Файл: Процессы принятия решений в организации (Разработка и принятие решений в ООО ПКФ «Термодом»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) Организация процесса исполнения решения. После принятия решения не менее ответственным этапом является организация его исполнения, так как недостаточное внимание этому этапу может свести на нет все усилия по разработке и выбору наилучшего решения.

Организация реализации решения должна включать план конкретных действий с указанием исполнителей, сроков, ресурсов, а также можно установить санкции на неисполнение наиболее важных условий реализации решения. В данном случае речь идет о планировании, которое подчиняется заданной цели, используя накопленную на предыдущих этапах информацию.

План реализации решения может быть жестким и гибким. Жесткий план - это начальный план, который составляется перед началом реализации решения. Плановые показатели сравниваются с фактическими показателями без какой-либо корректировки.

Так как некоторые параметры плана могут меняться в процессе реализации решения (например, затраты меняются в зависимости от изменений уровня производства), при составлении плана можно задать условия, при которых возможна корректировка первоначальных показателей. Этот процесс называется составлением гибкого плана. При составлении гибких планов нужно заранее определить, какие показатели будут подвержены изменениям.

Эти показатели следует планировать не в виде общей суммы, а в виде удельного показателя, например, расход материалов на единицу продукции.

9) Контроль исполнения решения. Методы контроля исполнения решений определяются типами планов реализации решения. При жестком планировании задача контроля состоит в фиксировании значений показателей и сравнении их с плановыми. При гибком планировании к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т. е. появляется возможность для корректировки планов.

10) Анализ отклонений от поставленных целей. Анализ отклонений является завершающим этапом процесса принятия решения. В его содержание входит изучение отклонений и возможностей исправления допущенных ошибок или возврата в прежнее русло. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что процесс разработки и принятия решений организован в виде последовательного выполнения определенных действий. На его этапах представлены все основные действия.

Технология принятия решений представляет собой последовательность применения средств и методов для решения проблемы. Реализуя системный подход, можно представить процедуру разработки решений в виде системы, на входе которой находятся информация, нормативно-методическая и методологическая база, требования к решениям, а на выходе - непосредственно решение, за которым следует процедура организации исполнения и контроля решения.


Организация процесса разработки и принятия решений должна отвечать следующим требованиям:

- соблюдение принципов пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;

- цель решения не должна противоречить целям организации, а также должна учитывать интересы лиц, для которых разрабатывается решение;

- решение должно разрабатываться на том уровне управления, где имеется достаточно информационных ресурсов и полномочий для принятия подобных решений;

- технология разработки решения должна включать качественные и количественные методы исследования;

- число альтернативных вариантов решения должно быть не менее двух;

- учет риска и принятие мер по защите от негативного влияния рисков на результаты реализации решения;

- использование целевого, комплексного, системного и сетевого подходов для экономического обоснования решений;

- качество процесса разработки решения, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения, и качеством технических средств для принятия решений, должно быть не ниже качества входящей информации и используемой методической и методологической базы;

- стоимость работ по разработке и принятию решения должна быть ниже, чем эффект, ожидаемый в результате реализации решения.

Таким образом, процесс разработки управленческого решения - процесс, включающий в себя ряд выше перечисленных операций. Успех управленческой деятельности во многом зависит от организации процесса поиска и разрешения проблем.

С целью оценки процесса принятия решений в ООО ПКФ «Термодом» и факторов, которые влияют на этот процесс мной был разработан лист экспертной оценки и проведен опрос 16 респондентов (менеджеры высшего звена, менеджеры среднего звена). На основе результатов проведенной экспертизы мною был проведен анализ, результаты которого следующие:

На вопрос «Как Вы оцениваете решения, принимаемые руководителем при решении проблемы» были получены следующие ответы:

- 94% (15 чел.) из опрошенных ответили: решения предусматривают возможность контроля исполнения, и с этим согласились все 16 опрошенных сотрудников организации. Из этого следует, что цели и задачи являются реальными. Они соответствуют располагаемым ресурсам, а также способам или технологиям, что предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений;

- 97% респондентов согласны с тем, что решения не содержат положений, которые затруднят исполнение из-за порождаемых им конфликтов, что характеризует решения руководителя как реализуемые, а это значит, они предусматривает организацию, стимулирование, мотивацию и контроль выполнения;


- управленческие решения руководителя ООО ПКФ «Термодом» исходят из поставленных (достижимых) целей, и самое главное реально располагаемых ресурсов, времени. На это обратили внимание 14 человек (88% опрошенных) на основе чего можно сделать вывод: решения руководителя являются реальными.

- все опрошенные сотрудники организации считают, что решения руководителя изучаемой организации: готовятся, принимаются, осуществляются в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют;

- половина опрошенных респондентов могут охарактеризовать управленческие решения как гибкие. Гибкие это такие решения, которые способны: изменять цель, содержать описание состояний объекта управления или внешней среды, при которых выполнение решения необходимо приостановить и начать разработку нового решения;

- решения, принимаемые в ООО ПКФ «Термодом» содержат механизмы реализации, а значит, включает разделы, охватывающие организацию, контроль при реализации решений: так ответили 25% респондентов (всего 4 человека);

- и только 6 сотрудников (38%) считают, что решения устойчивые по эффективности к возможным ошибкам.

