Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ деятельности ООО «Автозапчасть»).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 784
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стратегического управления
1.1 Этапы и методы стратегического управления
1.2 Анализ и оценка внешней среды
2 Анализ деятельности ООО «Автозапчасть»
2.1 Характеристика внутренней среды ООО «Автозапчасть»
2.2 Анализ факторов внутренней среды ООО «Автозапчасть».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «анализ внешней и внутренней среды организации» обусловлена необходимостью повышения эффективности управления организациями. Для этого необходимо выявить и оценить все условия как внешней, так и внутренней среды организации. Только после проведения комплексного анализа предприятия становится возможным разработать эффективную стратегию развития предприятия.
Объект – ООО «Автозапчасть». Предмет ‑ внешняя и внутренняя среда организации ООО «Автозапчасть».
Цель – провести анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Автозапчасть». Задачи:
- провести теоретическое исследование основ стратегического управления;
- описать этапы и методы стратегического управления;
- исследовать анализ и оценку внешней среды;
- провести анализ деятельности ООО «Автозапчасть»;
- исследовать характеристику внутренней среды ООО «Автозапчасть»;
- провести анализ внешней среды предприятия.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
1. Теоретические основы стратегического управления
1.1 Этапы и методы стратегического управления
В систему стратегического управления входит две подсистемы – анализа и планирования стратегии развития предприятия, управления стратегическими проблемами в реальном времени. Стратегическое управление возможностями организации в российских условиях представляет собой переходную форму стратегического управления предприятием в целом.
Термин «управление» шире, чем «менеджмент», и применяется в разных сферах человеческой деятельности, в живых и неживых системах: например, управление государством, армией, автомобилем, предприятием, управление в технических системах, в компьютерах и т.д.
Этапы стратегического управления:
- Определение миссии корпорации.
- Определение целей и дерева целей корпорации.
- Анализ и оценка внешней среды.
- Исследование сильных и слабых сторон корпорации.
- Выбор корпоративной стратегии.
- Реализация стратегии.
- Мониторинг и оценка выполнения корпоративной стратегии.
- Регулирование стратегии.
Рассмотрим данные этапы подробнее.
1. Миссия предприятия представляет собой утверждение, написанное по определенной форме. В миссии предприятия заключается назначение существования данного предприятия, смысл его деятельности.
Цели разработки миссии – видение образа предприятия. Здесь отражаются интересы всех групп, связанных с деятельностью предприятия (собственники, сотрудники, контрагенты, клиенты и др.) [11.].
Кроме того, должны приниматься во внимание следующие факторы:
- история возникновения предприятия и его традиции;
- стиль поведения собственников;
- ресурсы предприятия;
- окружающая среда;
- достоинства предприятия.
Обычно формируется краткая и развернутая миссии. В развернутой миссии отражаются все перечисленные факторы. Такая миссия используется внутри компании.
Сфера деятельности организации в рамках формулировки миссии организации может быть определена по-разному, более широко или узко. Например, общее определение – транспорт, детальное определение – автомобили. Выбрать вариант, который бы наилучшим образом способствовал разработке стратегии, зачастую бывает нелегко.
При определении сферы деятельности обычно принимают во внимание три группы факторов:
1) область потребностей (что производить?);
2) целевая группа потребителей (для кого производить?);
3) технология и функциональное исполнение (как удовлетворяются потребности?).
Миссия предприятия также отражает формы средне- и долгосрочного взаимодействия для решения значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В таком случае миссия должна учитывать также интересы следующих субъектов [48.]:
Государство:
-Федеральный уровень
-Субъектный уровень
-Местный уровень
Организации всех видов организационно-правовых форм (частный бизнес) [27.].
Базовыми признаками миссии предприятия является:
- взаимодействие сторон официально и осуществляется на юридической основе;
- подчеркивается равноправный характер взаимоотношений;
-миссия и деятельность предприятия имеет выраженную публичную направленность;
- может предлагаться консолидация и объединение усилий и ресурсов;
- результаты распределяются согласно предварительной договоренности;
Миссия разрабатывается в русле целостной стратегии экономического развития предприятия [23.].
Также миссия подчеркивает улучшение прозрачности взаимодействия и повышение уровня доверия между субъектами деятельности и более тщательную проработку проектов и работу с общественностью. База формулирования целей предприятия – маркетинг и нововведения, в которых заключаются ценности предприятия. Цели предприятия должны быть точно и ясно сформулированными и быть измеримыми и достижимыми.
2. Предприятие при определении миссии преследует следующие цели:
- определяет область активных действий предприятия;
- определяет принципы конкурентной борьбы;
- определяет базу разработки целей предприятия;
- разрабатывает концепцию, вдохновляющую персонал.
Существует шесть типов целей:
- освоение определенной рыночной доли;
- инновационные цели – выработка новых идей, продуктов;
- ресурсные цели – привлечение предприятием самых ценных ресурсов – высококвалифицированных кадров, редкого сырья и материалов, ценных технологий и др. Характер данного вида целей – маркетинговый.
