Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ деятельности ООО «Автозапчасть»).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 785
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стратегического управления
1.1 Этапы и методы стратегического управления
1.2 Анализ и оценка внешней среды
2 Анализ деятельности ООО «Автозапчасть»
2.1 Характеристика внутренней среды ООО «Автозапчасть»
2.2 Анализ факторов внутренней среды ООО «Автозапчасть».
Внутренняя среда ООО «Автозапчасть» образуется из нескольких подсистем [21.]:
- персонал - квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, интересы и потребности работников;
- организация управления - организационная культура, организационная структура, престиж и имидж фирмы, система контроля, квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- финансы и учет - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне [4.];
- маркетинг - продукты и услуги, предлагаемые фирмой, необходимая информация о рынке, доля рынка, номенклатура товаров и возможность его расширения, ценовая политика и послепродажное обслуживание;
- культура и имидж предприятия - факторы, которые создают образ предприятия [41..
Проведем SWOT анализ внутренней среды исследуемого нами ООО «Автозапчасть». Далее в таблице 2 представлены сильные и слабые стороны компании.
Таблица 2 ‑ Сильные и слабые стороны ООО «Автозапчасть»
Категории анализа |
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Конкурентная позиция |
Высокие позиции в отрасли |
Конкуренты захватывают среднюю долю на рынке |
Уникальность и качество услуг |
Более высокое качество услуг по сравнению с конкурентами |
Недостаточный ассортимент услуг (не все виды резинотехнических и асбестотехнических изделий предлагаются клиентам) |
Имидж торговой марки |
Сильная торговая марка и |
|
репутация фирмы |
||
Каналы распределения |
Имеется собственное структурное подразделение |
Конкуренты имеют региональные сети по продажам |
Маркетинговая информация |
Отлаженная система распространения и обмена информацией с потребителями |
|
Позиция по издержкам |
Высокие издержки производства и реализации в сравнении с конкурентами |
|
Уровень сервиса |
Высокий уровень сервиса |
|
Категории анализа |
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Разработка новых продуктов |
Нет производственных мощностей для разработки новых продуктов |
|
Квалификация сотрудников |
Работают опытные сотрудники, с высоким уровнем технических знаний |
Недостаточная квалификация в области продаж, нет практических инструментов в планировании и выполнении планов продаж |
Организационная культура |
Гордость сотрудников за принадлежность к компании |
|
Структура управления |
Квалифицированный менеджмент, обладающий творческим подходом |
|
Финансовые возможности |
Недостаточный объем финансирования за счет внешних контрагентов (банковских институтов) |
Понятие «SWOT-анализ» происходит от первых букв английских слов strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности и threats – опасности, угрозы [46.]. Данный анализ можно применять по отношению к отдельным предприятиям, учреждениям, отраслям и процессам [22.]. На основании результатов анализа строится стратегия и принимаются управленческие решения [30.].
Таблица 3 ‑ Анализ внутренней среды
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1 |
2 |
Производство |
|
1. Высокое качество 2. Возможность работы по индивидуальному заказу клиента. 3. Наличие обширной базы конструкторской и технологической документации. |
1. Наличие устаревшего оборудования. 2. Высокая себестоимость продукции |
Персонал |
|
1. Удовлетворительный уровень квалификации кадров. |
1. Старение персонала. |
2. Большое внимание к кадровым вопросам со стороны руководства |
2. Слабое привлечение молодых специалистов |
3. Постоянная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала |
3. Несовершенство системы мотивации |
Финансы |
|
1. Удовлетворительная финансовая устойчивость. |
1. Низкий показатель прибыли. |
Маркетинг |
|
1. Приемлемый уровень цен |
1. Неудобная для потребителей форма оплаты. |
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие обладает достаточными внутренними силами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам [7.].
В таблице 4 рассмотрены экономические показатели деятельности предприятия за 2015, 2016 и 2017 годы.
Таблица 4 ‑ Показатели экономической деятельности (млн. руб.)
