Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
1.1. Основные угрозы национальной безопасности России
1.2 Национальная безопасность региона
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
2.1 Анализ угроз национальной безопасности России
2.2 Рекомендации по снижению или устранению угроз национальной безопасности России
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях ни одна страна не способна самостоятельно производить весь спектр необходимой продукции высокого качества. Странам приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Таким образом, появляется понятие открытости экономики. Открытая экономика - это экономика страны, которая тесно связана с мировым хозяйством.
Проблемы развития внутреннего и внешнего рынка в условиях растущей открытости экономики и вопрос связи глобализационных процессов достаточно широко рассматриваются в современной экономической литературе такими учеными как А.С. Гальчинский, В. Базилевич, А.И. Рогач, Л.Г. Лукьяненко, А.С. Филипенко, А.С. Власюк, А.А. Чухно, Т.Е. Цыба и др.
Глобализация по своей сути является вызовом экономической безопасности любой страны, в определенной степени интегрирована в экономическое пространство, ведь она делает национальную экономику более открытой и, соответственно, более уязвимой. Современные глобальные процессы разрушают национальную замкнутость, ускоряя трансграничные товарные и финансовые потоки, международное движение капитала и миграцию рабочей силы.
Глобализация предоставляет новое измерение мировом рыночном хозяйству и обусловливает его новые количественные и качественные характеристики, которые проявляются в постоянном движении национальных хозяйств к все большей открытости.
В современных условиях формирования конкурентоспособных национальных экономик, важную роль играет экономическая безопасность, как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способности поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Концепция экономической безопасности ценна тем, что позволяет предупреждать негативные деформации в экономике. В России на современном этапе ее развития состояние безопасности характеризуется как предкризисный с обострением одних или других угроз.
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты интеграции России в мировую экономическую систему и определить проблемы обеспечения экономической безопасности.
Задачи исследования:
- Определить теоретические аспекты экономической безопасности;
- Изучить состояние развития международных экономических отношений в настоящее время;
- Изучить влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России
- Исследовать подходы к оценке состояния внешнеэкономической безопасности страны;
- Рассмотреть проблемы экономической безопасности России;
- Исследовать оценку внешних угроз экономической безопасности России;
- Изучить стратегию обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции;
- Определить пути повышения экономической безопасности России.
Объект исследования – место России в мировом хозяйстве.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты экономической безопасности России в условиях ее интеграции в мировую экономическую систему.
Методология исследования. При написании работы били использованы следующие научные методы: анализ, синтез, группирование, дедукция, обобщение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
1.1. Основные угрозы национальной безопасности России
Анализ и обобщение существующих подходов позволили выявить недостатки, определить основные проблемы интегральной оценки уровня экономической безопасности России. Определены недостатки существующих подходов интегральной оценки уровня экономической безопасности России свидетельствуют о необходимости совершенствования официальных и других методических подходов.
За основу совершенствования методологии комплексной оценки уровня экономической безопасности государства принимается теоретико-методологический подход к интегральной оценки и регулирования, который предусматривает использование макроэкономической модели вместе с моделью экономической безопасности для оценки ее уровня и составляющих с целью определения иерархии воздействий и соответствующих мер регулирования.
Форма интегрального индекса. Каждая составляющая Экономической безопасности характеризуется совокупностью многочисленных его свойств, которая записывается в виде вектора составляющие которого должны быть безразмерными величинами, тогда как исходные показатели качества - индикаторы могут иметь разные размерности. Поэтому, в общем случае, под показателем следует понимать нормированную безразмерную величин, полученную одним из методов нормирования. Обычной является ситуация, когда для повышения уровня безопасности одни индикаторы нужно увеличивать (S - стимуляторы), другие - уменьшать (D - дестимуляторы). Однонаправленность индикаторов также достигается их специфическим нормированием.
Для сравнительной оценки уровня Экономической безопасности в разных временных периодах необходимо сформировать некоторую скалярную функцию t I от отдельных индикаторов i t z,, которую будем называть интегральным показателем (индексом) уровня Экономической безопасности (составляющей). Такая многочисленность показателей эффективности, из которых одни показатели желательно превратить в максимум, а другие - в минимум, характерная для всякой сколько-нибудь сложной задачи исследования операций. Задача образования скалярной функции t I, который является обобщенным критерием для задачи многокритериальной оптимизации, является достаточно сложной. В зависимости от информации о степени сопоставимости отдельных критериев оптимальности можно выделить следующие типы объединения: количественно сопоставимых критериев; критериев, для которых указано отношение предпочтения по важности; критериев, которые не сопоставимы между собой. Отдельные критерии i t z, будем считать количественно сравнимыми, если каждому из них можно поставить в соответствие некоторое число ai, численно характеризует его важность по сравнению с другими критериями. Параметры ai называются весовых коэффициентов. Преимущественно исследователи используют так называемую аддитивную функцию полезности (линейная свертка) путем образования суммы отдельных критериев, умноженных на свои весовые коэффициенты ( "метод взвешенных сумм")[1].
