Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

1. Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж.

2. Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу ( за 2016 год из страны утекло почти $230 млрд.).

3. Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.

4. Снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ.

5. Снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы.

6. Ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ.

7. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России.

8. Низкая конкурентоспособность продукции. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48–52% в 1994–1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2004 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2010 г. — 43, в 2016 г. — 46%.

9. Проникновение иностранных фирм на внутренний рынок России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических, товаров.

10. Протекционистская политика ряда международных организаций и зарубежных государств по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий из традиционных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной продукции.

11. Скупка иностранными фирмами наших предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения собственного успеха в конкурентной борьбе, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

12. Отсутствие необходимых условий использования таможенной границы, недостаточный экспортный и валютный контроль.

13. Неразвитость экспортно-импортной инфраструктуры и др.

Таким образом, обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.


2.2 Рекомендации по снижению или устранению угроз национальной безопасности России

Система обеспечения экономической безопасности страны в условиях трансформации общества функционирует как единый комплекс государственных органов, тесно сотрудничают с общественными в том числе информационно-аналитическими, научными, социологическими, пропагандистскими, общественно-политическими и контрольными и правоохранительными структурами. Основными элементами указанной системы являются государственные и негосударственные учреждения, участвующие в обеспечении экономической безопасности в соответствии с законодательством, нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере экономической безопасности.

Важным вопросом в системе обеспечения экономической безопасности страны является определение содержания и перечня угроз экономической безопасности. Состояние экономической безопасности находится под влиянием множества различных факторов, которые либо препятствуют или способствуют обеспечению безопасности. При неправильном или несвоевременном регулировании действия фактора происходит его переход от управляемого состояния к новому, дестабилизирующего и часто его поведение может быть непредсказуема и рассматривается как угроза экономической безопасности.

Исходя из реальной ситуации в российской экономике в процессе ее реформирования, можно выделить следующие ключевые экономические угрозы: усиление структурной деформации экономики, снижение инвестиционной и инновационной активности и распад научно-технического потенциала, тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран, усиление зависимости от импорта, бегство из страны валютных ресурсов и капиталов, углубление имущественного расслоения общества, рост внешнего долга, чрезмерная открытость экономики и ее уязвимость к внешним угрозам, активная криминализация экономических отношений.

Формирование эффективной системы безопасности должно опираться на создание комплексного мониторинга, то есть многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране.


Очевидна сложность состоит в разработке точных критериев и уровня пороговых значений экономической безопасности[5].

В методике указано, что отбор индикаторов было осуществлено с учетом мирового опыта и разработок ученых, но при этом не конкретизированы источники. Использование большого количества индикаторов для постоянного мониторинга представляет сложность, в связи с этим для оценки экономической безопасности страны необходимо использовать экспресс-оценку, основанную на меньшем количестве индикаторов и позволяет оперативно диагностировать кризис в экономике.

Под влиянием мирового финансового кризиса правительства и центральные банки в зависимости от особенностей кризисных явлений в каждой из стран, специфики ее хозяйственной системы и особенностей государственного управления осуществляли антикризисные меры, направленные на поддержание устойчивости финансовой системы страны, обеспечение ликвидности банковской системы, поддержание производства и экономического роста, а также минимизации социальных потерь работников и населения.

Среди значительного разнообразия антикризисных мер, принимаемых различными странами мира, главное место занимают мероприятия, направленные на поддержку реального сектора экономики, которые позволят восстановить или ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность, сохранить занятость населения. Среди антикризисных инструментов, которые применялись различными странами, можно выделить: расширение предложения кредитных ресурсов, поддержка малого и среднего бизнеса, стимулирования инвестиций и инноваций, поддержка приоритетных отраслей, поддержка экспортеров, налоговые льготы и прочее.

Необходимо отметить, что программы антикризисных мер разных стран мира имеют социальную направленность. Ведь залогом после кризисного оживления экономики является поддержка и развитие потребительского спроса. К основным мероприятиям социальной политики стран мира, которые были направлены на преодоление негативных тенденции вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса, можно отнести: стимулирование и поддержку занятости населения, снижение расходов населения, применения налоговых стимулов, увеличение социальных платежей и прочее.

Для финансирования антикризисных мер различными странами были использованы следующие источники:

- Увеличение дефицита государственного бюджета в результате предоставления ряда налоговых льгот;


- Рост государственного долга;

- Использование валютных резервов для вливания ликвидности в банковскую систему (Корея), поддержки доступа компаний к ликвидности (Бразилия)

- Выпуск казначейских облигаций;

- Использование средств фондов суверенного богатства или национальных фондов (Казахстан, Норвегия);

- Использование средств государственных и местных бюджетов;

- Использование средств государственных банков и банков развития.

