Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
1.1. Основные угрозы национальной безопасности России
1.2 Национальная безопасность региона
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 Анализ угроз национальной безопасности России
2.2 Рекомендации по снижению или устранению угроз национальной безопасности России
Система обеспечения национальной безопасности вне зависимости от формы политико-территориального устройства государства строится, исходя из сохранения его целостности, эффективности управления регионами. Необходимость обеспечения интересов территорий, составляющих государство, порождает процессы федерализации, унитаризации и регионализации в государственном механизме.
Важное значение для существования и развития Российского государства имеет определение угроз и рисков национальной безопасности. Без решения этой задачи невозможно создание устойчивой системы защищенности объектов безопасности - личности, общества и государства. Региональный уровень обеспечения национальной безопасности тесно связан с общегосударственной безопасностью, но имеет и определенную специфику.
В качестве факторов, влияющих на состояние защищенности объектов безопасности на региональном уровне, следует назвать:
- уровень экономического благосостояния населения региона, степень влияния «среднего класса» на политическую стабильность в регионе;
- степень влияния политического популизма региональных элит на принимаемые решения со стороны региональных властей;
- участие политических партий и общественных объединений в решении вопросов обеспечения национальной безопасности в регионе;
- неблагоприятная демографическая ситуация в регионе, изменения национального состава населения под влиянием миграционных процессов;
- качество проводимых в регионе избирательных кампаний, отсутствие или наличие в ходе их проведения нарушений законодательства;
- эффективность функционирования компонентов правоохранительной системы и др.
Региональная политика в сфере выявления и противодействия угрозам национальной безопасности должна носить продуманный, научно-обоснованный характер. Излишняя централизация государственной власти приводит к такой крайности, как появление всекомпетентности, полновластие центральных органов государства, отсутствие эффективного решения государственных вопросов на местном уровне. Излишняя децентрализация таит в себе опасность появления дисперсии, т. е. рассеивания власти, что делает государство неуправляемым и ведет к конфедерализации внутригосударственных связей и распаду государственно-правовой системы. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в государственном управлении должно обеспечить динамичное, устойчивое и взаимовыгодное развитие центра и регионов. Эффективность системы государственно-правового регулирования должна рассматриваться как результат воздействия системообразующих средств на общественные отношения, складывающиеся в рамках самой социальной системы. Оптимальной моделью является такая система, в рамках которой достижение цели сопровождается затратами, сопоставимыми с возможными выгодами (и последствиями негативного характера), наступающими как в отношении конкретных субъектов, так и в отношении всего общества (государства) в целом [2, с. 65].
Федеральный центр должен только помогать регионам развиваться и обеспечивать минимальный общегосударственный уровень жизни граждан. Обеспечивается это через систему перераспределения средств, поступающих в федеральный бюджет, путем проведения целевых программ регионального развития, компенсаций, льгот. Исходя из ресурсов региона, органы государственной власти субъектов России должны обеспечить достаточный и достойный уровень жизни каждому человеку.
Распределение государственной власти позволяет сгладить противоречия общественной жизни на макро- и микро- уровнях, порождаемые различными негативными явлениями, в том числе и преступностью.
Государственная власть, основанная на полновластии центра, без четкого распределения полномочий и компетенции центра и территорий становится абсолютной и малоэффективной. В условиях такого государства, как Россия, полновластие центра понижает возможность учета особенностей территорий, составляющих государство. Незнание условий регионов и применение единого стандарта влечет непонимание и противодействие на местах.
Проблемы, связанные с контролем над проявлениями противоправного поведения, актуализируются с каждым
днем. Современный механизм противодействия преступности включает международную и национальную составляющие [3, с. 42]. Он также включает и региональный компонент [4, с. 80]. Необходимость централизации и децентрализации управления органами правопорядка не вызывает сомнений и требует теоретического и методологического обоснования и практического разрешения [5, с. 24].
Бесспорна закономерность - чем глубже и острее противоречия в регионе, тем сложнее криминогенная обстановка и выше уровень преступности. Оценка работы правоохранительных органов путем сравнения показателей состояния преступности в конкретном субъекте федерации со среднестатистическими показателями по стране не объективна, что приводит к неадекватным мерам противодействия преступным проявлениям.
Преступность, характерная для конкретной территории, зависит не только от общих детерминант без нормативности поведения, но и напрямую связана с неравномерностью развития регионов. Каждый регион имеет свои антикриминогенные и криминогенные факторы. Данное обстоятельство определяет специфические черты региональной преступности и возможные меры ее сдерживания.
