Файл: Преемственность в работе детского сада и начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитателям детского сада можно рекомендовать следующее:

- использовать в работе с детьми сюжетно-ролевые игры, позволяющие ребенку больше «сближаться» со школьным пространством, почувствовать себя в роли школьника;

- использовать метод беседы, с помощью которого можно информировать ребенка о школьной жизни;

- использовать возможные способы развития и повышения коммуникативного уровня детей;

- развивать элементарное математическое мышление дошкольников;

- важно способствовать развитию умений читать и писать.

Помимо перечисленных рекомендаций, воспитателям ДОУ важно помнить, что вся их работа должна сочетать в себе развитие трех основных компонентов готовности ребенка к школе: социальную готовность, психологическую готовность и познавательную готовность.

Кроме того, сочетание этих компонентов необходимо учитывать и родителям дошкольников, которые также играют важную роль в подготовке дошкольников к обучению в школе.

Взаимодействие воспитателей ДОУ и семьи преследует решение определенных задач:

- повышение опыта родителей в сфере воспитания собственных детей;

- повышение образовательного уровня родителей в ходе подготовке ребенка к обучению в образовательном учреждении;

- создание и поддержание благоприятного эмоционального настроя ребенка за счет активного вовлечения родителей в воспитательный процесс;

- помощь родителям в управлении своими переживаниями из-за перехода ребенка на новую жизненную ступень.

Родители должны знать все особенности ребенка старшего дошкольного возраста, готовящегося поступить в школу. Родители должны выстраивать с ребенком такие взаимоотношения и создавать такую атмосферу в семье, чтобы создавать у ребенка положительное отношение к школе.

Воспитателю важно уметь вовлечь родителей в жизнь дошкольного учреждения. При этом необходимо, чтобы родители осознавали, что это необходимо для самих детей.

Воспитатель должен осуществлять психологическое консультирование родителей по проблеме подготовки детей к обучению в школе. Это не только обеспечит лучшее взаимодействие между родителями и воспитателями ДОУ, но также позволит родителям лучше понимать своих детей.

Воспитателям важно в первую очередь адекватно оценивать роль ДОУ и семьи в процессе подготовке дошкольников к обучению в школе. В данном случае семья более значимый институт. Это связано с тем, что ребенок больше времени пока находится в семье.

Кроме того, воспитателям ДОУ важно помнить, что детскому саду важно поддерживать преемственность взаимодействия со школой. Схема преемственности в работе школы и детского сада представлена на рисунке 9.


Рис. 9 Схема преемственности в работе ДОУ и школы

В таблице 1 представлена циклограмма работы воспитателя ДОУ с дошкольниками, которые готовятся поступить в школу.

Таблица 1

Циклограмма работы с будущими первоклассниками

Мероприятие

Дата

Ответственный

1

Составление плана по преемственности дошкольного и начального образования

Август

Зав. д/с

Ст. воспитатель

2

Мониторинг качества подготовленности детей подготовительной группы к поступлению в 1 класс

Апрель

Ст. воспитатель

Воспитатели подготовительной группы

3

Собрание с родителями будущих первоклассников

Октябрь, май

Зав. д/с

Воспитатели подготовительной группы

Учителя начальных классов

4

Мониторинг здоровья будущих первоклассников

В течение года

Ст. медсестра

Воспитатели подготовительной группы

5

Оформление документов выпускников детского сада.

Май

Ст. медсестра

Воспитатели подготовительной группы

Примерный план взаимодействия между детским садом и школой по подготовке дошкольника к обучению в школе представлен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный план взаимодействия между детским садом и школой по подготовке дошкольника к обучению в школе

№ п/п

Задачи

Формы работы

Ответственные

Срок

выполнения

1.

Становление социальной позиции

будущих школьников, постепенная адаптация

детей к школе,

выработка стиля

взаимодействия

детей и взрослых.

Участие детей подготовительной группы в

торжественной линейке

1 сентября.

Воспитатели

Учителя

Сентябрь

2.

Развлечение «Путешествие в страну знаний».

Музыкальные

руководители

Воспитатели

Учителя

Сентябрь

3.

Экскурсия по школе (библиотека, класс, физкультурный зал, музей, компьютерный класс).

Воспитатели

Учителя

В течение года

4.

Адаптация детей

ДОУ к школе.

