Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система обеспечения нацио­нальной безопасности вне зависимости от формы политико-территориального устройства государства строится, исхо­дя из сохранения его целостности, эф­фективности управления регионами. Необходимость обеспечения интересов территорий, составляющих государство, порождает процессы федерализации, унитаризации и регионализации в госу­дарственном механизме.

Важное значение для существо­вания и развития Российского государ­ства имеет определение угроз и рисков национальной безопасности. Без реше­ния этой задачи невозможно создание устойчивой системы защищенности объектов безопасности - личности, об­щества и государства. Региональный уровень обеспечения национальной безопасности тесно связан с общегосударственной безопасностью, но имеет и определенную специфику.

В качестве факторов, влияющих на состояние защищенности объектов безопасности на региональном уровне, следует назвать:

  • уровень экономического благо­состояния населения региона, степень влияния «среднего класса» на полити­ческую стабильность в регионе;
  • степень влияния политического популизма региональных элит на при­нимаемые решения со стороны регио­нальных властей;
  • участие политических партий и общественных объединений в решении вопросов обеспечения национальной безопасности в регионе;
  • неблагоприятная демографиче­ская ситуация в регионе, изменения на­ционального состава населения под влиянием миграционных процессов;
  • качество проводимых в регионе избирательных кампаний, отсутствие или наличие в ходе их проведения на­рушений законодательства;
  • эффективность функциониро­вания компонентов правоохранительной системы и др.

Региональная политика в сфере выявления и противодействия угрозам национальной безопасности должна но­сить продуманный, научно-обоснован­ный характер. Излишняя централизация государственной власти приводит к та­кой крайности, как появление всеком­петентности, полновластие централь­ных органов государства, отсутствие эффективного решения государствен­ных вопросов на местном уровне. Из­лишняя децентрализация таит в себе опасность появления дисперсии, т. е. рассеивания власти, что делает государ­ство неуправляемым и ведет к конфеде­рализации внутригосударственных свя­зей и распаду государственно-правовой системы. Оптимальное сочетание цен­трализации и децентрализации в госу­дарственном управлении должно обес­печить динамичное, устойчивое и взаимовыгодное развитие центра и регио­нов. Эффективность системы государ­ственно-правового регулирования долж­на рассматриваться как результат воз­действия системообразующих средств на общественные отношения, склады­вающиеся в рамках самой социальной системы. Оптимальной моделью явля­ется такая система, в рамках которой достижение цели сопровождается затра­тами, сопоставимыми с возможными выгодами (и последствиями негативно­го характера), наступающими как в от­ношении конкретных субъектов, так и в отношении всего общества (государст­ва) в целом [2, с. 65].


Федеральный центр должен только помогать регионам развиваться и обеспечивать минимальный общегосу­дарственный уровень жизни граждан. Обеспечивается это через систему пере­распределения средств, поступающих в федеральный бюджет, путем проведе­ния целевых программ регионального развития, компенсаций, льгот. Исходя из ресурсов региона, органы государст­венной власти субъектов России долж­ны обеспечить достаточный и достой­ный уровень жизни каждому человеку.

Распределение государственной власти позволяет сгладить противоре­чия общественной жизни на макро- и микро- уровнях, порождаемые различ­ными негативными явлениями, в том числе и преступностью.

Государственная власть, осно­ванная на полновластии центра, без четкого распределения полномочий и компетенции центра и территорий ста­новится абсолютной и малоэффектив­ной. В условиях такого государства, как Россия, полновластие центра понижает возможность учета особенностей терри­торий, составляющих государство. Не­знание условий регионов и применение единого стандарта влечет непонимание и противодействие на местах.

Проблемы, связанные с контро­лем над проявлениями противоправного поведения, актуализируются с каждым

днем. Современный механизм противо­действия преступности включает меж­дународную и национальную состав­ляющие [3, с. 42]. Он также включает и региональный компонент [4, с. 80]. Не­обходимость централизации и децен­трализации управления органами пра­вопорядка не вызывает сомнений и тре­бует теоретического и методологиче­ского обоснования и практического раз­решения [5, с. 24].

Бесспорна закономерность - чем глубже и острее противоречия в регио­не, тем сложнее криминогенная обста­новка и выше уровень преступности. Оценка работы правоохранительных ор­ганов путем сравнения показателей со­стояния преступности в конкретном субъекте федерации со среднестатисти­ческими показателями по стране не объективна, что приводит к неадекват­ным мерам противодействия преступ­ным проявлениям.

Преступность, характерная для конкретной территории, зависит не только от общих детерминант без нормативности поведения, но и напрямую связана с неравномерностью развития регионов. Каждый регион имеет свои антикриминогенные и криминогенные факторы. Данное обстоятельство опре­деляет специфические черты регио­нальной преступности и возможные ме­ры ее сдерживания.