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста 2016/2015 |
Темп роста 2017/2016 |
1. Выручка |
61,9 |
71,0 |
71,1 |
114,7 |
100,14 |
2. Себестоимость товаров, услуг |
41,2 |
46,4 |
47,0 |
112,62 |
101,29 |
3. Валовой доход |
20,7 |
24,6 |
25,1 |
118,84 |
102,03 |
4. Коммерческие расходы |
9,5 |
12,27 |
13,17 |
129,16 |
107,33 |
5. Прибыль от продаж |
11,25 |
11,65 |
12,01 |
103,56 |
103,09 |
6. Чистая прибыль |
9,0 |
9,32 |
9,34 |
103,56 |
100,21 |
Как видно из таблицы 5, произошли изменения показателей хозяйственной деятельности предприятия, это особенно сказывается на выручке и себестоимости товаров и услуг. Однако особо следует выделить рост величины всех показателей в 2017 году. Одной из причин роста эффективности экономической деятельности компании послужило заключение договоров с новыми поставщиками на более выгодных условиях, обучение менеджеров продаж, выход на новые рынки.
Несмотря на увеличение выручки и чистой прибыли и других экономических показателей ООО «Автозапчасть» темпы роста в 2015 году (по сравнению с 2016 г.) стали меньше темпов роста в 2016 году (по сравнению с 2015 г.).
Проводя оценку предприятия ООО «Автозапчасть» на 1 января 2018 года основными источниками информации для анализа формирования, размещения капитала, запасов служат «Бухгалтерские балансы» на 1 января 2017 года и на 1 января 2016 года, а также «Отчеты о прибылях и убытках» за 2016 и 2017 года.
Таким образом, изучив сильные и слабые стороны внутри организации можно сделать выводы, что ООО «Автозапчасть» является достаточно стабильным предприятием по оптово-розничной торговле автозапчастей с массой преимуществ.
Для дальнейшего развития предприятия, необходимо повышать квалификацию персонала в области разработки новых методик стратегического анализа, которые помогут расширить ассортимент автомобильных деталей, узлов и принадлежностей, тем самым обеспечат привлечение новых клиентов ООО «Автозапчасть». Также необходима программа по оптимизации ассортимента продаваемой продукции, с целью увеличения уровня доходности.
2.3. Анализ внешней среды предприятия
Анализ системы управления представлен в виде табличных данных, сведенных в таблицы 5.
Таблица 5 ‑ Анализ внешней среды
Возможности |
Угрозы |
|
1 |
2 |
|
Факторы прямого воздействия |
||
1. Сильная конкурентная позиция на региональном рынке. 2. Хорошая репутация на рынке. 3. Возможность выхода на новые рынки |
1. Наличие крупных конкурентов в стране. 2. Более гибкая ценовая политика конкурентов. 3. Постоянный рост цен на ресурсы. 4. Рост тарифов естественных монополий |
|
Факторы косвенного воздействия |
||
1. Наличие барьеров для входа в отрасль в виде высокой капиталоемкости и малая вероятность появления новых конкурентов. 2. Большой отток конкурентов в другие отрасли из-за их низкой конкурентоспособности. |
1. Возможность ужесточения налогового законодательства |
|
К сильным сторонам можно отнести: хорошую репутацию выпускаемой продукции и имиджа предприятия, значительная рыночная доля, высокое качество, высокий уровень сервиса, эффективность продвижения; квалификация руководства и персонала. К слабым сторонам относятся: старение персонала, несовершенство системы мотивации.
К факторам внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность компании можно отнести следующие:
Факторы прямого воздействия:
- поставщики;
- покупатели;
- конкуренты;
Факторы косвенного воздействия:
- развитие и рост отраслей потребителей продукции ООО «Автозапчасть», таких как машиностроительная, химическая, и др., а также с торгово-сервисными компаниями, строительно-монтажными организациями, сельскохозяйственными предприятиями и более мелкими потребителями.
Поставщиками ООО «Автозапчасть» являются заводы по производству автокомпонентов, такие как ЗАО «Кварт», ОАО «ХитонПласт», ОАО «РИАТ», ЗАО «Автотор», ОАО «Нижегородский Завод Автокомпонент».