Хотя аддитивная форма интегрального показателя наиболее распространена, ее недостатком является возможность компенсации уровня интегрального показателя по одним индикаторах за счет других. Кроме того, она допускает ситуацию значимости интегрального показателя при нулевом значении равно одного или нескольких индикаторов. В этом смысле, а также с учетом нелинейности экономических процессов, наиболее адекватным считается использование мультипликативной формы интегрального индекса, которая связана с аддитивной через логарифмическую функцию.
Нормирование индикаторов. Процедура нормирования индикаторов является необходимым этапом расчета интегрального индекса, поскольку все индикаторы имеют различную размерность. Более того, они могут быть разнонаправленными: есть индикаторы, увеличение которых желательно (S), другие - уменьшение которых желательно (D). Процедура нормирования, во-первых, переводит индикаторы различных размерностей в безразмерные величины до диапазона [0,1]. Во-вторых, дает возможность сопоставления разнонаправленных индикаторов, без чего невозможно формирование интегрального индекса.
На практике применяют различные методы нормирования. Все они основываются на сравнении эмпирических значений показателя x с определенной эталонной величиной norm k - нормуючикоефициентом. В качестве такой величины применяют максимальное, минимальное, среднее значение совокупности, или эталонное (пороговое) значение показателя.
Наиболее простым и распространенным является следующий (первый) метод нормирования. Если применять в качестве нормирующего коэффициента среднее значение совокупности, величины индикаторов после нормирования могут принимать значения больше "1", нарушает правила нормирования - соблюдение нормированных индикаторов в диапазоне [0,1].
Нормированию подлежат как индикаторы, так и пороговые значения. Это дает возможность определять интегральные индексы составляющих Экономической безопасности и их пороговых значений в одном масштабном диапазоне для их сравнения, что и является основной задачей идентификации состояния Экономической безопасности. Но этот подход к нормированию также не лишен недостатков, главным из которых является низкий динамический диапазон. Если нормирования индикаторов стимуляторов осуществляется по линейной функции (x k i /), то нормирование индикаторов-дестимуляторы осуществляется по нелинейной функцией: i k / x - уравнение гиперболы. В связи с этим, при нормировании осуществляется некоторое "подавление" динамики нормированного индикатора, но, все же, отражается динамика выходного индикатора.
Не менее распространенным является применение другого (второго) метода нормирования - относительно размаха вариации[2].
Однако он не может в полной мере охарактеризовать вариацию признака, поскольку не учитывает всех значений признака, промежуточных между максимальным и минимальным значениями. Не учитывает он и частот.
Особенность показателя размаха вариации заключается в том, что он зависит только от двух крайних значений признака, которые могут оказаться недостаточно типичными. В связи с этим размах вариации отражает иногда случайно, а не типичное для данного ряда колебания. Указанные недостатки размаха вариации сужают область его практического применения. В основном он используется для предварительной оценки вариации. Поэтому необходимы другие показатели вариации, основанные на всех значениях признака в данной совокупности.
Применение нормирования индикаторов относительно размаха вариации означает тот факт, что полученные интегральные оценки определяют не саму изменение уровня Экономической безопасности, а изменение уровня диапазона. Поэтому для представления об изменениях динамики уровня Экономической безопасности необходимо провести процедуру, обратную нормированию по определенным формулам нормирования.
Необходимо отметить, что по второму методу нормирования (относительно размаха вариации) равенство текущих значений индикаторов или порогов минимальным или максимальным значением вынужденно делает нормированные значения "0" искусственно занижает пороговые значения, искажает динамику интегрального индекса и интегральных пороговых значений. В таком случае ни динамика интегрального индекса, ни его пороговые значения не соответствуют действительности.
Определение весовых коэффициентов. Подавляющее большинство исследователей для определения весовых коэффициентов применяет экспертные оценки (например, метод парных сравнений), в значительной степени субъективны, не исключают принципиальных ошибок, а потому снижают научную и практическую ценность полученных результатов. Кроме того, рассчитаны экспертным путем весовые коэффициенты считаются постоянными, что не соответствует действительности. Со временем меняется политическая и экономическая ситуация, осуществляются структурные изменения в экономике, поэтому весовые коэффициенты тоже будут меняться. Для соответствия существующей ситуации нужно чаще проводить экспертные оценки, будет встречать некоторые сложности как по составу экспертов, так и по частоте опроса.
Итак, поскольку экспертные оценки не решают проблемы, то нужны другие формализованные методы, которые могут быть лишены субъективизма.
1.2 Национальная безопасность региона
В начале XXI века проблема обеспечения национальной безопасности для большинства стран мира приобрела все большую актуальность. Не исключение и Россия. Более того в силу ряда геополитических факторов, таких как: географическое положение, культурная и этническая неоднородность населения, дисперсный способ расселения, протяженность государственной границы, проблемы территориальных притязаний со стороны сопредельных государств и многих других - Россия подвержена различного рода угрозам. Главными критериями, определяющими уровень состояния безопасности, являются стабильность социально-политических отношений и устойчивое положение в геополитическом пространстве.
Утрата Россией государственности на уровне Советского Союза, распад социалистической системы сотрудничества повлекли разрушение экономических и социальных институтов, социальную напряженность и как следствие - появление угроз и рисков, как на уровне страны, так и на уровне ее образующих регионов.