Сочетание федерального и ре­гионального управления силами право­порядка является узловой проблемой, которая должна быть решена, исходя из объективных социально-экономических потребностей и интересов населения [6, с. 10].


На сегодняшний день борьба с преступностью предполагает сохране­ние органов внутренних дел как целост­ной системы, имеющей единую страте­гию правоохранительной деятельности. Централизация управления органами внутренних дел ввиду глобализации многих процессов и явлений (коим яв­ляется и преступность) необходима. Она необходима по таким направлени­ям, как: проведение единой политики в области защиты прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности; выявление и расследова­ние преступлений; перспективное раз­витие деятельности органов внутренних дел; организация и обеспечение норма­тивно-правового обслуживания право­охранительной деятельности; ведение централизованных учетов оперативно­справочной, разыскной и иной стати­стики; руководство образовательными и научно-исследовательскими учрежде­ниями и т. п.

В то же время жесткая централи­зация правоохранительной системы не приемлема ввиду причин объективного плана. К ним следует отнести: скоро­течность процессов, связанных с изме­нениями оперативной обстановки; сложность определения из центра ре­альных возможностей органов внутрен­них дел конкретной местности, исполь­зования тех или иных способов и средств противостояния преступным проявлениям; трудности по сбору, об­работке и анализу постоянно нарас­тающей и изменяющейся криминальной информации и многое другое.

Указанные проблемы и трудно­сти, их осознание, разработка путей и способов их решения вызывают потреб­ность сочетания централизации и де­централизации управления в сфере обеспечения безопасности. Более того, достижение целей правоохранительной деятельности - выявление, предупреж­дение, пресечение и раскрытие престу­плений невозможно без разработки и применения специальных региональных программ.

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

2.1 Анализ угроз национальной безопасности России

К приоритетным экономическим интересам относятся: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами.


Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечения социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.[3]

Таблица 1.

Соотношение товарного экспорта и импорта РФ по отдельным товарным группам (отраслям производства), 2016 год

Товарная группа

Соотношение экспорта и импорта, раз

Минеральных продуктов

Металлов, драгоценных камней и изделий из них

32,5

1,48

Древесины и целлюлозно-бумажных изделий

1,00

Продукции химической промышленности, каучука

Продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного)

Кожевенного сырья, пушнины и изделий из них

0,37

0,23

0,20

Машин, оборудования и транспортных средств

0,11

Текстиля, текстильных изделий и обуви

0,03

Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.

К основным угроз экономической безопасности России относятся:

• в научно-технической сфере:

- Значительное уменьшение расходов на научную и инновационную деятельность, включая средства госбюджета;

- Отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности, что приводит к разрушению научно-технического потенциала, свертывание научно-технических разработок;

• в экономической сфере:

- Сокращение объемов производства;

- Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью национальной экономики (на производство единицы ВВП тратится в 3-5 раз больше энергии, чем в странах Восточной Европы), низким качеством продукции и высокими издержками производства;

- Низкая эффективность использования основных факторов производства по сравнению с их обеспеченностью (например, от Франции Россия отстает по эффективности использования сельхозугодий в 10-12 раз, трудовых ресурсов - в 7-15 раз, основного капитала - в 2-3 раза, научного потенциала - более чем в 20 раз);


- Затяжной характер экономического кризиса в стране, отсутствие заметного прогресса в структурной перестройке экономики, построении рыночных отношений;

- Стагнация аграрного сектора;

- Низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности;

- Монополизация экономики;

- Большой внутренний долг;

- Низкий платежеспособный спрос населения;

- Высокий уровень инфляции и безработицы;

- Ухудшение состояния платежно-денежной системы, концентрация основной денежной массы на посреднических операциях и краткосрочных формах кредитования;

- Экономическая преступность (незаконная торговля энергоносителями, минеральными ресурсами, должностные преступления, криминализация государственной власти, коррупция, взяточничество, рэкет, уклонение от уплаты налогов и т.д.);

- Рост спроса на энергоресурсы и ограниченность запасов традиционных их видов;

• в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, уменьшение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы[4].

Такая ситуация сложилась из-за необоснованной реструктуризации национальной экономики, неконтролируемость и неэффективность приватизационных процессов, разрушение стабильных связей и традиций в образовании, медицине, культуре и правоохранительной системе. Ослабление факторов внутренней безопасности вызывает рост зависимости страны от внешнеэкономических связей.

К внешним угрозам экономической безопасности страны относятся:

- Экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональная структура экспорта - чрезмерное вывоз сырьевых ресурсов и низкая доля готовых изделий (37,1-35,4%);

- Потеря позиций на внешних рынках;

- Кредитно-долговая зависимость от иностранных государств и международных финансовых организаций, рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов.

Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.