Для поддержки национального производителя в секторе, был принят ряд законов, регулирующие деятельность предприятий отдельных отраслей (автомобильной, перерабатывающей, строительной, предприятий горно-металлургического комплекса, аграрном секторе и другие).

Необходимо отметить, что практическая реализация средств антикризисной политики происходила непоследовательно, в некоторых случаях промедление с введением необходимой антикризисной политики приводило к нарастанию кризисных явлений до уровня, на котором они уже не могли быть преодолены только предусмотренными антикризисными мерами, отдельные принятые антикризисные меры остаются только стратегическими намерениями.

Главным вопросом для правительства на сегодняшний день должно стать недопущения десинхронизации кризиса в России с мировой и вовлечение России в длительный период экономической стагнации, что невозможно без создания эффективного механизма обеспечения экономической безопасности страны.

Осознание угроз развития реального сектора экономики требует выработки и реализации адекватной политики по противодействию кризису.

Для обеспечения экономической безопасности страны и снижения угроз в реальном секторе экономики в условиях кризиса необходимо решить ряд задач:

- Поддержка ликвидности предприятий реального сектора экономики и предотвращения их массового банкротства;

- Проведение эффективной импортозамещающей промышленной политики и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, в первую очередь потребительского назначения;

- Проведение эффективной политики энергосбережения во всех отраслях экономики;

- Государственная налоговая поддержка роста производства в ведущих отраслях экономики;

- Разработка и внедрение национальной программы развития реального сектора производства.

Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день существует острая необходимость в совершенствовании системы обеспечения экономической безопасности страны. Система обеспечения экономической безопасности России в условиях кризиса должна выполнять ряд специальных функций. Среди них: своевременное, оперативное выявление, прогнозирование угроз экономической безопасности России. К числу таких угроз входят как кризисные и другие негативные тенденции и процессы экономического, политического, социального, техногенного, энергетического и экологического характера, так и целенаправленные действия, то есть посягательства, извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны; предупреждение, локализация или нейтрализация выявленных потенциальных и реальных угроз для страны, с помощью необходимых законодательных, административных, экономических, информационных мероприятий; непосредственная противодействие носителям или источникам указанных угроз посредством реализации соответствующих механизмов. Угрозы экономической безопасности страны в реальном секторе экономики были обнаружены в докризисный период, а во время кризиса усилился их влияние на экономику, но на сегодня не представлено комплексной системы по мониторингу угроз, определения их оптимального уровня и конкретных действий по их предотвращению или нейтрализации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая анализ показателей экономической безопасности факторов и критериев, ее определяют, отметим, что стратегия экономической безопасности должна определять следующие основные приоритеты экономической политики государства:

1. Приоритет национальных экономических интересов в финансовой, банковской и денежной сферах. Государственная поддержка банковского сектора, исходя исключительно из национальных экономических интересов. Дальнейшее улучшение делового климата, институциональной, финансовой инфраструктуры, поддерживает частные инвестиции. Это существенно для получения выгод от вступления в ВТО и обеспечения повышения производительности на уровне предприятий.

2. Развитие отечественного предприятия, национального малого и среднего бизнеса, частной собственности. Фискальная политика России должна быть переориентирована на значительные государственные капиталовложения при сохранении финансовой дисциплины путем использования макроэкономического механизма, способствующего росту. Кроме того, Россия должна усилить усилия, направленные на реализацию среднесрочного бюджетирования и улучшения качества услуг в государственном секторе.

3. Важным национальным интересом является осуществление кадровой политики: в правительстве, на предприятиях ключевые позиции должны занять национально сознательные и высокообразованные специалисты.

Полученные в исследовании научные и практические результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Экономическая безопасность государства является важной составляющей национальной безопасности, но в то же время, это сложная условно замкнутая система, которая имеет свою структуру, внутреннюю логику, что обусловливает актуальность и необходимость совершенствования методологии интегральной оценки уровня экономической безопасности государства с целью обеспечения адекватного реагирования на дестабилизирующие факторы.

2. Анализ официальных подходов к интегральной оценки уровня экономической безопасности государства выявил ряд недостатков, которые сужают возможности их использования и обусловливают необходимость совершенствования методологических подходов. Определены недостатки касаются как состава индикаторов, так и методологии интегральной оценки (нормирование индикаторов, определение весовых коэффициентов, обоснование вектора пороговых значений), что приводит к некорректным результатам интегральной оценки.