Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и сущность современного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовый менеджмент заключается в том, что менеджмент управляет процессом движения денежных средств в организации. Для этого проводится:

* бюджетирование и финансовый план;

* формирование денежных ресурсов;

* распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь;

* оценка финансовых возможностей организации.

Управление человеческими ресурсами предполагает использование возможностей сотрудников для достижения организационных целей. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

* подбор и расстановка кадров;

* развитие;

* компенсация за выполненную работу;

* создание условий труда;

* поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

Инновационный менеджмент - организация процесса исследований и разработок, использование в производстве новых продуктов или услуг, новая организация производства и управления.[14]

1.3 Функции и принципы менеджмента

Содержание процесса управления отражает функции управления.

Под функцией управления понимается определенный вид постоянно повторяющихся работ, характеризующий одну из сторон управления. Их появление явилось результатом разделения административной работы из-за всевозрастающей сложности объектов управления.

Функции занимают решающее место в теории управления. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы работы менеджмента, раскрывается профессиональный уровень сотрудников.[15]

Каждая из управляющих функций имеет определенные методы выполнения. Все функции взаимосвязаны и в то же время относительно изолированы.[16]

Исключение одной из функций нарушает ритм процесса управления. В то же время качественное улучшение одного из них напрямую не влияет на качество других.

Понятие управленческих функций многозначно, в связи с чем их классифицируют по ряду оснований.

Функции:

* прогнозирование и планирование;

* организация;

* мотивация сотрудников;

* учет и контроль.

Функция планирования включает в себя следующие действия:

* определение миссии компании;

* установление цели предприятия;

* определение стратегии поведения компании и ее составляющих структур;

* разработка политик и процедур, регулирующих поведение объектов управления на предприятии;


* формирование производственной программы предприятия.

Функция мотивации сотрудников является ключевой в управлении. Она заключается в создании рабочей среды, которая внутренне побуждает сотрудников действовать в соответствии с их делегированными полномочиями. Для этого необходимо определить фактические потребности работников (часто они не только для увеличения их доходов) и обеспечить, чтобы эти потребности удовлетворялись за счет хорошей работы.

Функция контроля обеспечивает мониторинг хода работ, их соответствие принятым планам, действующим нормам, инструкциям, правилам.[17]

Для эффективного выполнения этой функции вы должны:

 * установить стандарты - точное значение параметров, которые должны быть достигнуты за определенный период времени;

 * измерение фактического результата, достигнутого за тот же период времени и его сравнение со стандартом;

* исправление отклонений от исходных целей до тех пор, пока они не будут полностью пересмотрены, чтобы сделать их более реалистичными и соответствующими ситуации.

Управление осуществляется с помощью основных допущений, правил, называемых принципами управления, которыми руководствуются руководящие органы.

Они отражают действие объективных законов и методов управления, а также требования к конкретной системе, структуре и организации управления.[18]

Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются актуальными в современных условиях предприятий[19]:

1. Власть неотделима от ответственности, которая должна с ней сочетаться.

2. Разделение труда - соблюдение предела в специализации труда, избегая дублирования.

3. Дисциплина обязательна для всех - какой руководитель, такова команда.

4. Единство командования - влияние управления должно исходить от одного человека.

5. Подчинение индивидуальных интересов работников общим интересам компании.

6. Справедливое вознаграждение - справедливая оценка работы со стороны работодателя и работника.

7. Стабильность персонала является признаком хорошего управления.

8. Порядок во всем - материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте).

9. Единство управления - целенаправленная единая политика по всему предприятию.

10. Корпоративный дух - ориентация всей команды на достижение результатов.


Литературные источники дополняют управление как науку следующими принципами:

* ориентация на действия в области управления с конкретными целями;

* обеспечение цели, результата и средств ее достижения;

* сложность управления;

* единство перспективного и текущего планирования, обеспечение его преемственности;

* контроль за выполнением управленческих решений как важнейшего фактора их эффективности;

* многогранное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего персонала компании и каждого;

* индивидуальный подход, позволяющий использовать потенциал;

* заинтересованность сотрудников в совершенствовании своих навыков, постоянном обучении и освоении новых знаний и направлений деятельности;

* сосредоточиться на здоровом психологическом климате в коллективе;

* гибкость организационной структуры управления, позволяющая решать функциональные и управленческие задачи.[20]

Требование научной обоснованности управленческих решений может быть выполнено при условии соблюдения таких принципов и системного подхода к управлению, оптимальности и гибкости управления.[21]

Что касается низового уровня, упоминаются следующие принципы: определенная независимость низового уровня, активизация инициативы работников и их участие в управлении, обучении, ответственности, дисциплине и осведомленности персонала.[22]

Все принципы управления должны учитываться в их взаимосвязи.

