Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и сущность современного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Рыночные отношения меняют взгляды на характер, роль и значимость работы менеджера.

Независимость, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску выдвигаются на первое место. Управление совместной деятельностью людей является сущностью управления - особого вида экономической деятельности.

Управление определяется как процесс интеграции.

Оценка качества управления актуальна. От того, насколько эффективно управление в организации, зависит эффективность работы в целом, возможности и динамика деятельности организации, а также ее инвестиционная привлекательность.

Саму науку менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности всего инвестиций, производства, инноваций и т.д. Да и сама работа менеджера состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался - бизнесом или работал на предприятие, - от него требуется правильное выполнение задач, то есть ожидают проявления эффективности. Тем не менее, руководящие должности и должности менеджеров подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И, наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие, принимают за "творческую искру", другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми.

Аналогично людям, организации могут приносить прибыль, но не быть эффективными и наоборот организация может разориться, но это не значит, что ее деятельность была не эффективной.

Объект исследования – менеджмент.

Предмет исследования – эффективность менеджмента организации.


Целью исследования является комплексный анализ эффективности менеджмента организации.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать понятие и сущность современного менеджмента;

– проанализировать менеджмент как особый вид профессиональной деятельности;

– изучить функции и принципы менеджмента;

– рассмотреть пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента;

– изучить взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента;

– рассмотреть эффективность управления и направления её повышения.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Андреев В.Д., Беляев, А.М., Гайнутдинов, Э.М., Дробышева Л.А., Ермишина Е.Б., Захарова С.А., Иванова В.В., Коносуке Мацусита, Кузнецов Б.Т., Мальшина Н.А., Минько Э.В., Орехов С.А., Пахомова Н.А., Платонова Н. А., Сатаева Д.М., Ситников, С.Г., Шадченко Н.Ю., Эриашвили Н.Д., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Содержание и технология менеджмента

1.1 Понятие и сущность современного менеджмента

Термины «менеджмент», «менеджер» быстро и прочно вошли в наш лексику, заменив ранее используемые термины «руководитель», «управление», «директор».

Термин «менеджмент» имеет американское происхождение и дословно не переводится на другой язык. Можно предположить, что термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», это синоним.[1]

Ввиду вышесказанного вполне законно использовать понятие «управление» в современных условиях, ссылаясь на его «рыночный» смысловой контент.

Управление - это многозначное понятие, которое рассматривается в нескольких аспектах.

В теоретическом плане управление понимается как наука об управлении, в прикладной - это организация управления компанией, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и т. д.[2]


Управление также представляется как процесс управления, то есть технология реализации функций управления, в том числе сбор информации о состоянии объекта, разработка управленческих решений и организация их реализации.

При всей многовариантности существующих в литературе характеристик в обобщенном виде управление понимается как функция управления.[3]

Наиболее часто используются подходы к определению сущности и содержания управления в специальной литературе по менеджменту.

Процесс управления включает в себя функции планирования, организации, координации, мотивации, осуществления, чтобы менеджеры обеспечивали условия для продуктивной и эффективной работы сотрудников в организации, а также получения результатов, соответствующих поставленным целям.

Следовательно, управление - это также способность достигать целей, направлять работу, интеллект, мотивы людей, работающих в организации.

Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющая выполнять функции менеджмента. Это теоретическая основа практики управления, которая обеспечивает практическое руководство.[4]

Как область знаний, научный менеджмент представляет собой весь объем знаний, накопленных за сотни тысяч лет практики и представленных в виде концепций, теорий, принципов, методов и форм управления. Управление как наука сосредотачивает свои усилия на объяснении характера управленческой работы, установлении связей между причиной и следствием, выявлении факторов и условий, в которых люди работают вместе, что является более эффективным и более полезным.[5]

Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что и как делать наилучшим образом, - это искусство. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в том, чтобы организовывать и направлять усилия всего персонала на достижение поставленных целей[6]. Поэтому руководство часто идентифицируется с менеджерами, а также органами и механизмами управления.

Менеджмент - это специфическая совокупность современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без этого организация как целостный субъект не может существовать и работать эффективно.[7]

Для их преобразования необходимо выполнять различные действия, то есть выполнять определенные функции.[8]


Таким образом, управление существует в условиях рынка, что означает:

* ориентация организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей;

* постоянное стремление повысить эффективность производства с меньшими затратами;

* экономическая независимость, обеспечивающая свободу принятия решений;

* постоянная корректировка целей и в зависимости от рыночных условий;

* конечный результат организации или ее самостоятельных экономических единиц;

* необходимость использования базы с компьютерными технологиями для многомерных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

Управление - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение целей в ходе любой хозяйственной деятельности предприятия.

Управление объединяет под своим руководством работу многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и т. д., поскольку объектом управления является хозяйственная деятельность предприятия в целом или его конкретной сферы (финансы, продажи).

Какого бы характера хозяйственная деятельность не носила, но если она направлена ​​на получение прибыли или дохода от бизнеса, мы можем сказать, что она осуществляется с помощью руководства.

Таким образом, управление охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых компаний, гостиниц и ряда других экономических организаций, которые действуют в рыночном механизме как самостоятельные хозяйствующие субъекты.[9]

Для всех сфер характерно обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности.

Однако при всем многообразии взаимодействия между менеджментом и организацией можно четко установить границы видов деятельности, составляющих содержание управления, а также четко определить субъектов управленческой деятельности - менеджеров.

Управление организацией представлено в виде процесса реализации определенного вида взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации. [10]

Конечной целью управления является обеспечение рентабельности деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технической базы, а также эффективное использование человеческих ресурсов при совершенствовании навыков, креативности и лояльности каждого сотрудника.


Целью управления в этих условиях является постоянное преодоление рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с этим в задачи управления входит:

* обеспечение автоматизации производства и перехода на использование высококвалифицированных рабочих;

* стимулирование работы работников организации путем создания для них лучших условий труда и повышения заработной платы;

* постоянный контроль за эффективностью работы, координация работы всех подразделений организации;

* постоянный поиск и освоение рынков.[11]

Задачи, которые необходимо решить в управлении, также включают в себя:

* определение конкретных целей развития организации;

* определение приоритета целей и последовательности решений;

* разработка стратегии развития экономических проблем организации и путей их решения;

* разработка системы мер по решению предложенных проблем на разные периоды времени;

* выявление необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

* контроль за выполнением задач.

Задачи управления постоянно усложняются по мере увеличения масштабов производства, что требует обеспечения всех возрастающих объемов.

Объекты управления:

• производство;

• маркетинг;

• финансирование;

• работа с персоналом;

• бухгалтерский учет;

• инновации.

Управление производством предполагает, что соответствующие службы управляют процессом обработки сырья и полуфабрикатов, поступающих в организацию.[12]

Для этого руководство выполняет следующие операции:

* разработка продукта и управление дизайном;

* подбор технологического процесса, размещение персонала и оборудования в процессе с целью оптимизации затрат на изготовление изделия;

* управление закупками;

* управление запасами на складах, в том числе управление хранением приобретенных товаров, полуфабрикатов собственного производства для пользования;

• качество.

Управление маркетингом разработано с помощью маркетинговых мероприятий для реализации продукта, созданного организацией, чтобы связать в единый последовательный процесс для удовлетворения потребностей клиентов организации и достижения целей организации[13]. Для этого сущестуют следующие процессы и действия:

• исследования рынка;

• создание систем продаж;

• реклама

• ценообразование;

• продажа;

• распространение созданных продуктов;