Сочетание федерального и регионального управления силами правопорядка является узловой проблемой, которая должна быть решена, исходя из объективных социально-экономических потребностей и интересов населения [6, с. 10].
На сегодняшний день борьба с преступностью предполагает сохранение органов внутренних дел как целостной системы, имеющей единую стратегию правоохранительной деятельности. Централизация управления органами внутренних дел ввиду глобализации многих процессов и явлений (коим является и преступность) необходима. Она необходима по таким направлениям, как: проведение единой политики в области защиты прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности; выявление и расследование преступлений; перспективное развитие деятельности органов внутренних дел; организация и обеспечение нормативно-правового обслуживания правоохранительной деятельности; ведение централизованных учетов оперативносправочной, разыскной и иной статистики; руководство образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и т. п.
В то же время жесткая централизация правоохранительной системы не приемлема ввиду причин объективного плана. К ним следует отнести: скоротечность процессов, связанных с изменениями оперативной обстановки; сложность определения из центра реальных возможностей органов внутренних дел конкретной местности, использования тех или иных способов и средств противостояния преступным проявлениям; трудности по сбору, обработке и анализу постоянно нарастающей и изменяющейся криминальной информации и многое другое.
Указанные проблемы и трудности, их осознание, разработка путей и способов их решения вызывают потребность сочетания централизации и децентрализации управления в сфере обеспечения безопасности. Более того, достижение целей правоохранительной деятельности - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений невозможно без разработки и применения специальных региональных программ.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 Анализ угроз национальной безопасности России
К приоритетным экономическим интересам относятся: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами.
Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечения социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.[3]
Таблица 1.
Соотношение товарного экспорта и импорта РФ по отдельным товарным группам (отраслям производства), 2016 год
Товарная группа |
Соотношение экспорта и импорта, раз |
Минеральных продуктов Металлов, драгоценных камней и изделий из них |
32,5 1,48 |
Древесины и целлюлозно-бумажных изделий |
1,00 |
Продукции химической промышленности, каучука Продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) Кожевенного сырья, пушнины и изделий из них |
0,37 0,23 0,20 |
Машин, оборудования и транспортных средств |
0,11 |
Текстиля, текстильных изделий и обуви |
0,03 |
Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.
К основным угроз экономической безопасности России относятся:
• в научно-технической сфере:
- Значительное уменьшение расходов на научную и инновационную деятельность, включая средства госбюджета;
- Отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности, что приводит к разрушению научно-технического потенциала, свертывание научно-технических разработок;
• в экономической сфере:
- Сокращение объемов производства;
- Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью национальной экономики (на производство единицы ВВП тратится в 3-5 раз больше энергии, чем в странах Восточной Европы), низким качеством продукции и высокими издержками производства;
- Низкая эффективность использования основных факторов производства по сравнению с их обеспеченностью (например, от Франции Россия отстает по эффективности использования сельхозугодий в 10-12 раз, трудовых ресурсов - в 7-15 раз, основного капитала - в 2-3 раза, научного потенциала - более чем в 20 раз);
- Затяжной характер экономического кризиса в стране, отсутствие заметного прогресса в структурной перестройке экономики, построении рыночных отношений;
- Стагнация аграрного сектора;
- Низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности;
- Монополизация экономики;
- Большой внутренний долг;
- Низкий платежеспособный спрос населения;
- Высокий уровень инфляции и безработицы;
- Ухудшение состояния платежно-денежной системы, концентрация основной денежной массы на посреднических операциях и краткосрочных формах кредитования;
- Экономическая преступность (незаконная торговля энергоносителями, минеральными ресурсами, должностные преступления, криминализация государственной власти, коррупция, взяточничество, рэкет, уклонение от уплаты налогов и т.д.);
- Рост спроса на энергоресурсы и ограниченность запасов традиционных их видов;
• в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, уменьшение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы[4].
Такая ситуация сложилась из-за необоснованной реструктуризации национальной экономики, неконтролируемость и неэффективность приватизационных процессов, разрушение стабильных связей и традиций в образовании, медицине, культуре и правоохранительной системе. Ослабление факторов внутренней безопасности вызывает рост зависимости страны от внешнеэкономических связей.
К внешним угрозам экономической безопасности страны относятся:
- Экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональная структура экспорта - чрезмерное вывоз сырьевых ресурсов и низкая доля готовых изделий (37,1-35,4%);
- Потеря позиций на внешних рынках;
- Кредитно-долговая зависимость от иностранных государств и международных финансовых организаций, рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов.
Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.