Файл: Преемственность в работе детского сада и начальной школы.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Преемственность дошкольного и школьного образования как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие и содержание преемственности детского сада и начальной школы
1.2 Концепция содержания непрерывного образования и ФГОС
2. Экспериментальное исследование развития готовности детей к обучению в школе
Для проведения данного теста необходимо обеспечить детей листами бумаги в клеточку с нарисованными на нем четырьмя точками, которые должны быть расположены одна под другой. Расстояние между точками по вертикали должно составлять около восьми клеток.
Перед началом тестирования необходимо дать следующие пояснения детям: «Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Внимательно слушайте меня и рисуйте линии так, как я буду говорить. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая. Помните, где у вас правая рука? Вытяните ее в сторону. Куда она указывает (на дверь, окно, телевизор и т.д.)? Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы должны ее провести к двери (окну, телевизору и т.д.). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомните, куда указывает. Теперь будем рисовать».
Первое задание не должно оцениваться. Оно выполняется с той целью, чтобы оценить насколько дети понимают суть поставленной перед ними задачами.
«Поставьте свои карандаши на первую точку. Рисуйте, не отрывая карандаша от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, далее продолжайте рисовать такой же узор». Учителю (воспитателю) при объяснении задания необходимо делать паузы между словами. Рисунок не обязательно должен занимать у ребенка всю страницу. Никакие дополнительные задания детям не даются.
«Рисуем следующий узор. Найдите следующую точку, поставьте на нее карандаш. Готовы? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь самостоятельно продолжите этот узор».
Сделайте паузу на 2 минуты и переходите к следующему заданию.
«Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь самостоятельно продолжите и этот узор».
Через 2 минуты можно перейти к следующему заданию: «Поставьте карандаши на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сами продолжайте узор».
Методика «Домик»
Методика «Домик» представлена в приложении 2. Методика разработана Н.И. Гуткиной.
Данная методика ориентирована на то, чтобы провести оценку уровня развития мыслительных операций дошкольника, так необходимых в процессе обучения в школе.
В качестве задания в данной методике ребенку необходимо предложить как можно более точно срисовать домик, изображенного на предлагаемой ребенку картинке.
После того, как он это сделал, экспериментатор должен оценить, все ли элементы присутствуют, и если это не так, предложить ребенку подумать чего еще не хватает. Если ребенок считает, что рисунок закончен, необходимо приступать к его интерпретации.
Использование данного теста позволит оценить способность ребенка копировать предлагаемый образец, диагностировать уровень развития произвольного внимания, а также уровень сформированности пространственного восприятия.
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
К числу ошибок можно отнести следующие критерии:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека
Целевое назначение данной методики состоит в том, чтобы определить
степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу.
Данная методика разработана на основе теста школьной зрелости А. Керна, который изначально состоял из шести заданий. Из теста Керна Я. Йирасек оставил в тесте выполнение следующих трех заданий: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек.
Упражнения носят графический характер. Данные задания ориентированы на диагностику уровня развитости показателей тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Посредством нарисования ребенком мужской фигуры по памяти позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития ребенка, а также получить косвенную информацию о его личностных особенностях. Кроме того, интерпретация полученных результатов основывается на тексте К. Маховера «Нарисуй человека».
Я. Йирасек организовал исследование, которое позволяет выявить связь между успешным выполнением теста школьной зрелости и успешностью в школьной успеваемости в будущем. Так, учащиеся, которые имеют высокие показатели выполнения заданий по данному тесту, как правило, и хорошо обучаются в школе, имеют прилежное поведение. Но также было выявлено некоторое количество обучающихся, которые не подтвердили данную взаимосвязь. То есть, те дети, которые набрали низкое число баллов по результатам выполнения заданий теста определения школьной зрелости, в школе, напротив, учатся очень даже хорошо.
В связи с этим, автор исследования и разработчик данного теста Йирасек сформулировал следующие выводы:
- данный тест надежен для определения уровня сформированности школьной зрелости детей;
- данный тест не выявляет в достаточной мере уровень не сформированности школьной зрелости.
Еще одним недостатком данного теста, который определяет сам автор методики, - это отсутствие вербальных субтестов. Данный недостаток свидетельствует о том, что тест школьной зрелости не способен определить уровень сформированности логического мышления, развитие которого так важно на первых этапах адаптации к школьному пространству.
Оценка каждого задания в тесте оценивается посредством использования пятибалльной системы, где 1 – высший балл, 5 – низшая оценка. Общая оценка выполнения всех заданий осуществляется по суммированию всех баллов.
Процесс тестирования предполагает обязательное заполнение на каждого ребенка следующей информации: Имя и фамилия ребенка, его возраст, дата рождения, дата проведения исследования и адрес проживания родителей. Более подробно данная методика представлена в приложении 3.
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования
В результате применения методики «Графический диктант» нами были получены следующие данные (рис. 1 и 2).