Совместная практическая деятельность детей подготовительных групп и первоклассников «Праздник букваря», «Веселые старты».

Учителя

Октябрь

5.

Установление

связей и взаимодействие

СОШ № 4 и

ДОУ, знакомство

с формами и

методами обучения, обеспечение преемственности в

содержании процесса обучения.

Участие воспитателей в малом Совете педагогов школы

(начальные классы). Тема

«Преемственность в содержании образования».

Воспитатели

Завуч

Ст. воспитатель

Октябрь ноябрь

6.

Знакомство с

методами работы

учителей.

Посещение воспитателями

ДОУ уроков по чтению и

математике в 1ом классе.

Воспитатели

подготовительной группы

Учителя

В течение

года

Февраль

7.

Знакомство с

детьми, поступающими в школу.

Посещение учителями занятий

в ДОУ по рисованию, лепке,

аппликации

Март

8.

Совместное творчество детей,

умение работать

сообща.

Совместная выставка

«Природа и фантазия».

Воспитатель

Октябрь

9.

Знакомство учите-

лей с родителями

будущих первоклассников, налаживание контактов.

Помощь семьи в духовном

становлении детей

дошкольного и младшего

школьного возраста.

Воспитатели

Родители

Март

10.

Знакомство с

методами организации познавательной деятельности детей.

Открытый просмотр итоговых

занятий в подготовительных

группах по математике и

развитию речи.

Воспитатели

Учителя

Родители

Апрель

11.

Выявление уровня

готовности детей.

Проведение анализа успеваемости учеников-выпускников

ДОУ.

Диагностика детей поступающих в школу.

Школьная зрелость.

Ст. воспитатель

Каждый

четверг

Конец года

Апрель

12.

Знакомство с детьми.

Участие в комплектовании 1-х классов.

Учителя

Воспитатели

Апрель

13.

Становление правильной позиции

родителей будущих первоклассников.

Организация подготовительных занятий с детьми.

Дискуссия с элементами

практикума: «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в школу?»

Учителя

Учителя

Ст. воспитатель

Май

Март

14.

Обогащение и

активизация

воспитательных

умений, помощь в разрешении по подготовке детей

к школе.

Оказание консультативной помощи родителям по подготовке детей к школе в условиях семьи.

Учителя

Ст. воспитатель

В течение

года

15.

Обеспечить взаимодействие между

родителями, учителями, воспитателями, детьми.

Организация совместного праздника «Веселые старты».

Анкетирование родителей

«Нужна ли вам помощь в

подготовке детей к школе?»

«До свиданья, детский сад».

Музыкальная гостиная.

Учитель

физкультуры

Ст. воспитатель Музыкальные

руководители

Февраль

Март

Май


Заключение

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования.

Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача «выравнять» их знания.

Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Целью экспериментальной части исследования является определение уровня подготовленности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе на основе исследования произвольной и мотивационной сферы развития.

Экспериментальная база исследования – МБДОУ ЦРР Детский сад «Елочка». Для сравнительных результатов также была проведена диагностика среди детей детского сада № 330.

МБДОУ ЦРР Детский сад «Елочка» работает по методике М.А. Васильевой.

В результате экспериментальной диагностики были также определены дети, у которых низкие показатели по всем трем методикам, что является следствием нескольких причин.

К числу таких причин можно отнести следующие положения: низкий уровень вовлеченности родителей в образовательный и воспитательный процесс детей; при этом, большее количество детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, из числа дошкольников, обучающихся по программе Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова «Детский сад – дом радости».


Данная категория детей нуждается в специальных развивающих занятиях.

Но также обычные дошкольники, готовящиеся поступить учиться в школу, нуждаются в особом подходе, поэтому воспитателям и родителям необходимо следовать определенным требованиям в работе с данной категорией детей.

С этой целью были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, следование которым позволит оптимизировать процесс подготовки дошкольников к обучению в школе.

Список использованной литературы

  1. «Концепция содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования» Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
  2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
  3. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.
  4. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  5. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
  6. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
  7. Дронова Т.Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс, 2014. – 300с.
  8. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
  10. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
  11. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
  12. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
  13. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
  14. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
  15. Чащина О.Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.

Приложение 1

Графический диктант, разработанный Д.Б. Элькониным

Задание

Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

Оценка результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.