При проведении экспертизы, с целью выявления случаев и мотивов делегирования руководителем своих полномочий, сотрудникам ООО ПКФ «Термодом» было предложено ответить на вопрос «Руководитель делегирует свои полномочия по решению проблемы в случае, если…». Все респонденты отметили, что делегирование полномочий руководителем практикуется, и основными причинами этого явления 14 человек (88%) считают, что проблем, требующих решения, их слишком много, к тому же они разнообразны и специфичны, а оставшиеся 6 человек (12%) как причину делегирования полномочий отметили, что знания, опыт и запас времени у руководителя ограничены.

На вопрос «Считаете ли Вы решения, принимаемые руководителем организации эффективными?».

На вопрос по эффективности решений были получены следующие ответы:

- да - 15 человек (94%);

- нет - 1 человека (6%).

Как мы видим, сотрудники организации считают, что решения, принимаемые руководителем, эффективны и реальны.

Можно предложить следующие мероприятия по повышению качества принимаемых управленческих решений:

- всем сотрудникам организации, которые принимают участие в процессе разработки и принятия управленческих решений, считаю, просто необходимым внимательнее изучить существующие модели принятия решений;

- руководителю организации все чаще нужно уделять внимание и организовывать проведение семинаров с рассмотрением моделей принятия решений. А также нужно искать возможности более активного их применения в повседневной деятельности организации;


- конкретный план рекомендуемых действий в условиях развития деятельности организации;

- завести руководителю и всем сотрудникам дневник или рабочую тетрадь;

- руководителю и всем сотрудникам необходимо четко сформулировать и прописать общую направленность осуществляемой деятельности (миссия);

- схематично отобразить общую структуру организации (для руководителя). Помогает увидеть всю картину дел;

- определение путей роста. Наметить кратковременные и долговременные перспективы;

- разработать программу подготовки и повышения квалификации сотрудников организации;

- конструктивный анализ существующих и нахождение возможных новых форм и направлений деятельности - развитие и продвижение сотрудников;

- разработка и внедрение программ поддержки и консультационной помощи сотрудникам в преодолении сложных ситуаций и кризисных моментов;

- продумать приемлемую форму контроля: текущий - итоговый, в устной или письменной форме, свободная форма или схематичный отчет. Контроль должен быть обязательным. Можно сократить его до минимума;

- практика введения коротких производственных совещаний.

В конце каждой недели желательно выделять главный успех прошедшей недели (может быть самый разный - личный, общий), с чем себя и поздравить. Разработать список поощрений (не должны вредить здоровью) для поддержки духа сотрудников. Не останавливаться на разработке, переходить к поощрению.

Таким образом, я считаю возможным рекомендовать руководителю и менеджерам постоянно рассматривать, а затем анализировать уже принятые ими решения и результаты этих решений. Потому что способность видеть, как могут выстраиваться и взаимодействовать решения в системе управления, становится самой важной по мере продвижения на верхние слои власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день одна из главных проблем в науке управления - это проблема выбора руководителем решения на производстве. Сложность принятия данного решения заключается во всесторонней оценки самим руководителем в определенной обстановке и самостоятельность принятия им одного из возможных вариантов решений. Поскольку руководитель обладает правом принимать решения, то он фактически берет на себя ответственность за их исполнение.

Выбранные решения поступают в исполнительные органы, но контроль над ними реализуется и дальше. Поэтому управление организуют целенаправленным образом, т.е. так, чтобы цель была известна. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем выше эффективность управления. Обоснованные, оптимальные и правомочные решения, с ясным смыслом и конкретностью во времени - основные требования в выборе управленческого решения, приводящие к оперативности их выполнения.


Выделить в организационной структуре центров принятия решений весьма сложно. С одной стороны, этот вопрос связан с проблемой распределения полномочий и ответственности, с другой - с задачей распределения ресурсов. Ответ на вопрос об уровне принятия решений, обеспечивающих на реализацию целей и устранение отклонений, свидетельствует о создании целесообразной организационной структуры управления. На структуру управления указывают два фактора: дифференциация решений, направленных на достижение целей организации, и распределение полномочий на время принятия решений. Итак, организационная структура должна соответствовать структуре принимаемых в ней решений.

Как известно, в довольно крупных по масштабу организациях возникает необходимость в делегировании полномочий, т.е. в передаче части решений в компетенцию менеджеров среднего или низшего звена. Если возникает возможность передачи части принимаемых решений, то возникает возможность децентрализации управления. В ряде случаев по некоторым признакам централизация не представляется положительной или отрицательной характеристикой системы управления. Но построение рациональных организационных форм требует нахождения определенного соотношения централизации и децентрализации.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

Поиск, сбор и обработку информации выявляются и формируются на стадии подготовки управленческого решения, когда проводится экономический анализ ситуации.

На стадии принятия решения разрабатывается оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; осуществляется выбор и принятие наилучшего решения; отбор критериев выбора оптимального решения.

На стадии реализации решения принимают меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, контролируется ход его выполнения, вносятся необходимые коррективы и оценивается полученный результат. Любое решение по управлению приводит к своему логическому результату, поэтому важно нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые способствуют достижению оптимального результата в конкретных условиях.

В обязанности руководителя входит постоянное изучение поступающей информации по подготовки и принятию управленческих решений, которые согласовываются на всех уровнях внутрифирменного управления.