, регулирующая роль которых становится сегодня важнейшим фактором повышения эффективности профессиональной деятельности управленческих кадров.
Применительно к управленческой деятельности решение представляет собой принятое руководителем окончательное суждение о целях, способах действий организации и подчиненных ему субъектов; обоснованный выбор варианта действий, который в существующих условиях обстановки лучше других использует возможности имеющихся средств и объективных обстоятельств для наиболее полного удовлетворения назревшей потребности. Поэтому в системе высшего управленческого образования следует шире использовать достижения теории решений и технологические приемы принятия решений, направления выбора вариантов действий в различных условиях обстановки с учетом эффективности затрат сил и средств, последствий предпринимаемых усилий.[1]1
Управленческие решения можно разделить на определенное число групп (видов), обладающих рядом однородных признаков.
В практике управленческой деятельности решения группируются (классифицируются) по следующим признакам:
- по субъекту принятия решения выделяют единоличные, групповые (коллективные) и коллегиальные решения;
- по объекту решений - решения, направленные на цель, на средства достижения целей, на процессы, на внутреннюю среду, на внешнюю среду;
- по сроку действия различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения;
- по характеру решаемых задач - стратегические, тактические, оперативные;
- по сложности различают сложные и простые решения;
- по уровню принятия решений - централизованные, децентрализованные;
- по надежности исходящей информации решения могут основываться на надежной информации и на ненадежной (рискованной) информации;
- по частоте повторения решения классифицируются на случайные, непериодически повторяющиеся, периодически повторяющиеся.
Особым признаком в данной классификации является группирование решений по способу обоснования решения (интуитивные, опытно-статистические (опытно-логические) и аналитические решения:
- интуитивные решения опираются на субъективную интуицию личности, ее предчувствия, ожидания. Основным аспектом данных решений являются личностные ощущения правильности избранного направления действий;
- опытно-статистические (опытно-логические) решения основываются на опыте руководителя, принятых ранее решениях и результатах, полученных после их реализации. При этом принятые ранее решения являются базой для принятия нового решения, однако это не всегда является эффективным ввиду возможного изменения ситуации, воздействия различных факторов социальной макросреды;
- аналитические решения являются самым сложным видом решений, который базируется на тщательном и всестороннем анализе различных факторов, которые могут оказать влияние на результат. Подобные решения принимаются на основе использования экономико-математических методов и являются наиболее объективными.[2]1
При этом управленческое решение должно обладать следующими качественными признаками: 1) всесторонняя обоснованность и реальность решения; 2) своевременность решения; 3) экономичность (достижение оптимальных конечных результатов при минимизации затрат).
Вместе с тем, выделяется ряд причин, которые могут привести к низкому качеству управленческих решений:
- большой объем принимаемых решений, часть которых по объективным или субъективным причинам не реализуются, что влечет за собой снижение авторитета решений;
- новые решения, принимаемые руководителем, с одной стороны, не учитывают или полностью исключают ранее принятые решения, а, с другой - дублируют их;
- модификация целевой установки решения в процессе его движения по управленческой траектории в связи с рассогласованием интересов различных уровней управления;
- принятие решений, не имеющих конкретного содержательного наполнения, имитирующие различные управленческие действия;
- отсутствие адекватного принимаемому решению документационного и ресурсно-информационного обеспечения, назначение нереальных
- сроков исполнения и отсутствие процедур согласования на всех уровнях управленческой вертикали;
- неэффективность механизма мониторинга качества решений, зачастую сориентированного не на достижение запланированных результатов, а на исполнение поставленных сроков.[3]1
1.2 Процесс принятия управленческого решения
Выделяют ряд требований, которые предъявляются к управленческим решениям: упреждающая разработка решения, целевая программированность, комплексность содержания, обоснованность намечаемых мер, законность, логичность, ясность изложения, гибкость требований к исполнителям, своевременность введения решения в действие, эффективность достижения результата.
При этом под принятием управленческого решения понимается процесс психологической подготовки руководителя к осуществлению сознательного выбора наилучшей альтернативы из множества с целью выработки оптимального суждения о целях и способах действий.
Принятие управленческих решений рассматривается нами как интегративная функция управления, представляющая собой процесс познавательной, эмоционально-волевой, нравственной подготовки будущего специалиста в соответствии с уровнем его профессиональной компетенции и спектра решаемых задач к осуществлению обоснованного выбора варианта действий из множества альтернатив, который наилучшим образом обеспечивает достижение поставленной цели с учетом воздействия объективных факторов социально-профессиональной среды и особенностей организационного взаимодействия субъектов профессионально деятельности.
Согласно сложившимся к настоящему времени научным представлениям разработку и принятие управленческих решений целесообразно проводить на трех системных уровнях: концептуальном (анализ проблем, выбор проблемы для решения, формирование цели и общего замысла ее решения), операциональном (оценка эффективности и принятия решения на операцию в рамках намеченной цели, постановка задач исполнителям) и элементном (выбор технологического приема, обеспечивающего эффективное решение поставленной задачи).[4]1
На наш взгляд, управленческое решение объединяет в единое целое цель действий, необходимые для ее достижения средства, мероприятия по организации системы управления. Основу решения при этом составляют знания закономерностей и принципов управления, а также правильное уяснение полученной задачи и верная оценка обстановки. Эффективность решения будет выше, если оно не шаблонно, а является результатом объединения творческого мышления и воли руководителя, если оно подкреплено соответствующими математическими расчетами.
Основные этапы принятия решений, на наш взгляд, укладываются в следующую схему: 1) анализ актуальной ситуации и выделение проблемы; 2) определение общих ограничений и возможных вариантов решения проблемы; 3) оценка имеющихся вариантов решения проблемы и выбор наилучшего из них; 4) организация исполнения принятого решения; 5) контроль выполнения решения.
Весьма важным аспектом в рамках теории принятия решений является понятие «эффективности решения», под которым мы понимаем степень полезности потенциального или актуального эффекта, полученного от того или иного решения. В этой связи возможны три варианта подобного эффекта (положительный (полезный) эффект, нулевой (нейтральный) эффект, отрицательный эффект), которые могут быть рассмотрены с субъективной и объективной точки зрения.
В первом случае оценка качества решения производится самим руководителем и является показателем степени соответствии ожидаемого (субъективного) уровня полезности идеальному (желаемому), а уровень качества зависит от личности руководителя, его личностно-профессиональных качеств, опыта управленческой деятельности. Во втором случае решение оценивается с объективной точки зрения, определяя, насколько был достигнут эффект в социально-экономическом, политическом техническом аспектах для развития организации.
Поэтому в случае положительного либо отрицательного эффекта от принятого решения существуют объективные причины, смещающие центр тяжести в ту или иную сторону. В качестве основных объективных причин, определяющих направленность эффекта от принятого решения, мы выделяем наличие внешних (внутренних) обстоятельств, которые определяют благоприятный (неблагоприятный) фон для принятия и реализации решения.[5]1