2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации (предприятия)

2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента

Эффективно работающее предприятие предполагает разовое функционирование всех этапов и направлений управления, т. е. их взаимосвязь во времени и пространстве.

Обеспечение рентабельности, а, следовательно, и эффективности всех подразделений предприятия - основная задача управления.


Под качеством управления понимаются определенные особенности, посредством которых различается управление в разных организациях. Оценка качества управления - это распределение каждого такого признака, измерение степени его серьезности и корреляция с другими признаками для получения какой-либо окончательной оценки.[23]

Другими словами, можно оценить качество управления только в том случае, если оценивается каждый компонент этой обобщающей концепции.

Система управления - это люди, которые координируют усилия других людей для достижения общего результата. Это обычная вещь, которая всегда присутствует и везде, где компания состоит из двух или более человек.[24]

Целостность предприятия можно сказать, когда все органы большого сложного организма действуют как единое целое: только в этом случае можно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевой особенностью системы управления, которая обеспечивает целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем полнее деятельность предприятия. Чем больше неуправляемых элементов в системе, тем более фрагментированной становится деятельность предприятия.

Классическим примером неконтролируемой активности являются лебедь, раки и щука: сделано много усилий, а результат - ноль. Из этого следует, что эффективность деятельности предприятия прямо пропорциональна степени согласованности действий его работников.

Уровень контроля - это то, что отличает одну систему управления от другой. Если вы не знаете уровень контроля в каждой конкретной области деятельности, то мы не можем говорить о полном управлении качеством.

Чтобы оценить качество управления, вы должны уметь оценивать уровень управляемости.[25]

Об устойчивости деятельности можно сказать, когда данное направление сохраняется, несмотря на постоянно меняющиеся обстоятельства.

Классическим примером низкой приспособляемости является завод, который продолжал выпускать механическую арифметику «Феликс», в то время как электронные калькуляторы уже получили широкое распространение. Из этого следует, что успех предприятия в изменяющейся среде существенно зависит от того, есть ли в системе управления самостоятельно мыслящие лидеры или нет, и как они могут влиять на деятельность предприятия.

Уровень адаптируемости - это то, что отличает одну систему управления от другой. Если вам неизвестен уровень адаптивности тех сервисов, которые реализуют стандарты качества, то о каком-то результате мы можем говорить только на языке вероятностей.


Чтобы оценить качество управления, вы должны быть в состоянии оценить уровень адаптируемости.[26]

Управляемость и адаптивность являются ключевыми свойствами любой системы управления.

И, как уже говорилось, серьезность этих свойств в наибольшей степени определяет качество управления и отличает одну компанию от другой. Но это не единственные показатели, которые можно использовать для оценки качества управления.

Линейно-функциональные структуры, например, лучше всего подходят для устоявшихся действий в стабильной среде, в то время как дивизионные структуры более эффективны в динамической среде, потому что они способны к более гибким действиям.[27]

Специальная организация управления дает эффект только тогда, когда все или большинство руководителей отвечают требованиям места, то есть способны выполнять задачи, которые им предписаны.

При выборе менеджеров их способности не всегда учитываются, поэтому влияние организационных структур на качество управления можно либо полностью игнорировать, либо формально учитывать.

Если менеджер думает о компании как о целом организме, то существует своего рода инструмент, который позволяет понять, как лучше организовать деятельность.

Например, понять, без чего не могут обойтись системы жизнеобеспечения (это позволяет идентифицировать отдельные сферы деятельности и структурировать их как направления).[28]

Затем подумайте о том, какие тела необходимы и достаточны для того, чтобы конкретная система могла реализовать свои функции (состав единиц в каждом направлении больше не может быть произвольным, это определяется определенной логикой функционирования направления в целом).

Таким образом, формальный подход к созданию и реорганизации организационной структуры практически сводит на нет его возможное влияние на качество управления, и в тех случаях, когда такая работа проводится неформально, правильнее сказать, что характер такого влияния является производным от адаптивности системы управления.[29]

Другим параметром, которым отличаются системы управления, является уровень подготовки управленческих кадров. Чем лучше подготовлены менеджеры, тем эффективнее они, тем выше качество конечного продукта.