- повышение эффективности деятельности предприятия необходимо для максимального использования имеющихся ресурсов [37.];
- социальные цели формулируются для обеспечения безопасности окружающей среды и повышения лояльности сотрудников;
- цель получения прибыли формулируется после определения всех других целей.
Эффективность постановки целей определяется различными показателями, основным из которых является прибыль. Основной целью предприятия является максимизация прибыли.
Также можно привести модель SMART при постановке целей.
S означает конкретность цели.
M – измеримость. Определяются показатели степени достижения цели и единицы измерения [38.].
A – ресурсы, за счет которых предполагается достигнуть цель. Обосновывается достижимость цели и необходимость ее постановки.
T – определение времени, за которое необходимо достигнуть цель.
Таким образом, цели должны обладать следующими параметрами:
- конкретный (specific);
- измеримый (measurable);
- достижимый (attainable);
- значимый (relevant);
- соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)
Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов испытаний, то применяют схему, называемую деревом целей.
Дерево целей – это графическое изображение результатов процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные цели, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды [40.].
1.2 Анализ и оценка внешней среды
Рассмотрим методы анализа и оценки внешней среды. PEST‑ анализ используется для оценки внешней среды предприятия. Среда обитания организации – это ее внешняя и внутренняя среда. Рассмотрим их подробнее [24.].
Согласно Т.А. Фроловой внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
По мнению Перегородовой О.В., Кибиткина А.И., «среда обитания ... есть сложная структура взаимосвязанных между собой составных элементов и систем, которые имеют специфические свойства, характер и силу воздействия на компоненты природной, социально-экономической среды.
Ряд авторов трактуют среду обитания организации как среду, в которой функционирует предприятие, как условно состоящую из внутренней среды предприятия и сил ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто влияющих на функционирование предприятия (микросфера) и внешней среды, которая объединяет более отдаленные силы (факторы и переменные), оказывающие косвенное и прямое воздействие на деятельность предприятия (макросреда).
Таким образом, все авторы имеют сходные точки зрения в отношении структуры среды обитания предприятия [3.].
Внешняя среда. В состав внешней среды организации входит микросреда и макросреда.
Сюда входят различные факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Микросреда организации включает в себя взаимоотношения организации с [45.]:
- поставщиками,
- клиентами,
- конкурентами,
- посредниками.
В состав макросреды организации входят факторы социального плана – демографические, природные, политические и др. [5.]
Для упрощения рассмотрения внешней среды организации ее следует разграничить на макровнешнюю и микровнешнюю.
Среди социальных факторов определяющие – уровень заработной платы, безработицы, состояние демографической среды. Технологическая среда характеризуется состоянием технико-технологического уровня развития организации и его соответствием научно-техническому прогрессу. В составе экономических факторов выделяют мировые цены, уровень инфляции, курсы валют и др. На ситуацию в стране может повлиять политика властей в области регулирования внутреннего рынка: введение квот, изменение налогов и т.д.
Существуют специальные методы оценки воздействия окружающей среды на предприятие. Приведем понятие и содержание исследований. При проведении исследований организации имеют значение факторы:
- факторы внешней среды [14.];
- экономические;
- политические;
- рыночные;
- технологические;
- международные;
- факторы конкуренции;
- факторы социального поведения.
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие в окружающей среде. При этом данные факторы не зависят от деятельности организации, однако воздействующие на него.
Благодаря исследованию экономических факторов становится возможным понимание того то, как формируются и распределяются ресурсы.
Анализ макроэкономического окружения организации дает возможность анализа следующих факторов, каждый из которых может представлять угрозу или возможность для конкретной организации [18.].
Политические факторы исследуются с целью получения информации о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В сферу изучения данного фактора входят:
- реализуемые государственные и муниципальные программы;
- программы различных партий;
- отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д. [2.]
Направление исследований в данном случае ‑ это политическое положение страны. Цель исследований ‑ определить перспективы развития экономической и политической ситуации в условиях политики проводимой органами власти, оценить условия для ведения бизнеса. Методы и объекты исследования ‑ кабинетные исследования публикаций, данных Госкомстата, прогнозов аналитиков.
Рыночные факторы входят в сферу постоянного рыночного беспокойства для организации. В данном случае исследуются факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успешность деятельности организации.
Анализ рыночных факторов дает возможность определить стратегии и укрепить конкурентные позиции организации [42.].
Цель исследований - определить динамику и перспективы развития экономики, оценить покупательную способность населения. Методы и объекты исследования ‑ кабинетные исследования данных Госкомстата, городских и региональных статистических комитетов, отчетов банков, исследовательских компаний. Исследование прогнозов Министерства экономика, труда и развития.
Анализ технологических факторов дает возможность выявить возможности производства новой продукции, усовершенствования производимой продукции, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Направление исследований – уровень технологической обеспеченности организаций сферы. Цель – определить конкретные технологии, которые используют организации-конкуренты и уровень их эффективности на сегодняшний день. Методы и объекты исследования – изучение новейшей научной литературы по теме, рекламных материалов организаций, бенчмаркинг и эккаутинг, организация обмена опытом.