Файл: Заключение договора (Основные положения о заключении договора).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Гражданском кодексе Российской Федерации выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый « публичный договор» В ст. 426 ГК РФ содержится следующее определение публичного договора» публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится(розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание)и т. п.

Какими же характерными чертами должен обладать конкретный гражданско-правовой договор чтобы был отнесён к категории публичных?

Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается.

Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п.1 ст. 426 ГК РФ Действительно, все эти совершено разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако, если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.


Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации.

Из анализа текста ст.426 ГК РФ, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, и являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующее:

1.для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнёра, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий. При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора суды общей юрисдикции и арбитражные суды исходят из того, что бремя доказывания отсутствие возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Кроме того, разногласия по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации

(п.55 Постановления Пленумов №6/8);

2. коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора,не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключение из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3.условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4 в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того имеется ли согласие на то обеих сторон.


В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

При регулировании отдельных видов договорных обязательств в части 2 ГК РФ законодатель нередко прямо указывает, какой из видов договоров является публичным.

Такого рода указания можно обнаружить применительно к договорам: розничной купли-продажи (п..2 ст. 492 ГК РФ) проката (п.3 ст. 626 ГК РФ) ;бытового подряда (п.2 ст. 730 ГК РФ); перевозки транспортом общего пользования (п.2 ст. 789 ГК РФ); банковского вклада, если по договору вкладчиком является гражданин (п.2 ст. 834 ГК РФ); складского хранения, если он заключается товарным складом общего пользования ( п.2 ст. 908 ГК РФ ); хранения в ломбарде вещей принадлежащих гражданину (п.1 ст. 919 ГК РФ ); хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (п.1 ст.923 ГК РФ );личного страхования (п.1 ст. 927 ГК РФ).

Еще одна особенность публичного договора относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п.4 ст. 626 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительству РФ предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлением правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Один из способов формулирования сторонами условий договора, значительно облегчающих его оформление, заключается в отсылке к условиям различных примерных договоров (ст. 427 ГК РФ). Для этого достаточно, чтобы примерные условия договоров были разработаны применительно к конкретным видам договоров (например, договор купли-продажи нежилых помещений, договор строительного подряда, договор поставки металлопродукции и т.п.). а главное, чтобы эти примерные условия были опубликованы в печати, т.е. были бы общеизвестны и определимы.


В этом плане, как показывает опыт других стран, особого внимания заслуживают примерные условия договоров. Разрабатываемых различными ассоциациями(союзами) товаропроизводителей либо потребителей. В таких примерных условиях отражается специфика соответствующих товаров, работ и услуг, предусматриваются конкретные правовые средства, направленные на реализацию интересов производителей и потребителей, обеспечение защиты их прав.

К сожалению, в России практика разработки таких профессиональных текстов примерных договоров не получила широкого распространения.

Вместе с тем в прежние годы существовали многочисленные примерные и типовые условия договоров на поставку отдельных видов продукции и товаров, капитальное строительство, перевозку грузов, которые являлись, как правило, приложениями к особым условиям поставки продукции и товаров, правилам о договорах подряда на капитальное строительство и перевозки конкретных видов груза. До настоящего времени в договорах, заключаемых коммерческими организациями, нередко можно встретить ссылки на такие примерные и типовые условия договоров, в том числе и на утратившие силу.

В определенном смысле вторую жизнь многим подобным условиям договоров, которые не могут рассматриваться сегодня в качестве примерных в кон-тексте п.1 ст. 427 ГК РФ может дать норма п.2 названной статьи, согласно которой в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия могут применяться к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота. Но для этого они должны отвечать определенным требованиям: представлять собой правила, которые являются сложившиеся и широко применяемыми в какой либо области предпринимательской деятельности, и по сути не противоречить действующему законодательству.

Так же как и публичный договор, отдельным типом гражданско-правового договора является договор присоединения. Это понятие объединяет единый тип те договоры, которые были заключены путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах.

Таким образом, критерием выделения из всех гражданско-правовых договоров присоединения является не существо возникших из него обязательств, как это имеет место при дифференциации договорных обязательств на отдельные виды договоров, и не характер деятельности одной из сторон (публичный договор), а способ заключения договора. Следовательно, характерные черты такого договора определяются в преобладающей степени юридико-техническими факторами и могут быть обнаружены в области техники договорной работы.


Две характерные особенности присущи всякому договору, который может быть квалифицирован как договор присоединения:

- во -первых, условия договора присоединения должны быть определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Следует иметь в виду, что к числу таких стандартных форм и формуляров не могут быть отнесены растиражированные образцы текстов договоров, которые используются многими организациями. В этих случаях вторая сторона вправе заявить о разногласиях по отдельным пунктам или по всему тексту договора в целом и в конечном итоге условия договора будут определяться в обычном порядке, то есть по соглашению сторон;

-во-вторых, условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям. Это требование исключает возможность для сторон в договоре присоединения формулировать условия, отличные от выраженных в стандартной форме или формуляре, по их соглашению, а для присоединившейся стороны-также и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям

Таким образом, дело стороны, присоединяющейся к предложенному договору,- присоединиться к договору в целом (или не присоединяться к нему). Это ограничивает её права, но значительно облегчает процесс заключения и оформления договорных отношений.

Случаи и порядок разработки формуляров и стандартных форм договоров ГК РФ не установлены, не предусмотрены также какие-либо требования к организациям, разрабатывающим договоры присоединения.

К сожалению, приходится констатировать, что в юридической литературе, в том числе в некоторых комментариях к ГК РФ и учебниках по гражданскому праву, встречаются положения, свидетельствующие о недопонимании сущности договора присоединения и его отличительных черт. В связи с этим в целом ряде изданий к этому типу договоров относят в том числе и такие договоры, которые никак нельзя признать договорами присоединения, например, соглашения на пользование электрической и тепловой энергией, газом и тому подобными услугами, соглашения с транспортными организациями.

Некоторые авторы, исходя из фактически использованного сторонами способа заключения договора, относят к договорам присоединения и договор страхования. Так, в одном из изданий указывается: «Заключение договора страхования на основании... правил или иных стандартных формуляров представляет собой договор присоединения и, соответственно, подчиняется правилам ст. 428 ГК РФ».