Рис. 1 Результаты методики «Графический диктант» (дошкольники детского сада «Елочка»)
Итак, было определено, что у 40% дошкольников развитие произвольной сферы находится на высоком уровне, этим рисункам присваивается 10 - 12 баллов, что говорит о том, что у детей выработано умение ориентироваться в пространстве, они точно выполняют все указания взрослого и легко выполняют задание.
У 35% детей развитие произвольной сферы находится на среднем уровне; работам этих детей присваивается 6-9баллов, что свидетельствует о том, что у детей выработано умение ориентироваться в пространстве, но они допускают ошибки по невнимательности.
У 15% детей развитие произвольной сферы находится на низком и очень низком уровне, этим рисункам присваивается 3-5 балла, что говорит о том, что у детей не выработано умение ориентироваться в пространстве и эти дети допускают большое количество ошибок при выполнении задания.
Рис. 2 Результаты методики «Графический диктант» (дошкольники ДОУ №330)
У дошкольников детского сада № 330 было выявлено, что большая часть детей имеет низкий уровень развития произвольной сферы. Это отмечается у 40% опрошенных.
У 35% опрошенных дошкольников данный параметр развит на высоком уровне и только 25% детей имеют средний уровень развития произвольной сферы.
Обобщенные данные по данной методике представлены на рисунке 3.
д/с «Елочка»
Рис. 3 Обобщенные результаты методики «Графический диктант»
Таким образом, анализируя данные рисунка 3, можно сформулировать следующие выводы.
У дошкольников детского сада № 330 преобладает низкий уровень развития произвольной сферы. Среди дошкольников детского сада «Елочка» преобладает высокий уровень развития по исследуемому параметру.
Результаты методики «Домик» отражены на рисунке 4-6.
Рис. 4 Результаты методики «Домик» (дошкольники д/с «Елочка»)
Таким образом, высокий уровень развитости мыслительных операций имеет половина опрошенных дошкольников, 30% - это средний уровень и 20% - низкий уровень. Можно предположить, что у детей с низким уровнем проявления данного параметра в недостаточной степени зрелости находятся мозговые структуры.
Анализируя данные по этой методике дошкольников детского сада № 330, можно заключить, что у большей части дошкольников уровень мыслительных операций находится на среднем уровне (51% дошкольников). Всего 30% детей имеют высокие показатели по обозначенному параметру, а остальные 19% - низкий уровень. Эти данные графически представлены на рисунке 5.
Рис. 5 Результаты методики «Домик» (дошкольники ДОУ №330)
Обобщенные данные по этой методике представлены на рисунке 6.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
ДОУ №330
д/с Елочка
Рис. 6 Обобщенные результаты методики «Домик»
Таким образом, по данным рисунка 6 видно, что более высокий потенциал развития мыслительных операция у детей из детского сада «Елочка», они более подготовлены в этом плане к процессу обучения в школе, чем дошкольники второго детского сада. Можно предположить, что дошкольникам детского сада №330 будет сложнее осваивать программу обучения в школе, чем детям, обучающимся по программе М.А. Васильевой.
Результаты ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека детей детского сада №328 отражены на рисунке 7.
Рис. 7 Результаты ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека (дошкольники д/с «Елочка»)
По результатам данной методики следует, что большая часть детей (65%) имеют высокий уровень умственного развития детей. Средний уровень развития мыслительных операций отмечается у 30% опрошенных. И только 5% детей можно отнести к низкому уровню развития по исследуемому параметру.
На рисунке 8 отражены результаты методики школьной зрелости дошкольников детского сада № 330.
Рис. 8 Результаты ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека (дошкольники ДОУ №330)
Как видно по данным рисунка 8, дошкольники данного детского сада также имеют высокие показатели уровня школьной зрелости (40% детей). Но при этом большой процент дошкольников, имеющие средние показатели исследуемого параметра (35% опрошенных). Кроме того, в данной группе присутствуют дети, имеющие низкие показатели школьной зрелости – это 25%, что больше на 20% в сравнении с дошкольниками из детского сада №328.
Обобщенные результаты по данной методике представлены на рисунке 9.
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
д/с Елочка
ДОУ №330
Рис. 9 Обобщенные результаты ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека
Таким образом, в результате экспериментальной диагностики были также определены дети, у которых низкие показатели по всем трем методикам, что является следствием нескольких причин. К числу таких причин можно отнести следующие положения: низкий уровень вовлеченности родителей в образовательный и воспитательный процесс детей; при этом, большее количество детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, из числа дошкольников, обучающихся по программе Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова «Детский сад – дом радости».
Данная категория детей нуждается в специальных развивающих занятиях.
Но также обычные дошкольники, готовящиеся поступить учиться в школу, нуждаются в особом подходе, поэтому воспитателям и родителям необходимо следовать определенным требованиям в работе с данной категорией детей.
Необходимо отметить, что взаимодействие родителей и воспитателей детского сада обуславливает эффективность адаптации ребенка к обучению и воспитанию не только в детском саду, но также и в школе. Кром того, такое взаимодействие определяет успешность подготовленности дошкольника к обучению в школе.