Многолетняя работа с данными поставщиками дает следующие преимущества:
- лояльность ценовой политики;
- сокращенный срок размещения и обработки заказов;
- удобные отсрочки платежа;
- возможность изготовления эксклюзивных заказов по чертежам заказчиков;
- возможность использования инструкций по товару и рекламных материалов, каталогов товара, разработанных заводами.
Основным недостатком являются высокие транспортные расходы.
Всех покупателей продукции ООО «Автозапчасть» можно разделить на две большие группы: оптовые компании, которые приобретают товар для своих розничных магазинов и прямые потребители.
Оптовые компании работают с ООО «Автозапчасть» на очень выгодных условиях, получают дополнительные скидки и специальные цены.
Организация ООО «Автозапчасть» напрямую работает с крупными клиентами и клиентами, которые в будущем могут стать перспективными и приносить большие объемы продаж, а также клиентами, которые повышают имидж компании.
Среди таких клиентов можно отметить: ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Сорбент», ОАО «Губахинский КОКС», ОАО «Центральный Агроснаб», ЗАО «Уралалмаз», ОАО «Минеральные удобрения», ЗАО «Новомет-Железнодорожный» и многие другие.
Однако политика распределения клиентов между ООО «Автозапчасть» и клиентов оптовых заказчиков четко не определена, отсутствуют точные критерии, по которым определяется перспективность клиентов. Имеют место случаи, когда неудовлетворенные работой дистрибьюторов, их клиенты обращаются напрямую к ООО «Автозапчасть» и их заявки обрабатываются поверхностно (как заявки неперспективных клиентов). На этом направлении необходима дополнительная работа.
Рассмотрим основных конкурентов «ООО «Автозапчасть». К ним относятся:
- ООО «ТД «Подмосковье»;
- ООО «Автостройкомплект»;
- ООО «Торгавто», г. Москва;
- ООО «Автолюкс».
Рассмотрим уровень конкурентоспособности ООО «Автозапчасть» и его основных конкурентов.
В качестве основных факторов успеха возьмем следующие:
- качество товара;
- уровень сервиса предполагает квалифицированную помощь клиентам при выборе товара;
- участие в профессиональных выставках, размещение информации на профессиональных журналах и каталогах;
- дистрибьюторская сеть – широта контактов с дистрибьюторами и количество крупных прямых потребителей;
- наличие собственных розничных магазинов;
- цена – является не маловажным фактором для российских предприятий.
Предлагается провести анализ уровня конкуренции торгово-закупочной деятельности среди учреждений и фирм по оптово-розничной торговле автокомпонентов по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера путем анализа пяти внешних сил (приложение).
Таким образом, получается: рыночная власть поставщиков равна 2,9, рыночная власть покупателей равна 3,9, властью существующих конкурентов равна 3,7, угроза со стороны новых конкурентов равна 2,4, угроза со стороны товаров-субститутов равна 1,3. Общий индекс рыночной силы составляет 3,4. Такое положение можно интерпретировать как среднее (от 2,5 до 3,5). То есть, уровень конкуренции на рынке торгово-закупочной деятельности среди учреждений и фирм резинотехнических изделий оценивается как средний.
Рисунок 3 ‑ Результаты оценки ООО «Автозапчасть» по модели «Пять сил конкуренции Портера»
Далее в таблице 6 проведем оценку уровня конкурентоспособности ООО «Автозапчасть» по сравнению с его основными конкурентами.
Таблица 6 ‑ Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Автозапчасть» и его основных конкурентов
Признак сравнения |
Значимость признака |
Оценка в баллах |
||||
ООО «Автозапчасть» |
ООО «ТД «Подмосковье» |
ООО «Автостройкомплект» |
ООО «Торгавто», г. Москва |
ООО «Автолюкс» |
||
1. Качество |
0,30 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
2. Уровень сервиса |
0,15 |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
3. Активная реклама |
0,05 |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
4. Дистрибьюторская сеть |
0,20 |
8 |
8 |
9 |
7 |
7 |
5. Собственные магазины |
0,10 |
7 |
7 |
7 |
7 |
- |
6. Цена |
0,20 |
8 |
7 |
9 |
8 |
8 |
ИТОГО: Оценка конкурентоспособности |
8,20 |
7,95 |
8,30 |
7,55 |
7,30 |