Файл: Преемственность в работе детского сада и начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ключевой фигурой в осуществлении преемственности работы ДОО и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций [9]. Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.

Таким образом, начальная школа и ДОО – это первые ступени системы образования в РФ. Каждая из этих степеней решает свои задачи, но их объединяет общее стремление обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, позволяющее не только преодолеть возникающие у него трудности, но и обеспечить их профилактику.

На помощь педагогам должны прийти специалисты других областей знания: медицинские работники, психология, и конечно семья. Как главный институт социализации ребенка. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.

1.2 Концепция содержания непрерывного образования и ФГОС

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) отмечается: «Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка».


Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития [10].

Идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется, что актуализирует задачу создания концепции, раскрывающей современные подходы к целям и содержанию непрерывного образования на первых его ступенях - дошкольной и начальной школьной.

Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования [1]:

• гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

• открытость человека изменяющемуся миру;

• самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и «забегания вперед»;

• индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Введение Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. На эффективность прохождения процесса преемственности влияют интегративные качества дошкольника:

▪ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

▪ Любознательный, активный - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

▪ Эмоционально отзывчивый - откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.


▪ Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

▪ Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

▪ Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

▪ Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе - имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

▪ Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

▪ Овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

2. Экспериментальное исследование развития готовности детей к обучению в школе


2.1 Организация и выбор методов психолого-педагогического исследования готовности детей к школьному обучению

Целью экспериментальной части исследования является определение уровня подготовленности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе на основе исследования произвольной и мотивационной сферы развития.

Экспериментальная база исследования – МБДОУ ЦРР Детский сад «Елочка». Для сравнительных результатов также была проведена диагностика среди детей детского сада № 330.

МБДОУ ЦРР Детский сад «Елочка» работает по методике М.А. Васильевой.

Основная цель дошкольных учреждений, которые работают по программе М.А. Васильевой, состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования полноценной личности дошкольников. При этом, вся воспитательная и развивающая работа должна выстраиваться на принципе индивидуального подхода, в соответствии с которым признается уникальность и неповторимость каждого ребенка.

Второй основной целью данной программы является создание таких условий воспитания в детском саду, которые позволят ребенку адаптироваться в окружающей их социальной действительности.

Достижение обозначенных целей достигается с помощью организации различных видов деятельности: обучающей, игровой, базово-трудовой, двигательной.

Помимо выше обозначенного принципа, данная программа также придерживается принципа преемственности. Основываясь на этот принцип, воспитательная и развивающая работа с детьми осуществляется таким образом, чтобы оно было связано с последующим обучением в учреждениях начального образования. Поэтому ребенок ко времени похода в школу, достаточно эффективно подготовлен к начальным годам обучения, ведь то, что первоклашки услышат на уроках, будет им частично знакомо, а значит, усваивать материал будет намного легче.

В практической деятельности воспитателей ДОУ программа Васильевой реализуется следующим образом:

• Помощь в сохранении здоровья ребенка, его эмоционального самочувствия, которые способствуют всестороннему своевременному развитию каждого ребенка (физкультминутки, зарядка, вежливые слова в обращении к детям);


• В группах детского сада проводиться формирование доброжелательной и чуткой атмосферы между всеми воспитанниками, что считается основой их высокого коммуникативного уровня в будущем. Организация подобной положительной атмосферы будет способствовать развитию у детей таких положительных качеств личности, как доброта, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поведению и творчеству (обучение вежливости, чтение сказок с моральной основой);

• Ориентация на выполнение детьми различных (посильных) видов деятельности;

• В процесс обучения и воспитания добавлена творческая креативность;

• Возможность использования детьми разнообразного обучающего материала в соответствии с интересами и потребностями самих дошкольников, что также позволяет развивать творческое мышление детей;

• Отсутствие критического подхода к оценке результатов детского творчества, каждый ребенок вправе выразить свое видение происходящих социальных явлений и процессов;

• Наличие преемственности во взаимодействии детского сада и семьи.

Специфика воспитания дошкольников в детском саду № 330, где реализуется программа «Детский сад – дом радости», состоит в следующем.

Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.

Переход ребенка от одной ступени к другой будет способствовать эффективному развитию личности дошкольника.

Таким образом, нужно сказать, что в этих программах есть много общего (учет принципа индивидуального подхода, организация различных видов деятельности, создание условий для полноценного развития личности дошкольника и т.д.), но есть и различия. Так, в программе М.А. Васильевой существует ориентир на помощи дошкольникам в социальной адаптации, в программе Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова – ориентация на организацию детского ориентирования, то есть познание окружающей действительности дошкольниками через организацию практических опытов.

Экспериментальную выборку составили дети старшего дошкольного возраста (6-6 лет) в количестве 70 детей. Из них 35 мальчиков и 35 – девочек.

Для исследования уровня готовности дошкольников к обучению в школе, были использованы следующие методики.

Тест «Графический диктант»

Данный тест был создан Д.Б. Элькониным. Методика «Графический диктант» (Приложение 1) позволяет оценить насколько правильно ребенок слышит взрослого, насколько правильно он оценивает задания, даваемые ему учителем (или воспитателем).